Отдали по-братски Евровидение 2008

Доминика Дрозд
Отдали по-братски.

Свершилось то, что могло только сниться в кошмарных снах российским любителям рока и джазовых импровизаций: попсовый паровоз Евровидения уже катится к нам на полных парах. Москва морально настраивается на большую вечеринку, государство – на обильные траты, а народ готовится попробовать на вкус новую формулу – Медведев, партия, Билан.
Становится в какой-то мере страшно за тонкую психику попсового мальчика Димы, на чью лохматую голову так оглушительно свалилась эта честь. Впрочем, с самого начала Билан и вся его команда вели себя более чем уверенно, мотивируя свою уверенность тем, что в Сербии их очень хорошо принимают. Собственно, и сама победа России на усталой сербской земле выглядит как-то естественно и непринуждённо – братья ведь.
Вообще, конкурс 2008 года запомнится огромным количеством баллад, наплодившихся по образу и подобию пронзительной молитвы Шерифович. Баллады оккупировали полуфиналы, но пережили активное давление телевизионной радиацией не все. Например, выбыла из борьбы во втором полуфинале Венгрия, и дебютанту от Сан-Марино не удалось никого очаровать достаточно качественной роковой вещицей в стиле итальянских NEK.
Кроме баллад гороховой россыпью прыгали по сцене и традиционные плясалки, но и им везло не всегда. Абсурдная речёвка «Водка» от Мальты усиленно терроризировала уши, но её террор подавило полное зрительское равнодушие. Роковая женщина с Кипра тоже не сумела поддержать свой статус; не спас огромный и в меру красивый светящийся шар обаяшку Руслана Алехно; сладкоголосая исполнительница фадо и ориента Хинд из Голландии тоже уехала не солоно хлебавши. Вот такое Евровидение.
Впрочем, и те, кто прорвался, обцарапав коленки, в финал, в итоге тоже расположились как-то не так, как этого бы хотелось. Фантастика начала вершиться под тёплым и мирным небом Сербии уже тогда, когда очки стали набирать турецкие рокеры. Правда, восточная артиллерия быстро скисла и в итоге осталась во второй десятке. Потом скакнула на редкость заунывная мольба от Албании, и в воздухе запахло политикой. Впрочем, политическая фортуна решила не слишком баловать албанцев, и песня тоже серьезно отстала, а политика нашла себя в ином выражении, о чём речь ниже.
На этом Евросонге райскими птицами разлетались по Сербским садам истинные вокалисты с красивейшими голосами. Польша представила балладу Исис Джи, и внешне, и вокально напоминающую волшебницу ворлд-музыки Лару Фабиан, от Португалии молила о пощаде для любимого кустодиевских форм Ванья Фернандес могучим сопрано, йеменский соловей от Израиля выводил нежным, юным горлом трели в стиле Офры Хазы, а дуэт из Румынии перенёс аудиторию в мир прежнего Евровидения, где певицы не носили столь коротких платьев, а на сцене распевали страстные итальянцы. «Огонь свечей» от Венгрии погас, задутый ветрами непонимания: на венгерском эта лирическая баллада смотрелась оригинальней, чем на английском. А оригинальней всех, равно как и во времена лиричного Бориса Новковича, оказались хорваты: их «старичковское» кабаре звенело над Белградом россыпями Аргентины.
Засилье прекрасного пола било по глазам такими противопоставленными друг другу персонажами, как бригада чешских поющих и танцующих трусов и немецких «No angels», кстати, достаточно раскрученных и выглядящих не в пример первым пристойно. Однако считалочка Чехии оказалась бессильной даже пробраться в финал, а команда нежных ангелов, попав в финал «по блату», только, отчего-то, Болгарию сумела вдохновить на высший балл.
Народ экспериментировал со стилями. Исландия вывела добротный дуэт в стиле подзабытого евродэнса, а болгары крутили-вертели винил, но вот в финал не вписались.
Добротных и привычных хитов в ситцевом стиле Евровидения тоже было хоть отбавляй. Ближе всего к пьедесталу почёта удалось подобраться норвежке Марии с её типично по-скандинавски мелодичной песенкой о простой женской стойкости и зажигательной Сирушо, поглядев на пение и пляски которой хором ушёл бы на пенсию весь цвет Болливуда. Отчаянно не повезло несколько замороженной внешне Шарлоте Перелли от Швеции. Не всем показался убедительным её супер-секси наряд, который явно отвлёк от самой песни. Хит «Hero» несомненно прочно осядет в чартах Скандинавии, так как сработан он по всем десятилетиями гравированным правилам шведской попсы.
На сцене творился карнавал. Зажигали прибалтийские клоны Джека Воробья, азербайджанские ангел и демон вели вечный диалог о нравственности, развешивали стираное бельё Боснийцы, бесновались полуголые финские тролли, а слепая Диана Гурцкая просила о мире.
Вероятно, необходимо перевернуть землю с ног на голову и заставить её вращаться в другую сторону, чтобы Греция хотя бы в каком-то году представила что-то отличающееся от предыдущего. Вероятно, только самые отчаянные фанаты Греции умеют различать песни, представленные страной Пифагора и коринфских капителей. Милашка Каломира так сильно напоминала Элену Папарицу, что склеивалось в глазах. Впрочем, «Секретная комбинация» вознесла отчаянно отплясывающую гречанку на такой родной Олимп ненадолго. Как догадывались многие британские аналитики, только одна страна могла победить в Белграде, и она это сделала.
Вероятно, лишь Украина имела некоторые шансы на триумф, да и то благодаря «русскому следу», оставленному ненасытным Киркоровым. Отработав шишки, набитые на Колдуне, король всевозможных мистификаций слепил неплохой, но очень хаотичный пассаж на тему ветреных женщин, напоминающий уже с первого звука решительно всё, что только можно. Платье от Кавалли за бешеные деньги спасло только отчасти, а абсурдный текст пролетел мимо не слишком подтянутых в английском бывших братских республик. Ани Лорак пошла по тропе, протоптанной изящной Сердючкой, только неясно, остался ли доволен «всего лишь» вторым местом амбициозный Филипп. Вероятно, ему не стоит расстраиваться: родная Москва в будущем году рискует оказаться гостеприимней Белграда.
Что касается Билана и его фигурного катания, то первое, что лезет в голову обычным людям, это «при чём тут Плющенко». Вероятно, Олимпийский чемпион своим участием в Евровидении разом компенсировал откровенно провальное выступление Российской сборной на чемпионате мира по фигурному катанию в этом марте, тем самым, добавив к спортивным победам мая свой скромный бонус. А если говорить совсем честно, без его томных взмахов руками и попыток сделать вращение и дорожку шагов у Билана с его откровенно занудными песнопениями не было ни шанса. Дима явно перестарался с вокальной эквилибристикой, превращая порой свой относительно неплохой голос в подобие спускаемой автомобильной шины.
Во всей постановке номера явственно сквозил аромат российской провинциальности и наивная рука прекрасной Яны. К счастью, исчезла нелепая пожарная лестница, но появилась расстёгиваемая рубашка, как вечное напоминание о том, что на российской и ряде других таких же музыкально неразвитых держав артист вынужден брать голым телом, а не талантом. Билан поражал публику на сцене голыми ступнями, а на пресс-конференциях – висящими на причинном месте белыми штанами. Эдвин Мартон пытался придать конкурсу консерваторский оттенок, размахивая дорогущей скрипкой. В общем, балаган удался.
Кроме братских республик высшую оценку нам поставил только Израиль, отличающийся от ближнего зарубежья только географическим расположением, в то время как музыкально подкованные державы вроде Англии и Швеции не разорились для нас даже не единицу.
Москва торжественно переняла эстафету европейской солидарности, и если взять на заметку то, что обычно в данном конкурсе побеждает та страна, в сторону которой качнётся политический вектор, то россиянам стоит не морщиться, а приготовиться либо к хорошим, либо к не очень хорошим переменам, и это уже не смешно. Ведь Сербия победила в стране, родом из которой «творец» Косовского «счастья» Матти Ахтисаари, а чем закончилось косовское противостояние мы все знаем…
И музыка тут не при чём.