Человек и Символ, гл. 4 - Гости из подсознания

Феликс Эльдемуров
По поводу помещённых здесь материалов - дополнительно можно обратиться на мою же страницу:       
http://www.proza.ru/avtor/imhotep


Глава 4 - Гости из подсознания

       "Чудеса не противоречат законам природы.
       Они противоречат лишь нашим знаниям о законах природы."
       Блаженный Августин.
       1
       "Молчаливого "коллегу" - написал я только что? Да, молчаливого - до поры,
до времени...
       Есть ли у человека возможность в открытую поговорить со своим подсознанием?
       Оказывается, есть.
       Явление, о котором пойдет речь, а именно феномен так называемого
спиритического общения, всерьез, научно еще не исследовалось. Создается
впечатление, что даже те ученые, которые его, якобы, "изучали", сами же внесли
в понимание сути этого процесса невообразимое количество путаницы - от
откровенно мистических, голословных, очень слабо обоснованных утверждений до
откровенно злопыхательских, столь же слабо обоснованных отрицаний.
       То, что это малоизученное явление таит в себе незаменимый инструмент к
познанию психики человека, поняли немногие*. И, естественно, тут же получили свою порцию "критики", с одной стороны от материалистов, с другой - со стороны
представителей церкви. Примечательно, что как только аргументы у "серьезных
ученых" заканчивались, они, с легкостью необычайной, обращались в "стойких
верующих" и буквально с пеной у рта принимались обвинять своих вчерашних коллег
в бесовщине.
------------------------------
       * Осваивая технику общения с подсознательными образами, я по наивности
ринулся искать литературу по этому вопросу. Увы! В Советском Союзе этому
вопросу уделяли внимание, может быть, и многие, да вот только публикаций на
эту тему удалось разыскать только две - две маленькие брошюрки Л. Васильева,
изданные в конце 50-х годов; довольно поверхностное, на мой взгляд, исследование
некоторых феноменов человеческой психики. Учитывая, что Васильева и его
соратников и последователей наши "самые передовые в мире ученые" очень скоро
заклевали, о чем-то более подробном и глубоком можно было не мечтать. Так и
вышло, что мне самому на себе пришлось исследовать вопрос общения с "духами",
благо объект опытов всегда на плечах, а оборудование несложно. Поскольку
в те времена я был самым кондовым материалистом, мне удалось избежал многих
ошибок, которые непременно сделал бы человек верующий; то есть, как человек,
закончивший факультет по специальности "биология и химия", я искал прежде всего
естественные причины изучаемого явления. Не люблю хвалиться, но благодаря
любопытству открыл самостоятельно довольно многое и весьма удивлен тем, что
на мои публикации в "Науке и религии" не откликнулся ни один более-менее
квалифицированный психолог. Ну хоть покритиковали бы для порядка! - Ф.Э.
--------------------------
       Со свойственной представителям официальной науки тягой к навешиванию
ярлыков - вместо желания понять, с чем же, собственно, имеешь дело, - на
спиритизм навесили этикетки "гипноза", "самогипноза", "внушения", "самовнушения", "безусловно вредного заблуждения" и разумеется (как же без этого!) - "шарлатанства".
       "Здравое мышление, - писал К.Леви-Строс, - жадно стремится познать
вселенную, механизмы которой ему не удается себе подчинить, а потому оно
пытается постигнуть смысл непостижимых вещей. Патологическое мышление, напротив,
имеет всегда наготове массу толкований и эмоциональных откликов, которыми оно
всегда готово с излишками снабдить порой недостаточно богатую действительность".
("Структурная антропология"),
       Может показаться, что это утверждение известного ученого противоречит
постулату "бритвы Оккама" - "не преумножай сущности сверх необходимого", то
есть - то, что можно объяснить просто, не следует объяснять сложно.
       Но дело в том, что наша наука явно заигралась в объяснения с л о ж н ы е !
Доходит до абсурда - когда на самом деле более п р о с т ы е объяснения того
или иного явления существуют, не могут не существовать, официальная наука
сознательно закрывает на это глаза. Так удобнее...
       Вот и получается, что обыкновенный современный человек знаком с явлением
того же спиритизма (и не только с ним) исключительно по бабским сплетням да
фантазиям голливудских киношников.
       Тем не менее, оно имеет самое близкое отношение к главной теме нашего
разговора - письму, букве, знаку и символу.
       Я не хотел бы, подобно многим пишущим на оккультные темы, повествовать
вновь о начинающих вызывать оскомину таинственных сестрах Фокс и мистичнейших
братьях Аксаковых. Ваше внимание, дорогой читатель, хотелось бы привлечь к одной
из популярнейших разновидностей спиритизма, а именно - той, в которой в качестве
приема используются так называемые идеомоторные (непроизвольные) движения
человека.

       2
       К упомянутой разновидности спиритизма, которую я в дальнейшем стану
называть активной медитацией*, судя по имеющимся в распоряжении автора
источникам, проявляли исключительно мало внимания сами спириты. Конан-Дойль в
своем объемистом труде, посвященном истории спиритизма, не говорит о ней ни
слова. Как будто и в его время и, тем более, гораздо ранее, с середины XIX века,
никто не "гонял блюдечко" по кругу алфавита. Что же касается "серьезных"
ученых, то выводы комиссии Менделеева (достаточно, между прочим, объективные!)
были истолкованы таким образом, чтобы максимально умолчать о психическо-феноменальной подоплеке явления.**
------------------
       *Обычная медитация, в традиционном понимании этого термина, подразумевает
большую созерцательность, невмешательство в наблюдаемую картину и связана чаще
с наблюдением зрительных образов. - Ф.Э.
       **Выводы этой комиссии были сделаны на основе наблюдения всего нескольких,
как теперь становится понятным - очень грубо, (если не шарлатански!), поставленных опытов. Ее члены не удосужились ни увеличить число опытов хотя бы до десятка-двух, ни пронаблюдать различные виды спиритического общения, ни освидетельствовать детально психическое состояние участников сеансов. Это весьма определенно говорит об уровне научности проведенных таким образом "изысканий". Тем не менее, ни Менделеев, ни Ф. Энгельс, (в свое время также интересовавшийся "духами"), не отрицали в своих выводах того, что, на мой взгляд, есть самое главное - ответы "духов" как в описываемой, так и сходных с нею техниках спиритизма (например, автоматическом письме) производятся через идеомоторные движения человека. - Ф.Э.
-------------------
       Внешние проявления активной медитации объясняются, с естественной
точки зрения, так называемой идеомоторикой (от греческого слова "идеа" -
идея, образ, и латинского "мотор" - приводящий в движение). То есть, стоит
вам только допустить мысль о каком-либо движении, как в вашем теле
появляются непроизвольные нервные импульсы, готовые это движение
стимулировать. Простейший, еще школьный пример - шарик на ниточке: если вы
протянете руку, закроете глаза и представите, что вращаете этой рукой
колесо, то, открыв глаза, "с удивлением убедитесь", что шарик на ниточке
начнет вращаться.
       С идеомоторикой связаны очень многие повседневные занятия человека.
Она позволяет разгрузить сознание, помогает, помимо проведения мыслительной
работы, еще и совершать какое-либо, не связанное с нею прямо, действие.
Практически все приобретенные нами двигательные условные рефлексы построены
на идеомоторике. Зачерпывая ложкой суп, мы уже не ждем, как когда-то в
детстве, напоминания: "за маму, за папу", но более того - ухитряемся при
этом еще и почитывать газету. Когда пишем письмо, то о красоте и форме букв
думаем, начиная первые строки, а далее - за дело берется идеомоторика.
Любой профессиональный двигательный навык также неотделим от этого нашего
свойства, и более того... Представьте себе, например, пианиста, который во
время исполнения сложной пьесы вдруг начнет задумываться, куда и какой
пальчик ему в данный момент следует поставить. А в партитуре десятки тысяч
нот! Естественно, наш исполнитель тут же запутается в них, как пресловутая
сороконожка в своих ногах.
       Сознание человека, который наблюдает за перемещением маятничка на нити,
который прочитывает буквы, возле которых останавливается блюдце, сознание
человека, следящего за движением карандаша при автоматическом письме - не
является в эти моменты полновластным хозяином руки, которая все эти движения
осуществляет. Мы как бы временно "отдаем на откуп" свои руки (а еще глаза и
голос) для того, чтобы с нами поговорил, высказал свое мнение некий субъект,
именуемый "духом".
       Так, когда однажды по просьбе телепрограммы "Времечко" мне довелось
вызывать "дух Ленина", моя речь изменилась настолько "по-ленински", что во
время передачи остроумные телевизионщики запустили под нее реальные
кинокадры с Владимиром Ильичом, выступающим с трибуны.
       Зададим вопрос: кто же изнутри нас в это время командует идеомоторными
движениями? В чье распоряжение мы, хотя бы временно, предоставляем свое
физическое тело?
       Оккультисты (Папюс) высказывают мнение о том, что подобные занятия
являются родом одержимости. Посему и предупреждают против чрезмерного ими
увлечения. Да, иные медиумы XIX-XX века действительно впадали в
гипнотический транс, но опыт показывает, что подобного рода жертвенность
вовсе не обязательна. Да и обычный человек, используя идеомоторику
ежедневно, одержимым почему-то не становится.*
------------------
       *Кстати, устройствами, подобными спиритическому алфавитному кругу (не
всегда кругу!) может быть признана, например, клавиатура пишущей машинки
или компьютера, что лично мною опробовано неоднократно. Но ведь с тем же компьютером работают миллионы человек! В том числе и тех, кто сочиняет художественные тексты. Выходит, что в минуты вдохновения, например, за наших скоропишущих авторов детективного жанра работает их подсознание. При этом учтем, что поскольку интуитивное мышление и связанные с ними медиумические способности
гораздо сильнее развиты у женщин, не следовало бы удивляться внезапно возникшему
у нас огромному количеству пишущих женщин. - Ф.Э.
-----------------
       Практика активной медитации показывает, что во время проведения сеанса
человек в любой момент способен взять контроль над движением и прекратить
его. Более того: движение прекращается и тогда, когда "духу" задается
очередной конкретный вопрос. То есть, в это время переключатель невидимого
тумблера направлен в нашу сторону. Как только вопрос задан, в дело снова
включается идеомоторика, вновь начинает ходить рука, которую, в свою
очередь, контролирует зрение, а к ним подключается звуковая речь. При этом,
еще раз напомню, мышление человека остается с ним и курирует весь процесс
получения информации.
       При помощи невидимых персонажей, которых мы называем "духами", можно
извлекать из памяти не только те сведения, которые мы могли бы и без них
спокойно вспомнить, но и те, которые припомнить в привычной обстановке было
бы непросто. Более того, информация эта часто преподносится не в логическом,
а в образном, творческом виде, причем наряду с безусловной правдой, а порой и
вместо нее идет немало образного "мусора" - отсюда сетования противников
спиритизма на мнимую "лживость" невидимых собеседников. Просто, когда каких-то
сведений в памяти нет, "дух" их просто-напросто изобретает, сочиняет,
придумывает. Поэтому с его помощью можно создавать сказки, белые стихи, рекламу,
даже целые откровения, подобные главам из "Книги Духов" Алана Кардека или
"Живой Этики" Елены Рерих*, но его не следовало бы "пытать" о сведениях, которых
он при обычных условиях отыскать не в силах. Об исключительных случаях, когда
"дух" действительно бывает способен извлекать верную информацию буквально
"ниоткуда", мы поговорим ниже.
-------------------------
       * Не удержусь от длиннющей цитаты из Валентина Томберга - философа и
психолога, писателя-эзотерика, автора замечательной книги "Медитации на Таро":
       "...Внезапно в нем пробудилось желание взять бумагу и писать. Так он и
сделал. И под диктовку внутреннего голоса он написал ряд рукописей с рисунками,
- это он-то, отродясь не умевший рисовать, - причем автор этих рукописей (его
внутренний голос) провозгласил себя никем иным как самим Озирисом из Древнего
Египта, который теперь получил возможность открыто и подробно изложить то, что
ему ведомо о религии о древней премудрости, в виде послания людям двадцатого
века... Воспреемник этого удивительного откровения и его жена, зачарованные
его грандиозностью и личностью вдохновителя, с восторгом взирали на свой труд
и вознамерились довести это неслыханное откровение до ведома всего человечества.
И вот особое издательство стало выпускать в свет один за другим тома откровений
Озириса..."
       И немного далее:
       "Вы, те, кто ни во что не ставит научный поиск, мир мысли от Платона до
Канта, сокровища подлинных свидетельств великих мистиков, богатство герметической традиции и, наконец, само Святое Писание, святые таинства, кровавый пот гефсиманского сада, Крест Голгофы и Воскресение... получайте же то, что хотели - эти тома напыщенных банальностей, доведенные до вас, по вашему же желанию, сверхъестественным образом."
       То, что и Елена Ивановна Рерих, и авторы велеречивых "Посланий Махатм" и
много чего прочего - всего-навсего некритично относящиеся к своим исследованиям
медиумы, писать как-то не принято. А это, между прочим - ощутимый тормоз к
использованию действительных достижений так называемого медиумизма в подлинно
научных целях. - Ф.Э.
------------------
       Те слова, та информация, которую устами медиумов оглашают на сеансах
разные собеседники-"духи", таится в памяти черезчур глубоко, чтобы до нее могло
запросто дотянуться сознание. Следовательно, судя хотя бы по этому признаку, мы
закономерно можем предположить, что образ-дух, ведущий с нами беседу, имеет в
своей естественной основе не сознательную, а подсознательную природу.
       В предыдущей главе мы говорили о путанице в понятиях подсознательного и
бессознательного, которые часто путают и сливают вместе. Вспомним доклад
комиссии Менделеева: речь в нем идет о "бессознательных" движениях. Конечно,
великий химик мог не быть профессиональным психологом, тем более что в те годы
о подсознательном еще никак не говорили. Ну, а когда эти два понятия путают
психологи?
       Бессознательное, как об этом уже говорилось, включает в себя, помимо
подсознательного, еще и инстинктивное, чисто животное, то есть абсолютно не
поддающееся разуму поведение. В принципе, в психике человека мы можем выделить
три основных подразделения: инстинкты, подсознательную и сознательную сферы.
Простой пример: я замахнусь - вы зажмуритесь. Это безусловный рефлекс,
поведение, полностью подчиненное инстинкту обороны, то есть поведение самой
низшей ступени. Если я, минуту спустя, повторю это действие, вы, пожалуй, не
только не зажмуритесь, а еще и отмахнетесь - это произойдет также непроизвольно,
без участия сознания (подумаете вы уже потом), но в этом случае ваше поведение
будет основано на опыте, будет представлять более высокую, подсознательную
ступень поведения. Наконец, если мне захочется повторить свой опыт в третий раз,
в ответ я услышу несколько не очень приятных слов. Это будет доказательством
того, что данная реакция находится полностью под контролем сознания.
       

       3
       Самому грубому, сугубо материальному, животному в психике - его инстинктам
противопоставлено высшее состояние сознания, которое современные психологи
именуют термином "осознание".
       Сознание неоднородно. По сути, то, что мы называем обобщенно сознанием,
рассудком, разумом представляет собой на деле множество состояний, множество
ролей, которые мы выбираем и играем в зависимости от окружающих обстоятельств,
состояния здоровья, опыта в том или ином деле, возраста, настроения и т.д.
Высшее среди них - то, в котором мы полностью осознаем себя как данную,
конкретную личность, находящуюся в данном, конкретном месте, за данным,
конкретным занятием.
       Осознание - явление нечастое и требует немалой концентрации внимания.
Попробуйте-ка, дорогой читатель, не отвлекаясь ни на что другое, "поосознавать"
себя хотя бы секунд 10-15. Вы непременно отвлечетесь на что-либо другое, и
хорошо - если бы мы в жизни попробовали только и делать, что себя осознавали,
то вскоре элементарно получили бы расстройство мозга. Из всей нашей жизни мы
помним только те моменты, когда себя осознавали. Остальная информация уходит
в бессознательную, а точнее - в подсознательную память.
       Осознание, эта наша "точка сборки" во время активной медитации неразрывно
связано с проявлением воли и выделением энергии, необходимых для создания,
поддержания и прекращения деятельности вызванного "духа". Оно определяет, с
одной стороны - возможность логического синтеза, с другой - возможность
творческого анализа характерных черт воображаемого нами образа. Рискну
предположить, что мы, не зная этого, проводим полускрытые "спиритические сеансы"
в течение всей своей жизни; например - когда что-либо пытаемся вспомнить.
       Инстинкт, в противоположность осознанию, начало слепое, необходимое для
поддержания в пределах нормы физического состояния человека. Инстинкты, с одной
стороны, определяют, в виде безусловных рефлексов, врожденный автоматизм
поведения человека, с другой - скрытые мотивы его поведения, незаметные для нас
самих черточки, которые были характерны для наших животных предков.
       Таким образом, осознание и инстинкт с противоположных сторон формируют:
во-первых - стереотипы мышления и поведения поведения подсознательных образов,
во-вторых - возможность творческого перебора вариантов, и г р ы в работе
подсознания. Обе эти крайности, синтетическая и аналитическая, являются
критериями в формировании духа-образа и его поведении во время сеанса.
       Особо следует сказать о памяти, поскольку подсознательный образ, именуемый
на сеансе "духом", строится на основе данных, содержащихся не только в
сознательной, но и, главным образом, в подсознательной памяти. Этим он нередко
сильно отличается от того образа, который мы рисуем себе сознательно; а иногда
это отличие бывает настолько разительным, что приходится прерывать сеанс. В этом
подразделении нашей памяти содержится буквально все, что когда-либо, как-либо,
в каком-либо состоянии восприняли органы чувств и переработал мозг. Это не
просто моментально схваченная, но и творчески переработанная информация. В ее
обработке принимают особенно активное участие так называемые "лимбические"
("окраинные"), структуры головного мозга: эпифиз, гипоталамус, таламус,
гиппокамп, гипофиз, ретикулум... Эти же структуры ответственны за эмоции, а
следовательно - неотделимы от такого процесса, как воображение.
       Лимбические структуры в физиологии занимают промежуточное положение между
наиболее древними структурами мозга и его большими полушариями. Они, по
выражению американского ученого Флойда Э. Блума, являются как бы релейными
(промежуточными, контрольными) станциями, участками обработки сигналов,
поступающих практически от всех участков тела. Именно через них эти сигналы
иррадируются в кору полушарий.*
--------------------
       *Добавим к этому, что лимбические структуры принимают активнейшее участие в
процессах возрастного созревания человека. Поэтому, если в спиритических или
иных оккультных церемониях принимают участие дети и подростки, это может самым
отрицательным образом сказаться не только на их психике, но и на общем состоянии
обмена веществ, иммунитете, половом созревании... Да, в силу возрастной
активности лимбических структур, дети и подростки обладают повышенными
способностями к магическим практикам. Но то, что при этом из ребенка в итоге
может получиться калека, тоже не следует забывать. Пусть об этом на досуге
вспомнят, в частности, иные авторы популярных и художественных книжек. А в
особенности - иные рьяные адепты религий и оккультизма, с детства приучающие
детей к участию в своих церемониях! - Ф.Э.
-------------------
       Работа лимбических структур особенно наглядно наблюдается в ночное время.
Именно наблюдается! - в виде снов, которые мы просматриваем. Здесь особенно
выделяется работа гиппокампа - органа, который, согласно данным современной
науки, переводит набранные нами сведения из кратковременной памяти в
долговременную. Причем, сведения эти заносятся в долговременную память не
механически, но творчески - кодируются, тасуются, пересматриваются вновь и вновь. Поэтому мы ночью иногда по нескольку раз, в различных вариантах, просматриваем один и тот же сон. Причем, если вспомните, не просто смотрим, но и эмоционально переживаем. Проснувшись же, нередко не можем вспомнить не только всех перепетий сновидения, но и то, о чем был сон. Это естественно, поскольку структуры подсознания перевели информацию в недоступные нам в обычном состоянии отделы памяти.*
---------------------
       *В моей практике изучения снов был случай, когда я перед засыпанием,
занимаясь в уме нумерологическими расчетами, внезапно... проснулся. Я точно
помнил последнюю сумму и предшествующие ей вычисления. Но оказалось, что
одновременно с этим я еще и видел отчетливый цветной сон - который так же
помнил во всех деталях. Выходит, что, не дожидаясь, пока я засну окончательно,
подсознание приступило к своей обычной ночной работе. - Ф.Э.
----------------------
       Итак, схема выделения и поддержки подсознательного образа ("духа") работает
следующим образом. Первоначальный образ осознается медиумом и окружающими его
лицами. Усилием воли, при участии эмоций, мы рисуем его в воображении, раздражая
все более глубокие слои мышления. В подсознание (а точнее - в подсознания)
уходит приказ на формирование данного образа на основе сведений, которые,
творчески обработанные, закреплены в подсознательной памяти. При помощи воли и
воображения мы постоянно творчески и эмоционально программируем, поддерживаем
его. Если, осознанно или неосознанно, верх над нами берет усталость,
притупляется воображение, ослабевает воля и т.п. - в программе наступают сбои,
образ начинает разлаживаться, поступают несуразные ответы, порой и просто
абракадабра - в чем следует видеть проявление низших, инстинктивных сил
нашего мышления.
       В обычной обстановке структуры, ответственные за подсознание, лишены
организующего центра. Это та область, где, как в компьютере одновременно и
параллельно работает несколько согласованных программ и происходит множество
самых разных процессов. Программируя образ, мы упорядочиваем и концентрируем эту
работу, определяем необходимый нам центр подсознательного мышления, вокруг
которого организуются разрозненные прежде звенья. Тем самым, мы создаем внутри
самих себя с у щ е с т в о , способное мыслить, вести разговор, принимать
решения... Мы временно предоставляем в распоряжение этого гомункулуса свои руки,
свои глаза, свои голосовые связки. Мы даем ему жизнь, мы поддерживаем его своей
энергией, мы же, выяснив необходимое, прекращаем подпитку энергией и
расформировываем его в конце сеанса.
       Иными словами, в ходе активной медитации человек оказывается в положении
героев лемовского "Соляриса", вызывая к жизни образы, с которыми до того имел
достаточно призрачные отношения.*
-----------------------
       * Станислав Лем в молодости сам увлекался спиритизмом, что не помешало
ему впоследствии довольно жестко "развенчать" это занятие в одной из своих
статей. Тем не менее, специфический образ речи, который присущ подсознательным
образам явно повлиял на литературный язык этого писателя; замечу попутно -
как и на язык некоторых иных авторов, таких как, например, Рэя Бредбери, также
увлекавшегося спиритизмом. Специфические обороты подобного стиля речи мы
можем наблюдать и в "Агни-Йоге", что является одним из признаков ее явно
медиумического происхождения. - Ф.Э.
----------------------------
       Ко всему этому следует прибавить, что первообразы-архетипы, о которых мы
упоминали в предыдущих главах, также должны иметь "прописку" именно в
подсознании, где на их основе и создаются буквально все наши невидимые
собеседники; примерно так же, как на основе элементов в природе создаются
различные химические вещества.
       Я ответил на вопрос, поставленный в конце предыдущей главы?
       Но это еще далеко не все...