Человек и Символ, гл. 3 - Нечто запредельное

Феликс Эльдемуров
       Глава 3 - Нечто запредельное

       1
       Иногда со стороны может показаться, что ученые, исследующие символику
вместо того, чтобы заняться серьезным делом, перебирают игрушки. Попробуйте
сказать об этом символистам - и они с жаром поспорят с вами на тему о том, что
даже такая с виду "несерьезная" вещь как игрушка на самом деле является
сложнейшим символом, позволяющим человеку познавать таинственные законы
мирового устройства. Если проделать жестокий опыт и изначально лишить ребенка
игрушек (каковые эксперименты в свое время не ленились проводить и у нас в
стране иные продвинутые "педагоги") - он найдет их сам. Причем, это будут не
какие-то абстрактные или бесформенные существа или предметы, но всякий раз
конкретные жизненные образы: близких ему людей - матери, отца, товарищей по
занятиям, друзей и врагов, животных, персонажей сказок и т.д. Если мышление
его не искажено болезнью, он, в главном, будет повторять, играя,
о д н у  и  т у  ж е схему образов.
       На первый взгляд, это может показаться естественным: человек - существо
социальное, и ему изначально показано учиться жить в обществе, имеющем
определенные устои. Но откуда, в таком случае, он еще в несознательном детстве
берет понятия об этих устоях?
       Согласно наблюдениям психологов, упомянутый выше набор избранных
символов-первообразов, которые Карл Густав Юнг назвал архетипами, является
универсальным, не зависящим от конкретных социальных, исторических или
экономических условий существования. Архетипы - установки в р о ж д е н н ы е.
Они ни хороши, ни плохи - безразличны. Они несколько напоминают инстинкты*, но
в отличие от них являются гораздо более сложными, гораздо более многочисленными, а главное - гораздо менее изученными нами программами восприятия мира.
--------------------
       * Инстинктов насчитывают всего три: пищевой, половой, оборонительный.
Число архетипов по крайней мере на порядок больше. Вспомним: чем сложнее устроен символ, тем он конкретнее. - Ф.Э.
--------------------
       Согласно теории архетипов, которая подразумевает, что все мировые
процессы в своем развитии опираются на строго определенные, общие отправные
или опорные точки, все наборы символов или условных знаков в своей основе
исходят из одних и тех же предпосылок.
       Вспомним Таблицу элементов Д.И. Менделеева. Она строится с учетом
определенных законов. Она состоит из определенных составляющих. Каждый из
элементов, попадая в разные условия, ведет себя по-разному, в то же время не
теряя своей неповторимой индивидуальности.
       То же и с символами, которые в ходе своей эволюции, во все века и времена,
у совершенно разных народов, постепенно эволюционируя, все более приближаются
к своему идеалу, все более чисто и точно отражая тот или иной архетип.
       Традиционно сохраняя и непрерывно совершенствуя, конкретизируя условные
знаки в течение длительного времени, человек постепенно приближает их наборы к
определенной схеме, которая позволяет более точно обозначать явления,
с которыми он сталкивается в повседневности. Неуклонно стремясь к ней,
самые разные по происхождению наборы знаков и символов и приобретают постепенно
разительное структурное сходство друг с другом.
       Такими системами, соответствие между собой которых, вследствие
приближенности их к означенному идеалу, не вызывает сомнений, являются буквы,
цифры, астрологические обозначения, некоторые древние и средневековые системы
символов (сходны, в частности, пифагорейский Тетрактис и каббалистическое Древо
Божественных Проявлений) и т.д. Практика их сравнения и соотнесения в поисках
соответствий составляет важную часть многих тайных учений.
       У известного сербского писателя Милорада Павича в книге "Хазарский словарь"
фигурирует эзотерическая легенда об Адаме Кадмоне, первочеловеке, отдельные
составные части которого были даны различным человеческим племенам. Объединить
все это, собрать Адама Кадмона заново - одна из задач эзотерики.
       Итак, подобно пауку, (животному священному во многих религиях), человек
в своем творчестве всякий раз стремится опереться на одну и ту же постоянно
совершенствуемую схему "отправных точек".

       2
       Человек многое не способен увидеть глазами или услышать ушами. Но это
не означает, что ему подобало бы ограничить свой космос тем представлением,
которое открывается его простейшим пяти-шести органам чувств*. Воспринять и
понять чистым разумом это нечто мы, за чрезвычайно редким исключением, не в
силах**. Но ведь мышление человека не ограничено только сознанием! В нем
принимает участие, например, п о д с о з н а н и е ...
-------------------
       * Включая вестибулярный аппарат - орган равновесия. - Ф.Э.
       ** Кстати, что совсем не означает, что органы чувств передают нам не всю
информацию. Возможно, что всю ее целиком просто не в силах воспринять сознание.
В более глубоких слоях мышления она, скорее всего, воспринимается полностью,
откуда и проецируется в область сознания. Отсюда идут разговоры о каком-то
"внутреннем чутье", "внутреннем ощущении" и т.п. - Ф.Э.
--------------------
     А что есть подсознание?
     Сразу оговоримся.
     Подсознательное (как и, традиционно, гипотетическое надсознательное)
как в популярной, так и, что греха таить, в научной литературе, частенько,
(и более того, увы - привычно) путают или сливают с бессознательным. То есть,
привычно сваливают в один большой котел несколько принципиально различных
систем организации высшей нервной деятельности: условные и безусловные рефлексы,
животные инстинкты, системы памяти, эмоции и чувства, ну и заодно подсознание
вкупе с надсознанием.
     Дело дошло до того, что наше левое ("логическое") полушарие головного
мозга ученые объявили "сознательным", а правое ("абстрактное") подсознательным,
хотя налицо пимеры, когда человек с поврежденным левым полушарием, хотя и
терял иные приобретенные навыки (в речи, письме), но никоим образом не
исключался из социума, и отнюдь не терял того, что именуют сознанием.*
-------------------------
     *Учебные (и не только учебные) пособия по психологии игнорируют,
например, замечательные опыты американского исследователя Майкла Газзаниги
(50-е годы XX века). Этот ученый решил уточнить традиционную гипотезу о
том, что большие полушария головного мозга имеют четко разделенные функции
(пресловутые функции "логического" и "абстрактного" мышления). Дел в том,
что подобные выводы делались, в основном, исходя из наблюдений над
солдатами, травмированными в ходе боевых действий. Но подавляющее
большинство солдат - мужчины! Потому Газзанига решил исследовать мышление
травмированных женщин - тех, в частности, которые перенесли операцию по
разделению полушарий (рассечению мозолистого тела). В ходе его опытов
неожиданно (а скорее ожиданно!) выяснилось, что у большинства женщин, в
отличие от мужчин, функции обоих полушарий примерно одинаковы. То есть,
возможность как "логичного", так и "абстрактного" мышления у женщин
примерно равно представлены как в левой, так и в правой половинках мозга.
     Отсюда, "школьная" теория о том, что подсознание есть прерогатива правого
полушария, естественно, должна быть как минимум пересмотрена.- Ф.Э.
--------------------
     В целом схема взаимодействия основных подразделений мышления человека
(в достаточно упрощенном виде) представляется примерно такой:
      
     см. рис.
         
     С работой подсознания ни в коем случае нельзя смешивать деятельность
сознания в русле "абстрактного" мышления. Наши чувства (собственно -
осознанные эмоции) по отношению к миру - продукт сознательного мышления, это не
они таятся в мифической "подкорке". В то же время логическое понимание мира
опирается на подсознание ничуть не меньше, чем художественное. Наша спонтанная
память (с которой связана во многом деятельность подсознания) подбрасывает нам
с равным эффектом как чувства, так и названия, имена, числа... Во сне (также
один из неотъемлемых аспектов подсознательной работы), согласно легенде,
Д.И. Менделеев увидел Периодическую таблицу элементов - а это, согласитесь,
отнюдь не музыкальное эссе. Люди, обладающие феноменальной способностью к счету,
на вопрос, как они это проделывают, не могут дать четкого ответа...
     Подсознание - скрытая область мышления, во-первых, тесно связанная с
переработкой информации. В обычной обстановке, когда человек бодрствует,
деятельность подсознания приглушена. Мы ощущаем ее только тогда, когда, как
говорится "копаемся" в памяти. Здесь действует классическая схема: раппорт
(посыл команды) - период ожидания - приход информации. Порой "вспоминанию"
мешает чересчур активная работа самого сознания (оно тормозит получение данных).
Понаблюдайте за собой, например, тогда, когда вы заполняете клеточки кроссворда
и никак не можете вспомнить нужное слово, которое "вертится на языке". Но стоит
чуть-чуть отвлечься, расслабиться, перейти к другому вопросу, как необходимое
слово выныривает как поплавок из воды.
     Известен случай, когда при операции на мозге (которые часто проводят без
наркоза) врач случайно задел какой-то нервный узел. И оперируемый вдруг
во всех деталях увидел картину событий, происходивших с ним много лет назад!
Получается, что если наше сознание не в силах все уловить и все запомнить, то
подсознание - это именно тот отдел, мимо внимания которого не проходит ни одна
мелочь. Человек своими органами чувств оперирует одновременно, но осознает
далеко не все. Но эта, прошедшая мимо разума информация все-таки должна где-то
обрабатываться и как-то закладываться в память!
     Во-вторых, оттуда же, из подсознания, к нам приходят эмоции. Порой мы сами
не отдаем себе отчета в том, что нас так сильно испугало или развеселило, и
лишь потом, анализируя, осознаем, в чем, собственно, было дело. Или даже не
осознаем... Списываем на "шестое чувство".
     Работу подсознания в виде череды образов каждый из нас и наблюдает во время
сновидений. Собственно, и сны мы, в бодрствующем состоянии, вспоминаем с трудом
потому, что память о них - подсознательна. Пытаясь вести себя во сне рассудочно,
человек чаще всего немедленно просыпаемся - поскольку сознание немедленно
отодвигает на второй, скрытый план своего молчаливого "коллегу".*
-------------------------
     *Для тех, кто интересуется снами и сокрушается, что не в силах вспомнить
что-то, только что увиденное во сне, могу дать совет. Сны лучше всего
вспоминаются... непосредственно перед сном, когда мы, лежа с закрытыми глазами,
готовимся отойти "в объятья дивных грез". Так можно вспоминать не только недавние
сны, но даже и те из них, которые мы видели много лет назад. - Ф.Э.
-------------------------
     Здесь я чувствую назревающий вопрос: а откуда, собственно, у вас такие
сведения? На каких таких опытах вы основываете все эти, еретически
ниспровергающие данные школьных учебников, рассуждения?
     Ну, во-первых, источники большинства из них располагаются элементарно на
книжной полке. А во-вторых... Так и быть, раскрою вам некоторые "тайны".