Диагноз

Владимир Чантуридзе
       После недели тряски в плацкартных вагонах, мы, призывники, наконец прибыли в Черновцы. К концу путешествия мы полностью опустошили как запасы вина и чачи, так и еды, взятой из дома. Наш офицер-вербовщик или покупатель как их называют в армии,капитан медслужбы, которого мы щедро угощали выпивкой, за день до приезда в часть объявил мораторий на пьянство в стремлении хоть частично вернуть себе человеческий облик перед тем как предстать пред грозным взором своего шефа-полковника, командира медсанбата, готовившего сержантов-санинструкторов.Несмотря на все старания, капитан не избежал нагоняя от полковника, когда нас с вокзала привезли в учебку. Командиру достаточно было взглянуть на мешки под глазами капитана, дрожащие похмельные пальцы, вскинутые к виску в приветствии, чтобы представить себе картину капитанского путешествия.
-Ну что, пропьянствовал всю дорогу?!-загремел полковник.
-Никак нет,-с дрожью в голосе ответил капитан.
-Покажи дела призывников.
Ознакомившись с делами, полковник еще больше взбеленился и с удвоенной яростью накинулся на капитана:
-Это что за пополнение?Ни одного медработника!
Должен сказать, что сама идея искать в Грузии призывников с медицинским образованием была не из лучших, настолько непопулярно среднее медицинское образование среди мужского населения в наших краях.Среди нас были доморощенные врачи, такие как Гела, без диплома и образования.Но не буду опережать события, всему свое время.
Капитан тем временем указал на одного из нас, ветврача по образованию, рослого, плечистого тбилисца лет двадцати двух, двадцати трех.
-Ветеринар не подойдет,-к всеобщему удивлению отрезал полковник.
По всей видимости, не очень жалуя пьяницу-капитана, он решил забраковать всю партию, привезенную cвоим подчиненным.
       Нас покормили в столовой и погнали на медкомиссию.Мы были не в лучшем настроении, потому что оставался один вариант-пехотная учебка с бесконечными марш-бросками и шагистикой.
Медкомиссия забраковала семь человек, в том числе и меня из-за зрения. Нас, забракованных поместили в учебный класс.Там не было кроватей, мы спали на полу на матрацах. Мы ждали отправки в линейные части, как не годные для учебки.
       Через пару дней нас привили «комплексным препаратом БТВ»-именно так записали в военные билеты.Причем двум из нас сделали двойные дозы прививок. Изнывая от безделья, валяясь на матрацах рассматривали записи, гадали от чего эти прививки?
Кто-то из нас подал голос:
-Смотрите, Тамазу сделали двойную прививку!
Действительно в билете Тамаза, худощавого, смуглого деревенского парня было написано: «Привит комплексным препаратом БТВ 2 раза».
-Тебе хана, Тамаз!-сказал ему Гела, тбилисский парень выше среднего роста крепкого телосложения.Сросшиеся брови, выдающиеся скулы говорили о хитрости их владельца.
Он сказал это с иронией, с оттенком превосходства, с которым многие тбилисцы говорят с провинциалами.
-Почему хана?-вылупился на Гелу Тамаз.
-Потому что эти прививки против наших мужских способностей.
-Что?
-То, что кого привили один раз, те не смогут быть с женщиной два года, а кого привили два раза,-Гела указал на цифру «2» в билете,Тамаз не знал русского языка,-те не смогут быть с женщиной шесть лет.Понимаешь, двойная доза увеличивает срок действия препарата в три раза.
       Не знаю откуда пришла Геле на ум эта мысль, может из «Белых флагов» Думбадзе?
Тем временем Гела продолжал с упоением врать про «шесть лет».
-А почему эти б… сделали это?-спросил Тамаз.
-Для того чтобы солдаты по бабам не бегали, чтобы лучше Родину защищали,-ответил Гела.
-А почему мне двойную сделали?
-Ну ты парень из деревни, крепкий, здоровый, настоящий сперматозавр,-заметив недоуменный взгляд Тамаза, Гела пояснил,-настоящий мужчина, вот они и испугались, что одной дозы не хватит и влепили тебе двойную.
-Вай, вай, что мне делать, меня невеста в селе ждет,-схватился за голову «сперматозавр».
Вся наша компания с трудом сдерживала смех в продолжении этого разговора.
-Я знаю как надо лечиться,-продолжал змей-искуситель,-надо искусственно оживлять член.Мастурбация-вот что тебя спасет!
-Что?-не понял Тамаз.
-Надо др-ить,-пояснил Гела.
Не в силах больше терпеть, слыша диагноз и методы лечения, мы зарылись головами в подушки, чтобы скрыть смех.
-Разве это поможет?-спросил Тамаз.
-Конечно, ты не дашь умереть твоему инструменту.
Не выдержав, мы расхохотались-подушки не помогли.
-Все вы врете!Не буду др-ить!-Тамаз услышал смех.
Гела стал подавать нам знаки глазами, призывая к сдержанности. Мы кое-как успокоились.
-Черт с тобой, не хочешь др-ть, лечиться- не надо. Но к врачу все равно придется идти и немедленно.Он лекарства выпишет,-сказал он.
-Ты же знаешь, я ни слова не говорю по-русски,-уныло возразил Тамаз.
-А там много говорить не надо.Руками покажи на «инструмент» и скажи: «Не стоит!»-продолжил медицинскую консультацию Гела непререкаемым тоном академика,-хорошо еще, что мы в медсанбате, тут врачи есть.
Началась репетиция.Пять минут ушло на то, чтобы добиться правильного произношения у Тамаза.
-Ну теперь можно к врачу,-подвел итог Гела.
Всей гурьбой вывалили из класса и направились к поликлинике, находившейся неподалеку.ДорОгой Гела продолжал просвещать Тамаза:
-Войдешь внутрь и входи в кабинет и смотри обращайся к тому у кого звездочки на погонах-это врачи.
Мы подошли к поликлинике, Тамаз вошел внутрь.Многие начали смеяться, Гела зашипел:
-Тихо, все испортите.
Минут через десять показался Тамаз.
-Врач просит кого-нибудь со мной зайти, кто знает русский, он не понимает, что я ему говорю,-позвал он нас.
-Ладо, иди ты,- стала взывать ко мне наша буйная орава,-ты хорошо знаешь русский.
Я подошел к Тамазу и мы вошли в поликлинику.С видом завсегдатая он уверенно толкнул дверь ближайшего кабинета.Мы вошли внутрь.
За столом сидел светловолосый мужчина средних лет в белом халате.В углу на вешалке висел китель с капитанскими погонами, змеи в петлицах говорили о том, что владелец-военврач.
Но все это я заметил позже.Мое внимание привлекли глаза мужчины,никогда не видел таких полоумных глаз у нормальных людей, видно Тамаз довел его до ручки.
-Что он хочет?-спросил меня врач чуть ли не заикаясь.
-Что ты хочешь?-спросил я Тамаза по-русски, демонстрируя непричастность к этому делу.
Потом повторил вопрос по-грузински.
Тамаз, тыча пятерней себе в гениталии завел волынку:
-Сделали двойную прививку, это на шесть лет, а меня невеста ждет...
-Он говорит, товарищ капитан,-начал я, с трудом сдерживая смех,-его привили... его мужские способности,-новые позывы к хохоту,-словом, у него не стоит, а у него невеста.
-... вашу мать, а я кто вам?-побагровел капитан,-факир, что ли, на дудочке сыграю и он как кобра поднимется?!-он изобразил игру на дудочке, поднеся руки ко рту, перебирая пальцами.
Не в силах больше это выдерживать, я выскочил из кабинета наружу.Смех бил меня, как кашель астматика, до судорог в животе, настолько точно капитан воспроизвел факира. Братия подлетела ко мне.
-Что он сказал?-спрашивали меня.
C трудом прерывая хохот,глотая слова я рассказал про «факира».
Тут нас заметил прапорщик из медсанбата по кличке Водолаз. Он заставил нас таскать разобранные кровати из одного корпуса учебки в другой.Наш путь проходил мимо поликлиники.Между тем, слух о необычном пациенте облетел поликлинику.Из нее вывалил весь медперсонал.В эпицентре находился факир-капитан.
-Вот этот,-капитан под всеобщий хохот со злостью указал на Тамаза, тащившего спинку кровати перед носом у медиков...
Перетаскав кровати, мы пошли на обед.Пообедав, направились в учебный класс-наше лежбище.Повалились на матрацы.
-Да, не повезло,-сказал Гела Тамазу,-что делать, даже не знаю?!-как-будто в раздумьи добавил он.
-Все ты врешь, Гела,-сказал Тамаз,-я видел как врачи смеялись.
-Люди, посмотрите на неблагодарного!Лечиться, др-ить не хочет-уже и к врачу не хочет идти!Это я вру?Это ты не у того врача был. Ты был у ухо-горло-носа, а тебе нужен мастер по члену (вместо «члена» он употребил другое слово).Вообще-то это Ладо виноват,-он указал рукой на меня,-что не могли на дверях прочесть: «ухо-горло-нос»?!-медленно, по слогам произнес Гела последние слова.
-А где найти мастера по...-спросил Тамаз.
-Ничего, что-нибудь придумаем.Ты, самое главное, не вешай носа.
В эту минуту тот парень, который был привит «два раза» как Тамаз, прыснул от смеха.
-А ты чего смеешься?-накинулся на него Тамаз,-у тебя такая же двойная прививка как у меня.Вот когда шесть лет не встанет, тогда будет не до смеха...Эй Гела, почему он не лечится, к врачам не идет?
-Он недалекий, не понимает, чем это может кончиться,-Гела подмигнул собрату по «несчастью» Тамаза.
Ранее Гела пытался навязать «собрату» как Тамазу свой диагноз вместе с лечением , но успеха не имел. Тот был образованным парнем, музыкантом по-профессии, его трудно было провести на мякине.
-Так, ну сейчас не до болтовни, надо делом заняться,-прервал сам себя Гела,-ты по русски не говоришь.Сделаем так, я напишу русский текст грузинскими буквами, ты заучишь его и пойдешь к врачу, чтобы смог объяснить ему свою беду...
Через несколько минут текст был готов.С той поры прошло четверть века, но и сейчас я помню его наизусть, помню мельчайшие интонации с которыми наш друг читал текст.
Весь день Тамаз заучивал его вслух, поэтому все выучили текст вместе с Тамазом:
«У меня х... не встает, я уже был у врача, но эта был уха-гарла-нос.Он сказал, что он не факузник (фокусник-Гела никак не мог добиться правильного произношения, потом махнул рукой, сказав, что так еще прикольнее), чтоб паднимат чужои х....Прашу вас срочно принят меры, а то маму в...бу!»
Заключительная часть текста вызвала справедливые нарекания Тамаза:
-Нельзя маму ругать врача-уважаемого,почтенного человека,-сказал он.
-Ты не понимаешь, здесь это как комплимент, люди обижаются когда без этих слов обращаются к кому-нибудь,-возразили ему.
Тамазу вручили текст и он стал ходить по классу, заучивая его.Наконец выучил текст. Гела спросил урок. Тамаз без запинки ответил.
В этот момент к нам ввалился Водолаз.Этот прапорщик порядком отравлял нам жизнь.Его бесило из-за того,что мы прохлаждались.Хотя,это не должно было его трогать,мы не были его солдатами, были временными людьми в учебке.Тем не менее местный Химмельштос не оставлял нас в покое, придумывая нам работу.
-Опять прохлаждаемся,-сказал он, глядя на нас сквозь толстенные линзы, чуть ли не в сантиметр толщиной, за которыми совсем не было видно глаз, за что его и прозвали Водолазом,казалось, он носил не очки, а водолазную маску.
Мы нехотя поднялись.
-Скажи ему текст,-сказал Гела Тамазу.
Тот подошел к Водолазу и начал:
-У меня ... не встает, я уже был у врача, но эта был уха-гарла-нос.Он сказал, что он не факузник,чтоб паднимат чужои ....Прашу вас срочно принят меры, а то маму в...бу!
Некоторое время Водолаз смотрел на Тамаза, потом (неслыханное дело!) обнял его за плечи.
-Не волнуйся сынок, все у тебя в порядке, эта прививка не от этого.
-Видно это плохая идея, раз уж сам Химмельштос проявил человечность,-подумал я.
История Тамаза настолько проняла Водолаза, что он позабыл о цели своего прихода-запрячь нас.Он ушел.
-Ты обманывал меня, Гела,-с упреком сказал Тамаз и вышел из класса.
Некоторое время мы обсуждали реакцию Водолаза.
-Гела, кончай комедию, парень переживает,-сказал я.
Я был самым старшим из всех, теперь этот фарс не веселил меня, я чувствовал некую ответственность за ребят.Более того, я мысленно упрекал себя за то, что принял участие в этом.
       На ум пришли не самые лучшие воспоминания.Я вспомнил наш неравный бой с соседями Гелы.У меня были старые счеты со шпаной с улицы, на которой жил Гела.Эта улица была одной из самых хулиганских в Тбилиси.Как-то после лекций мы, четверо друзей-Лева, Сашка по прозвищу Фриц,Сергей и я с тремя однокурсницами, среди них Мария, в которую я был влюблен, сидели в скверике.К нам пристала шпана.Очень не хотелось быть битым на глазах у Марии.Четверо против пятнадцати.На наше счастье девушки выскочили на центральную улицу и чуть ли не насильно привели наряд милиции из сержанта и двух рядовых.Милиционеры были не из самых храбрых, Нелли чуть ли не насильно тащила за руку сержанта.При виде милиции шпана разбежалась...День, другой после той драки я не мог жевать...
Еще в поезде я спросил у Гелы, был ли он среди пятнадцати, мне казалось, что я узнал его.Гела клялся и божился, что его там не было...
-Оставь парня в покое,-чуть ли не с угрозой повторил я, воспоминания всколыхнули во мне недобрые чувства к Геле.
-Ладно, Ладо, еще один день, пусть подойдет к кому-нибудь из начальства.
Все стали поддерживать Гелу:
-Не порти цирка,-говорили они мне...
Я вспомнил вчерашнее происшествие.Старший сержант от имени Водолаза позвал нас в казарму курсантов. На полу стояло несколько ведер с водой.
-Мойте полы,-сержант, здоровенный, накаченный верзила указал рукой на ведра.
Я подошел к нему.
-Сам мой пол, мы не в вашей роте, чтобы убирать здесь. Не сегодня завтра мы уезжаем отсюда,-уставился я на сержанта.
Гела подошел и стал рядом со мной.
-Если он врежет мне и я не успею увернуться, бей его в челюсть, не дай ему добивать меня,-сказал я Геле,-слишком накаченным был этот чертов сержант, как видно у милых служителей Эскулапа все было построено на кулачной расправе, сержантами назначали самых сильных.
-ОК, я здесь,-Гела сделал полшага в сторону, заходя сержанту во фланг.
-Хороший глазомер у Гелки, видно умеет драться не только среди пятнадцати против четверых, его хулиганская практика как нельзя кстати,-с радостью подумал я, краем глаза уловив его перемещения.
Сержант ничего не понял из нашего разговора, но тоже уловил маневр Гелы.Он понял, что драться придется с двумя.
В этот момент среди нас откуда ни возьмись, как черт из табакерки появился Водолаз, как видно, все действительно делалось с его ведома. Он встал между нами и погнал нас в класс.
Происшедшее убедило меня, что в критической ситуации можно рассчитывать только на Гелу.Пожалуй еще и на Тамаза.Остальные тоже бы дрались, но они, как бы помягче выразиться, не были силачами, поэтому их забраковала медкомиссия.
Именно из-за этого мне не хотелось ссориться с Гелой, вносить раскол в наши ряды в этом враждебном мире.Я дал себе зарок не вспоминать старую драку моего студенчества.
В то же время понимал, что необходимо было кончать этот фарс, мы могли свести парня с ума.
В этот момент вернулся Тамаз.
-Тамаз, Водолаз-фельдшер, он еще больший неуч в этом деле, чем ухо-горло-нос.Посмотри на него, у него на погонах маленькие фельдшерские звездочки.Тебе нужен хороший специалист с большими звездами,-продолжил «гонку» Гела.
Мы вышли наружу покурить.На глаза Геле попала швея,женщина лет тридцати с огромной грудью в форме младшего сержанта.Она вызывающе прогуливалась рядом с плацем, заигрывая с солдатами, чьи похотливые взгляды по всей видимости тешили ее самолюбие.
       Глядя на нее я вспомнил рассказ моего приятеля Игоря О. Когда-то он работал в тюремной зоне экономистом.Одна из его сотрудниц постоянно стремилась попасть на территорию зоны. Одевалась в воздушное, просвечивающееся, выставляя прелести на обозрение.Когда входила в зону раздавался гул, больше похожий на стон-так изголодавшиеся по женщинам зеки реагировали на ее появление.Без сомнения, это доставляло ей наслаждение.У начальника колонии из-за нее была головная боль.
-Эту дуру в конце концов изнасилуют,-ворчал он,-меня за это по голове не погладят.
Он отдавал приказ вооруженной охране сопровождать ее.Насколько администрация, включая охрану ненавидела эту женщину, настолько зеки восхищались ей.Она не была красавицей, в городе мало кто обращал на нее внимание, наверно поэтому она жаждала внимания мужчин, пусть даже в зоне.Ей хотелось быть королевой, неважно какой, но королевой, хоть лагерной...
-Эта сродни по мозгам той, из зоны, про которую рассказывал Игорь,-подумал я когда увидел швею впервые, ее заигрывания с курсантами.
Между тем Гела указал Тамазу на нее.
-Иди к ней и схвати ее за груди. Если у тебя встанет, то все хорошо.
-Зачем?-спросил Тамаз.
-Нам надо знать. На какой стадии у тебя болезнь, чтобы врач знал, что тебе выписать.
К моему изумлению, Тамаз направился через плац к швее.Вначале я подумал, что он валяет дурака, но присмотревшись к его уверенному шагу, понял, что дело серьезно.
-Ты спятил Гела, это «губа», нас посчитают маньяками,-сказал я и бросился вдогонку за Тамазом.
-Не трогай ее, забудь все это, все у тебя нормально,-сказал я, догнав Тамаза, за несколько метров до швеи...
Я не знаю, исполнил бы Тамаз наказ Гелы, схватил бы ее за прелести, но мы не могли рисковать,сделай он это, последствия были бы очень неприятными.
Пришло время ужина. Поужинав, вернулись в класс.К нам снова ввалился Водолаз.
-Слушай все!Завтра приезжает генерал.Чтобы не показывались ему на глаза,-он обвел нас стеклянным взглядом.
-Вопросы есть?-добавил он, выждав несколько секунд.
Мы молчали.
-Ну и лады,-Водолаз покинул класс.
-Что он сказал?-спросил Тамаз.
-Завтра приезжает генерал,-ответил Гела,-генерал это все равно что профессор на гражданке.Вот к кому тебе надо обратиться.
-К генералу?!-недоверчиво уставился на него Тамаз.
-Конечно.Ты же знаешь, что в особых, трудных случаях люди всегда обращаются к профессорам.Что я тебе сказал?!Генерал-тот же профессор, даже больше-академик.А эти все фельдшера, врачи-болваны, которые ничего не смыслят.Они как тот капитан-алкаш, который привез нас сюда.
-Правду говоришь?!
-Он еще спрашивает?!Такой шанс упускать нельзя.Завтра иди к генералу.
-А как к нему подойти?
-Там видно будет.
Когда Тамаз вышел покурить, я набросился на Гелу:
-Хватит валять дурака, он может окончательно свихнуться. У него и так не все в порядке с головой-видел, как он шел к швее, я его еле догнал.
Мы заспорили.Наконец сошлись на том, что завтра Тамаз подойдет к генералу и это будет последним, заключительным актом комедии, скорее трагедии, после чего его оставят в покое...
       Следующее утро началось как обычно.Мы позавтракали, после чего к нам подошел Водолаз и наказал сидеть за зданием учебного класса и не показываться на глаза генералу.
Тем временем курсанты стали строиться на плацу, там же были все офицеры медсанбата.
Через четверть часа показался генерал,высокий, плотный мужчина в сопровождении полковника,командира медсанбата.Они вышли на плац и подошли к строю.Раздалось дружное приветствие.
Мы следили за происходящим из-за угла здания.
-Ну вперед, Тамаз, дуй к генералу, это твой шанс,-сказал Гела.
Тамаз пошел к плацу.Генерал с полковником стояли к нему спиной.Стоявшие в строю видели Тамаза, но они не могли ничего предпринять,продолжали стоять по струнке.
Тамаз подошел к генералу и начал пересказывать ему текст, под конец ругнул генерала и замолчал.На некоторое время генерал утратил дар речи.Потом раздался нечеловеческий вопль:
-Что это такое?!-обрушился генерал на полковника,-у тебя часть или сумасшедший дом?
Убрать этого ненормального!
Мы бросились врассыпную, хохоча на бегу.Точно так разбегаются шакалы в джунглях, заслышав вблизи рев тигра...Впоследствии, мне не раз за полтора года службы приходилось слышать вопли, крики распекавших своих подчиненных командиров, случалось,орали и на меня. Одни визжали фальцетом, другие грохотали басом, сотрясая воздух мощными децибелами, но все они даже в подметки не годились генералу. Раскаты его могучего рева преследовали нас по пятам...
В тот же день нас убрали из учебки.Причем мне пришлось покинуть веселую компанию.Всех кроме меня отправили в Закарпатье. Меня же забрал в Львовский учебный центр зампотех, подполковник Нечипуренко, чернявый, крепко сбитый мужик среднего роста, лет сорока с небольшим.Я умолял отпустить меня вместе с земляками, но он был непреклонен:
-Потом «спасибо» мне скажешь, у тебя райская служба будет в полигоне.Пойми, мне нужны инженеры, полигон монтировать надо,-убеждал он меня.
-Не хочу «райской службы», отпустите с земляками,товарищ полковник,-повысил я в звании зампотеха.
-Баста, сказал нет, значит нет,-потерял терпение Нечипуренко,никак не реагируя на "повышение".
Тогда я прибег к крайним мерам, настолько не хотелось покидать нашу веселую, буйную компанию.
-Я в Грузии в горах жил, овец пас. Диплом купил за пятьдесят баранов.Я ничего не смыслю в инженерном деле.
-Да ну?! За пятьдесят баранов,говоришь?!Что-то не похож ты на пастуха,-не на шутку рассвирепел подполковник.
Я замолчал, понял, что ничего не получится.Все равно зампотех не уступит. А спором только испортил бы с ним отношения.Как потом выяснилось,я напрасно опасался.Подполковник был прекрасным человеком, очень отходчивым.Потом он не раз со смехом вспоминал как я не хотел ехать с ним, как рвался к землякам, прикидываясь пастухом...
Я подошел к ребятам. Вместе с ними был их «покупатель»,майор.Я спросил у него адрес части, куда он вез моих друзей.Записал адрес в блокнот. Стал прощаться с ребятами. Когда дошла очередь до Тамаза, обнял его со словами:
-Ты здоров, Тамаз. Гела, ведь он здоров?!
-Да,- с некоторым смущением ответил Гела.
-Братва,-обратился я ко всем,-здоров Тамаз или нет?
-Здоров,-ответила «братва».
-Генерал потому так орал, что ты просто так побеспокоил его, понимаешь. У тебя все в порядке, а ты лезешь к генералу как больной, он подумал, что ты хочешь в госпиталь.Знаешь, как они не любят, когда здоровые солдаты прикидываются больными, он подумал, что ты симулируешь, хочешь уклониться от армии,-пришла в голову неплохая мысль...
Зампотех отвез меня с Юрой Хребтань,выпускником киевского политеха в учебный центр.Я сдружился с Юркой,славным парнем.Нечипуренко сдержал слово-отправил меня на полигон по приезде...
Долгое время я поддерживал переписку с моими друзьями по черновицкому медсанбату.В письмах все время спрашивал о Тамазе. На это следовала неизменная приписка Гелы: «Состояние удовлетворительное.Проходит курс неинтенсивной терапии под моим руководством».Я был спокоен за Тамаза, знал, что это шутка, что его оставили в покое.