ГНОМ. Про программистов

Ольга Реймова
      У нас в институте сменился директор. Пришёл молодой человек тридцати с небольшим лет. Невысокого роста, пропорционально сложенный, красивый лицом. Математик по образованию. Глаза большие, чёрные, умом светятся, жизнеутверждающий взгляд. Походка лёгкая, быстрая.

      Часто курил и много пил кофе. На письменном столе всегда держал валидол, так как сердце не выдерживало нагрузки, которую он себе задавал. Звали его Ринат. Работал непрерывно. Много, быстро. Кандидатскую диссертацию защитил рано.
 
      Пришёл к нам делать докторскую. Основной состав в институте - программисты. Изучил всех сотрудников по личным делам и в частной беседе. Отобрал самых умных и способных. Создал лабораторию, которая была призвана разработать новую операционную систему, для современных, по тому времени, электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Систему назвали «Генератор, настраиваемый на обработку по методикам», сокращённо ГНОМ.

      Лаборатория располагалась на втором этаже бойлерной, которая отапливала целый район. Помещение было небольшое. Здесь находился институтский вычислительный центр с комплексом ЭВМ. Когда поднимались на второй этаж, то уже на лестнице чувствовался запах кофе и сигарет.

      Курили почти все без исключения и все увлеклись не только ГНОМом, но и кофе и курением. Никто не хотел отставать от нового красивого зажигательного директора. Он был эрудирован во всех областях, мог поддержать разговор на любую тему. В политике, в экономике, в литературе, а уж про математику, что и говорить! В совершенстве знал английский язык, знал наизусть много стихов. Очень хорошо рисовал. Когда слушал чей-нибудь отчёт о работе или в беседе, то всегда вырисовывал какие-нибудь знаки или буквы искусно, красиво. Я иногда забирала их на память, хотелось разгадать, о чём он думал в этот момент.

      Беседовать очень любил. Иногда звонил и говорил: "Приходи, потрепаться, расскажу кое-что". Потрепаться - это поболтать. Увидеть его «горящие» глаза – значит получить заряд энергии надолго. Он отдавал, дарил свою энергию всем нам, тем самым помогал осваивать новое, неизведанное, интересное.
      Ринат был влюблён в двух женщин: в свою жену и свою работу. Кажется работу любил сильнее.

      Ни одну идею, выпущенную вслух сотрудниками, не пропускал мимо, старался разобраться и использовать обязательно. И любил говорить, что плохих работников нет, просто надо каждого использовать по правильному назначению, заставить его делать то, что он умеет.

      Не любил пьющих, считал пьянство большим пороком. Застолья не запрещал, но сам никогда в них не принимал участия. Именинника мог зайти поздравить, пожелать всего наилучшего, но без тостов.

      Если в его лаборатории обнаруживался пьющий программист, он просто его игнорировал. И тому ничего другого не приходилось, как, либо бросить это дурное дело, либо уйти из лаборатории.

      Разрабатывали систему очень умные и способные, можно сказать, талантливые ребята. Кажется, дома они появлялись редко. Их на работе можно было застать в любое время суток. Разработчики были мужчины и несколько женщин, которые воплощали их идеи. Система создавалась на физическом уровне, не используя никакие алгоритмические языки.

      Однажды утром слышу разговор тех, кто курил и не ушёл ещё домой с ночного времени.

- Сегодня ночью Тамара с Асхатом так сцепились, всю ночь боролись с ними.

Я думаю, что же случилось и слышу дальше:
- Тамара ему из программы подала сигнал обработать поступившую информацию, Асхатова программа не справляется, и эти две программы так вцепились друг в друга, что всю ночь пришлось их разнимать. Ха-ха-ха. Оказывается у Асхата был запрограммирован другой сигнал и они не могли разойтись. Асхат должен был обработать и передать Сашкиной программе….

      Дело в том, что любая система состоит из множества взаимосвязанных программ, которые должны принимать и передавать информацию и сигналы следующей. Вот где-то что-то не так сделаешь и всё, развал полный. Такие разговорчики каждый день. Не сразу поймёшь, где программа, а где программист.

      Работали увлечённо, ничего другое в жизни не интересовало. Остальные программисты писали проблемные программы на языке ГНОМ и тем самым делали отладку этого генератора и неявно участвовали в создании системы.

      На праздники выпускали стенные газеты и тоже только про свою работу. Я помню сочинила на Новый год стишок:

У нас в институте ГНОМ поселился,
И этот год он у нас веселился,
Всех так закрутил и завертел,
Что над работой каждый попотел.

Нам ночью уже ничего не снится.
И ночью нам давно не спится,
Мы потеряли покой и сон,
Как только к нам явился ГНОМ.

В новом году покоя не ждите,
Смело за ГНОМом вперёд идите,
Вам ГНОМ загадками грозит,
Их разгадать вам предстоит.

      ГНОМ сделали в каком-то варианте, написали несколько проектов на этом языке, сдали заказчикам, система постоянно совершенствовалась.
 
Но вот пришли новые времена.
 
Институт закрыли.

      Талантливые специалисты вынуждены были уйти на заработки в разные Банки, где конечно же не было ничего подобного в смысле творчества.

Потеряли свой потенциал и свою увлечённость.
 
Ушёл замечательный и талантливый Ринат. Вернее уехал в дальние края. Где он? Мы не знаем. Может и там творит чудеса своим творческим умом.
 
А мы помним про ГНОМ и про его создателя.