Человек и Символ, гл. 2 - Идущий от улья

Феликс Эльдемуров
       Глава 2 - Идущий от улья

       1
       Оказывается, словом «симблон» (позднее – «сюмблон») в Древней Греции обозначали не что иное как... улей. И в этом нет ничего необычного.
       Пчелы считались священными животными, вестниками богов, посредниками
между этим миром и миром потусторонним. В пчел вселялись души умерших. Не
сомневаясь в бессмертии души, древние греки (как и многие современные им
народы) своим погребениям-толосам (собственно, дольменам) придавали форму
улья. В почитании этих животных не отставали от них египтяне, считавшие пчел
слезами бога Солнца Ра. Служители Митры изображали вестника богов Меркурия в
виде пчелы с кадуцеем - "пастуха душ", подразумевая, что пчелы и есть эти
души. В христианстве улей сравнивается с церковью, а прихожане - с пчелами,
мед же символизирует Иисуса Христа. В средневековой Франции изображениями пчел
украшали мантии королей, а балдахин над троном венчала скульптура пчелы.
Славяне считали пчелу священным животным, убить которое великий грех. За кражу
пчел в деревнях наказывали лютой смертью, строже, чем других воров. Во многих
странах верили, что пчеловодством занимаются колдуны...
       Пчелы держались вместе - отсюда второе значение слова "симблон" - множество. Пчелиный рой селился под одной крышей - и это же слово стало обозначением избранности, кастовости, собрания соплеменников или единомышленников.
       С пчелами в символизме можно сравнить условные знаки, объединенные одной
схемой ("ульем") или буквы, составляющие единый письменный строй.*
--------------------------
       * Слова "буква" и "букашка" - родственны между собой. Та же корневая основа
присутствует в словах "бык", "Бог", "будущее"... Почему "божья коровка" именно
"коровка"? Почему та же пчела по латыни "апис", хотя это имя священного быка
древних египтян? Поразмыслите на досуге! - Ф.Э.
-----------------------------
       Приставку "сим" в более позднем варианте греческой грамматики стали писать
не через букву "йота" - I , а через букву "ипсилон" (или "упсилон", "ю-псилон")
 - Y. Своей формой она обозначала совместность действий, соучастие в чем-либо,
слияние в чем-то, одновременность чего-либо, завершенность в чем-либо и т.д.
От слова "симблон" взяли свои имена такие философские и одновременно мистические
понятия, как с и м м е т р и я - то есть, единство двух идеально зеркальных
существ или предметов, с и м б и о з - совместное жизнеобитание, с у м м а
(позднее обретшее новую, латинскую родину слово) и другие. От него же
образовалось, как это считают некоторые специалисты, слово "сумболайон" - со
значением "брать взаимные обязательства", а впоследствии - искомое нами
"с и м б о л о н" (или "сумболон", "сюмболон" - из-за разночтений в произношении
буквы "ипсилон"*).
--------------------------
       *Сравните для наглядности два обозначения названия страны: "Египет" и «Егупет» в исторических русских документах. Греки называли эту страну Айгюптос". - Ф.Э.
--------------------------
       Древнегреческое общество не было однородным, оно делилось на семейства и
группы, которые часто соперничали или даже враждовали друг с другом. Для того,
чтобы определять своих, использовали половинки переломленного пополам
небольшого предмета - монеты, кольца и т.д. По предъявлении этой метки человеку
оказывали гостеприимство или посвящали в тайны общества. Она могла обозначать
условный сигнал, намекать на определенное достоинство и солидность человека,
представлять из себя знак взаимной дружбы или служить визой на въезд в страну.
Поэтому символ как таковой изначально - еще и тайный знак, пропуск, пароль,
удостоверяющий принадлежность его носителя к определенному кругу лиц,
позволяющий ему приобщиться к чему-то тайному или сакральному. Овладевший
языком символов может считать себя посвященным в знание, недоступное пониманию
большинства людей.
       Греческое "сумболон" иногда переводят "бросаем вместе".
       "Боллос" - метательный предмет, чаще шар, мяч (и не только он).
       Слово "болон" или "болла" переводится как "мнение", "намерение", "совет",
а также - "волеизъявление". Вероятно, ему этимологически близко замечательное
русское слово - в о л я . (Вспомните: " С и м в о л ю свою глаголю!..)
       То есть:
       Избранное множество, единство пусть разных, но имеющих равные права,
движимое единой волей - вот что стало скрытым смыслом термина "символ".
       Символ - не просто условный знак. Это знак, прошедший длительную
эволюцию. Символ всегда неоднозначен и способен иметь массу толкований. Он
объединяет их в себе, результируя, реализуя, придавая новый смысл.
       Например, взять такой символ, как буква "Б". В картах Таро ему
соответствует изображение хранительницы тайн, изображенной в профиль женщины,
протягивающей вперед факел Истины. В несколько другой системе понятий это -
изображение полусжатой кисти руки, дающей или берущей. Далее, как мы это
увидим, буква "Б" - это схематическое изображение одной из половинок нашего
головного мозга. И т.д.
       Каждое из значений конкретного символа предполагает познание одной из
сторон мироздания. Чем символ сложнее, тем он конкретнее. Самые простые
символы объединяют в своем прочтении великое множество значений. О символике,
например, креста написано множество книг, но ни одна из них не может
претендовать на исчерпывающий охват всех его истолкований.
       Символы могут быть соотнесены друг с другом по своему подобию, хотя бы и в
обиходе они использовались бы в совершенно разных ситуациях. Кажется, например, что может быть общего между розой, лабиринтом, часами и мифическим Колесом Фортуны? Но подпустите к этим предметам символиста - и он мгновенно определит их в качестве, например, символа цикличности мироздания.
       Помимо всего этого, символ обладает еще одной интересной особенностью. Он
описывает предмет как минимум в трех ипостасях, а именно:
       во-первых, извещает о предмете (а также явлении и т.д.) как таковом;
       во-вторых, несет информацию о его внутреннем содержании или какой-либо
тайне, каких-либо темных или даже опасных его особенностях;
       в-третьих, говорит о том, что окружает данный объект снаружи.
       Психологи в своих тестах и наглядных пособиях любят приводить загадочный рисунок, дескать: что мы видим: пару профилей или вазу?
       Возьмем такой символ, как раковина. Как предмет, она именно раковина,
ракушка и есть. Но внутри нее - целый живой мир со своими порядками и
установлениями, мир замкнутый и относительно независимый от внешних воздействий.
А внешне - это наружная Вселенная, макрокосм, который вынужден терпеть эту
раковину в себе, примеряться под ее форму, под ее шипы и особенности жизни
внутреннего обитателя.
       Изображая любой значок с каким-либо смыслом, мы неизбежно изображаем и
дополняющую его противоположность. Порой доходит до курьеза. Думал ли, например,
художник-дизайнер нынешнего российского герба, что на двуглавого орла в его
рисунке, хотел он того или не хотел, со всех сторон наползает какое-то чудовище - с рогами, когтями и копытами? Приглядитесь! И ведь, что самое неприятное - на
голове этого черта - императорская корона...
       Так кто же здесь, в конце концов, изображен?
       Любое устройство символически существует само по себе, но имеет внутреннее
строение, а также особым образом воздействует на мир.
       Человек и сам в этом смысле тройственен - он и собственно человек, и
микрокосм своего внутреннего мира, и макрокосм взаимодействий его с миром
окружающим.
       То есть, символ одновременно обозначает как некую границу, очерчивающую
предмет или явление, так и те особенности пространства, условия, возмущения
и законы, присутствующие по обе стороны этой границы.
       Примеры этому явлению мы достаточно часто наблюдаем и в языке. Взять,
например, слово "столица", корень которого, конечно же "ст", отсюда - "стол",
"престол" и т.д., поэтому более правильным будет разделить его как "стол-ица".
Но уж слишком явственно, независимо от сугубо грамматических правил, в нем
проступает иная ипостась, а именно: "сто-лица". Мне неоднократно доводилось
встречать каламбурные заголовки статей или книг с названиями вроде "Столицая
столица". Слово "сто" в нашем языке часто служит обозначением множества,
отсюда и сдвиг в понимании смысла слова. И это - не единичный пример.
       Возьмем слово "миниатюра". Оно происходит от латинского слова "миний",
киноварь, она же окись свинца, служившая для приготовления красной краски.
Следовательно, миниатюра - род картины, изображения, где основной цвет -
красный. Миниатюры могли быть как малыми, так и большими (насколько у художника
хватало денег на дорогостоящую краску). Но в языке, так уж повелось, приставка
"мини" обозначает исключительно малый размер чего-либо. Вот и образовалось
у слова принципиально иное значение, а от него и производные: "миниатюрный" -
маленький, "миниатюрист" - художник или писатель малых форм и т.д.
       То есть, и здесь символ имеет три слоя: само слово-знак, значение от
осознания и значение от понимания. Разговорный язык не знает правил грамматики, поскольку он - явление, идущее далеко не только от "хладного разума".
       Сны, которые мы смотрим, пестрят нелепостями, которые никого из нас
совершенно не удивляют, пока мы спим. Во сне мы то и дело видим, как один предмет превращается в другой, но это нас нисколько не поражает. Отчего же? Оттого, что во сне для нас открыта иная, не замечаемая нами в обычной жизни сторона предмета как символа.
       Во сне человек присутствует не разумом, но иным, тем, что стоит вне разума.
Мы можем увидеть во сне, например, знакомого нам человека, образ которого в жизни выглядит совсем по-иному, но, ничему не удивляясь все-таки будем уверены, что это реальный наш знакомый. Сознание в эти минуты отдыхает, но получают полную свободу глубинные слои нашего мышления - тем, чья функция, в частности, закодировать в символах и закрепить таким образом в памяти накопленные за время бодрствования сведения.
       
       В наши дни, когда ученые, вроде бы - окончательно, выяснили, что в ходе
мыслительной деятельности мы использует всего-то 3-4 процента мозга, резонно
задать вопрос: а не заняты ли остальные клетки мозга чем-то совершенно иным,
нежели деятельность сознания?
       Есть ли оно, и что же из себя представляет таинственное "второе дно" нашего
мышления?