Человек и Символ, гл. 1 - Символ как отражение чел

Феликс Эльдемуров
Феликс Эльдемуров
       ЧЕЛОВЕК и СИМВОЛ

       "Наши лучшие оригинальные сочинения являются плагиатом
       лекций, которые мы прослушали самым конфиденциальным образом
       у мирового духа, глаголющего внутри нас".
       Людвиг Фейербах.

       Часть I - Символика и психология письма
       Глава 1 - Символ как отражение человеческого единства

       1
       Условный знак появился на земле задолго до человека. Но только человек придал ему законченный смысл.
       Да, кое-какие условные знаки используют и животные. Многим видам свойственны языки жестов, запахов; языки осязательных, химических, слабоэлектрических и даже, как полагают исследователи, телепатических сигналов. Но ни одно из существ помимо человека, с его разумом и осознанием не способно оперировать отвлеченными категориями, под условным изображением подразумевать предмет, существо или явление. Причем,не только знакомые предмет и явление,но и незнакомые,непонятные,сверхъестественные.
       В науке это именуют второй сигнальной системой.
       Рассказывают, что на одной из европейских художественных выставок в семидесятых годах прошлого века экспонировалось полотно, украшенное беспорядочными мазками и кляксами. Подпись гласила, что картина исполнена ни кем иным, как шимпанзе. В обезьянке, согласно приложенному документу, пробудились способности к абстрактному творчеству. Плод ее усилий, оцененный в немалую сумму, был выставлен на продажу и, вне всякого сомнения, оказался бы в коллекции одного из богатеньких чудаков-меценатов, если для проверки подлинности картины не догадались пригласить психолога. С нескрываемой усмешкой оглядев "шедевр", он уверенно заявил, что обезьяна создать подобный рисунок никак не смогла бы.
       Хотя, казалось бы, какая разница в том, кто размахивает кистью - человек ли, обезьяна? Разница есть, и не малая, объяснил специалист. Обратите, например, внимание на подчеркнутую жесткость некоторых линий. Эти мазки
наносила достаточно опытная, человеческая рука. Взгляните на спираль, что
пересекает картину сверху донизу - животному нанести ее явно не под силу.

       Пещеры древних людей помимо чисто культовых изображений зверей или охотников несут на своих стенах огромное количество условных знаков. Некоторые
их формы, впоследствии ставшие классическими, были приняты уже в эпоху
палеолита, за десятки тысяч лет до нашей эры, в те времена, когда человек только начинал осознавать себя не только частью природы, но и кем-то, могущим стать ей в противовес.
       Изображения на стенах многих подземных святилищ (в частности, Каповой
пещеры на Урале) с удивительной точностью соответствуют более поздним
традициям. "Первобытные дикари" каким-то образом великолепно разбирались
в том, какой из условных значков может, например, соответствовать понятию
плодородия, а какой - образу смерти. Человеческой культуре и тогда не были чужды идеи иного, неживотного, философского осмысления мира.
       А самое интересное, что это, необычное на первый взгляд, сходство
существует не только во времени. Народы, которые были исконно разделены
географически, с непонятным упорством воссоздают на пути своего развития
необъяснимо похожие изображения и системы изображений. Более того - эти
рисунки чаще всего сходны и в своем символическом прочтении.
       Например, знак в виде двух кардиоид ("сердечек"), соединенных вместе
вершинами или основаниями вплетен в циновки папуасов Новой Гвинеи, выскоблен
на чурингах австралийских аборигенов, присутствует в рисунках южноамериканских
индейцев, вышит на одежде чукчей, отпечатан на глиняной посуде жителей Северного Кавказа, отлит в чугуне решеток западноевропейских соборов... - всюду являясь охранительным знаком, символизирующим очищение мироздания от влияния злых сил.
       Другой знак - ромб, поставленный на острие, есть всеобщий символ женского начала. Он встречается, например, на одежде девушек и молодых женщин, (выражая, в данном случае, идею рождения), а также на погребальных ковриках (представляя идею перехода в иной мир). Идеи смерти, рождения и вечной жизни, таким образом, связываются воедино - в мистических традициях самых разных народов.
       Отчего, скажем, знак "бараньей головы" встречается у тех народов, которые никогда, насколько это можно проследить, не занимались овцеводством и не почитали это животное в виде тотема - например, у народов крайнего Севера?
       Конечно, любой сложившийся народ, в силу самобытности, не может не
привносить в узоры ковров, плетений, росписей или чугунных решеток что-то свое,
особое, отражающее чисто национальный колорит. Тем не менее, выходит, что в
подавляющем большинстве случаев человек творческий, где и когда бы он ни жил,
чисто геометрически и пространственно всякий раз упорно пытается воссоздать одну и ту же схему с одними и теми же главными составными элементами.*
------------------
       * Более того, попытки иных "прогрессивно" настроенных деятелей искусственно привнести в эту, сложившуюся веками систему условных обозначений что-то иное, неизбежно приводили и приводят к появлению мертворожденных произведений, не находящих продолжения в дальнейшей традиции. Так, в свое время, практика насильственного внедрения в узоры кружевниц русского Севера изображений тракторов и фабричных труб встретила настолько резкую реакцию отторжения, что поставила на грань исчезновения само это искусство. - Ф.Э.
------------------
       Это неоднократно приводило и приводит некоторых, особенно не очень опытных историков и этнографов к весьма умозрительным выводам о мнимых "родстве" и "общности" иных народов, разделенных пространством и временем. И в наше время, у разных авторов мы бываем неоднократными свидетелями возникновения изрядного количества "сенсаций", "открытий" и т.п., шовинистически "возвышающих" тот или иной народ в качестве основополагающего, исходно и мудро озарявшего все остальные своими познаниями и т.д. Наглядный пример: в дудаевской Чечне существовал ученый, всерьез утверждавший, что первочеловек Адам был по национальности... кем бы Вы подумали? разумеется, чеченцем! О выводах известных российских авторов можно было бы и не упоминать... если бы те заблуждения, которыми упорно страдают современные панславянисты, не перекликались бы с теми, что тревожили умы много лет назад. Это, увы, пример дурной шутки, которую играют символы с неосторожными символистами и мифологами.
       Так, ближе к середине ХIХ века, когда патриотический пыл российских писателей достиг критической точки, было модным высмеивать, например, Гнедича и Жуковского - за их чересчур, по мнению критики, торжественно-витиеватый, стиль перевода на русский язык «Илиады» и «Одиссеи». Поэмы Гомера следовало переводить (и переводили!) просторечиво-простонародным, крестьянским стилем, называя Зевса - Живбогом или Батькой Небес, Аполлона - Лучестрелом, нимфу Калипсо - Покрывалихой и т.д. Знаменитый Сенковский дописался до всенародного сообщения о том, что «Одиссея», вообще-то - поэма славянства и что ее герои - не кто иные как славяне, а ученый Б.И. Ордынский, в пику Гнедичу, создал перевод «Илиады», начинающийся упоительным рассказом о том, как повздорили однажды князь Агамемнон Атреевич и сват его Ахиллес-Ноги-Быстрые…
       Что ж, почему бы и в действительности не раздвинуть наше пра-, а также панславянство до размеров всего земного шара? Пускай бы Ахиллес во главе дружины стольно-киевской приходил к стенам Трои (простите, простите, уже не Трои, а Тройки, как утверждал Сенковский!). На языке одного из племен индейцев Южной Америки (кечуа) слово "пупа" как бы случайно означает пуп - это также несомненный след праславянского влияния… Любимое во все века в России слово "разруха" на китайском языке звучит как "по-хуай"… Вопросы? Вопросов нет…
       Упомянутые спекуляции делаются по проверенному рецепту: половина элементов символики на половину откровенного и беззастенчивого вымысла. Думаю, читатель согласится, что истинно высокий народ не нуждается в ложном возвеличивании, так же как и подлинный ученый, опирающийся на факты, если не находит их, то о своих предположениях пишет, что они есть только предположения, но отнюдь не истина в последней инстанции.
       Традиция не может допустить волевого, насильственного к себе отношения,
особенно если это какой-либо обычай, связанный с ритуальными обрядами. В
особенности, если при этом затрагивается столь тонкая категория, как
традиционное символическое изображение.
       Разумеется, быть может скажете Вы, дорогой читатель, любой народ за время своего существования не может не сделать универсальных изобретений: одежды, орудий труда: ножа, лестницы, лопаты и т.д.; не может в своем языке избежать звукоподражаний; да и обычаи, идущие от устоев древности дают себя знать...
       Но откуда берет свое начало универсальность символики? Откуда такое
сходство также и мифологий? Откуда несомненная схожесть в изображении картины
строения мира (в том числе и мира потустороннего)?
       Отчего символы Древа Жизни или Колеса Судьбы, Близнецов или Троицы,
мандалы или креста оказываются свойственными и близкими народам, отстоящим
друг от друга на тысячи лет и на десятки тысяч километров?
       Ответ, видимо, кроется в самом человеке...
       Знаете, согласно одной восточной легенде, Богу когда-то так надоело
выслушивать людские просьбы и жалобы, что он решил спрятаться. Спрятался под
землю - человек прокопал туннели. Спрятался в море - человек научился плавать.
Спрятался в небе - и понял, что рано или поздно человек и туда рано или поздно
доберется. И решил тогда Бог спрятаться... в самом человеке, отлично понимая,
что в самом себе человек будет искать Его в последнюю очередь...
       Перед нами - величайшие из открытий человека. Его язык, его символика и
венец ее - письменность. Отражение того Бога, который находится в душе каждого
из нас... если он, конечно, имеет право называться человеком.

       2
       В каких случаях человек использует символику?
       Во-первых, когда ему требуется оставить какие-либо пометки исключительно для себя. В лесу это могут быть непонятные для постороннего указатели верной дороги или грибных мест. По такому же принципу какой-нибудь робинзон делает зарубки, отмечая прожитые дни. Работая с книгой, иные читатели любят оставлять на полях условные значки, обозначающие места, на которые в другой раз следует обратить внимание. Так, Ломоносов любил отмечать понравившиеся ему строчки знаком двойного креста - #.
       Понравившиеся ему яркие реалии окружающего мира человек также собирает в
копилку своих знаков и символов. Солнце, Луна, звезды, животные, растения,
явления природы, наконец - сама мать-земля... список сего бесконечен.
       Во-вторых, человеку бывает необходимо оповестить о чем-то других людей,
соплеменников или врагов, заявить о себе. Для сего придумано огромное
количество условных значков и их систем самого разного характера, где вершиной
является, несомненно, наш язык: звуковой, символический, письменный.
       Возьмем всем известную картину Караваджо, где изображен молодой человек
(или девушка?), играющий на лютне. В искусстве долго не утихал спор: "кого
все-таки изобразил художник: лютниста или лютнистку?", пока в спор не вмешался
специалист по символике. "На картине, - сказал он, - изображены не один, а два
музыкальных инструмента: лютня - в руках и скрипка - чуть поодаль, рядом. Это
означает ожидание. Ну, а поскольку на скрипке в те времена играли исключительно мужчины, то, следовательно – перед нами молодая женщина, ожидающая своего любимого - для того, чтобы два инструмента, как и два любящих сердца, соединились в одной мелодии..."

       Просто?
       В-третьих, каждому народу в его развитии сопутствует традиция. Народ
выбирает в качестве своего символа особый знак, фетиш, тотем. В этом он следует
обычаям предков, опыту поколений и поколений. Каждое из возможных прочтений
знака или символа может быть напрямую сопоставлено с особенностями этноса.
Народ не может не иметь своего мифа, тесно связанного с комплексом употребляемых
им символических изображений.
       Хотя, с другой стороны - вспомним об упомянутых выше универсальных
символических образах. И люди бывают удивлены и поражены, узнав о том, что
символы, которые они испокон веков считали только своими, каким-то чудом присущи
совершенно иному народу. Так, христиане-испанцы были изумлены тем, что индейцы,
оказывается, поклоняются кресту (что, правда, впоследствии не спасло индейцев
от меча и огня, которым предали их и их культуру жаждущие золота и власти
"благочестивые" завоеватели). Так, христианство, пусть и без "фанфар", но вполне
терпимо прижилось среди коптов - потомков древних египтян, усмотревших в нем
немало общего с их традиционными, пусть и "языческими" религиозными воззрениями.
       В-четвертых, а, наверное, все-таки - в-главных - нельзя ни в коем случае
упускать скрытый, мистический аспект возникновения символа. О нем следует
поговорить подробнее. Быть может, в изначальной мистичности человека (кстати,
еще одном отличии его от животного) и кроются кое-какие ответы на кое-какие
вопросы? Сами по себе практики мистических воззрений, магии и гаданий, наряду с
религиозными воззрениями - тоже часть человеческой культуры, игнорировать
значение которой могут лишь весьма ограниченные люди.
       Символизм неотрывно присутствует и в повседневности, и в искусстве, и в
процессе научного познания мира. В особенности это становится заметным тогда,
когда мы изучаем устные и письменные памятники древности, мифологию и эпос, где
символика позволяет неотрывно слить как экзотерику, так и эзотерику, как
искусство, так и науку. Хорошо об этом когда-то сказал Еремей Парнов:
       "...В древних памятниках трудно порой отличить естественно-научные
представления от мистики, философию от поэзии, космологию от мифологии.
Древневавилонский эпос, древнееврейская книга Зогар, индийская Махабхарата не
просто путано и темно отражали мир, они отражали его синкретически*. Они рисуют
нам метод познания, в котором научное мышление неотделимо от художественного.
В учебниках географии показано, как Земля покоится на трех китах, плавающих в
океане, или на трех слонах, стоящих на черепахе. Но это не значит, что древние
именно так рисовали себе картину мира. Нам трудно судить об истинных их
воззрениях, поскольку они зачастую представлены чисто символически. Нельзя прямо
отождествлять миф с философией, но нельзя и совершенно отделить мифологию от
первых наивных представлений человечества об окружающей действительности. Вот
почему жизнеописания Рамы и Кришны, Мадрука и Озириса, Сатурна и Хроноса,
безусловно, содержат затемненные и символически преображенные представления
о пространстве, времени и тех главных элементах, которые должны лежать в основе
всего сущего. Древние не знали физики в нашем понимании этого слова. Но они
создали зародыши описательной науки, которую можно назвать "фантастической
физикой". И понять в принципе ее мог каждый, поскольку говорила она на
общедоступном языке."
------------------------------
       * То есть, таким образом, что искусство, наука, мистика, религия и проч.
оказывались неотрывно соединенными вместе. Синкретический подход характерен и
для многих современных произведений, в особенности эзотерического толка - что
есть, в какой-то мере, возвращение к древней традиции. - Ф.Э.
------------------------------

       3
       Человеку свойственно изображать знаками влияние определенных сил. Так,
отвесно проведенная прямая линия будет признаком активности, мужского начала.
Линия горизонтальная, (за относительно редким исключением), обозначит начало
женское, пассивное.* Круг есть символ замкнутого пространства. Точка в круге
будет означать, что в нем присутствует некто, претендующий на особое
положение... И т.д.
------------------
       *В Китае, согласно "Книге Перемен", горизонтальная линия обозначает
мужское начало. Дело в том, что китайцы нашли еще более глубокий символ для
обозначения женского начала, это - прерывистая горизонтальная линия. - Ф.Э.
---------------------
       Сходные знаки в большинстве случаев говорят о том, что они соответствуют
обозначению тождественных сил или явлений. Между такими знаками, согласно
символизму, существует скрытая связь. Более того: аналогия эта может простираться вплоть до звуковых обозначений символа у разных народов. Так, египетский иероглиф "шикм", междуреченский клинописный знак "шаду", среднеазиатский "шат", еврейский "шин" и китайский "шань" писались сходно, наподобие русского Ш, и означали сходные понятия: гору, зубец, острие и т.п.
       Исследования психологов позволяют сделать вывод: мы "изобретаем" знаки, в
частности, потому, что в их окружении чувствуем себя более комфортно. Используя
каждый, человек по-особому настраивает свое невидимое энерго-информационное
поле, невидимый кристалл, составные элементы которого, как это сейчас начинает
представляться, имеют в пространстве формы, соотносимую в деталях... с
употребляемыми им знаками и символами.
       По тому, какие именно символы из предложенных выберет конкретный человек,
по тому, как он их истолкует, можно судить о том, насколько он здоров,
насколько адекватно воспринимает действительность, а если болен - что именно в
его организме может быть затронуто болезнью. Невидимый энерго-информационный
кристалл отражает в себе все особенности нашего физического тела, прежде всего
- те, которые так или иначе связаны с процессами передачи энергии.
       Получается, что изучая язык символов, проводя параллели в символике
различных стран древнего и современного мира, делая обобщающие выводы, мы
получаем возможность, не прибегая к помощи каких-то особых приборов, изучать
строение мира таким, каким оно представляется чему-то внутри нас. Чему?
       Где-то в области этих исследований должен лежать ключ к пониманию
дисциплин, которые с древнейших времен были окутаны завесой таинственности:
ясновидения, гаданий, предсказаний, магии...
       Магам и колдунам всех времен известно, что каждый знак представляет собой
своеобразный код, ключ к невидимым вратам, пригодный для вызова определенных
сил. По канонам магического искусства, овладевший языком этих кодов способен
управлять явлениями природы, а также случайностными процессами.
       Вот почему во все времена профессии мастеров изобразительных искусств,
главным образом - тех, кто владел языком знаков и символов, в частности -
писцов, людей грамотных окружал ореол почтения. Каждый изображенный, например,
в Китае иероглиф если и надлежало уничтожить, то только в ходе специальной
церемонии, иначе знак, не говоря уже о целом документе, мог "отомстить".
       Получается, что сам акт запечатления знака, символа, числа, буквы и т.д.
есть своего рода магическое действие, цель которого - подключение человеческой
души к взаимодействию с какой-либо вселенской силой.
       Что из себя представляют эти силы, достоверно не известно. Можно
представить, например, что, как в рассказе Станислава Лема, все мы обитаем
в некоем "ящике", к которому подключены скрытые провода. Мы способны интуитивно,
каким-то десятым чувством подозревать, что кто-то или что-то скрыто воздействует
на нас и на мир - в том виде, как мы его себе представляем и - привычно
обозначать условными знаками и символами проявления этого "чего-то", не
подозревая, что тем самым подключаемся к нему, входим с ним в контакт, пытаемся
обратить его свойства себе на пользу.

       Это понятно, скажете вы. На досуге, в крайнем случае, как-нибудь разберемся...
Но откуда пошло само слово "символ"? Не несет ли оно само в себе какого-либо
тайного смысла?
       И Вы окажетесь правы, дорогой мои проницательный читатель. Ибо с самим этим
словом, с его неразгаданным внутренним смыслом, связан поистине кладезь тайн и
загадок, исстари не дающих покоя человеку.
       Наберемся терпения и поглядим, какие глубины оно в себе скрывает.