Он не стоял на коленях

Вадим Фомченко
Я был довольно общительным студентом и, когда в учебе дошел до кафедры факультетской хирургии, у меня практически сразу появились на ней хорошие знакомые среди преподавателей, от которых мне и стала известна следующая история:
После войны на кафедру профессором был назначен Колесов (надеюсь, что я правильно помню его фамилию)- блестящий хирург, прошедший всю войну (как, впрочем, и все тогдашние хирурги) и мировая известность из-за своих уникальных операций.
Точно не скажу в каком году(во всяком случае, еще при Сталине) в «Правде» , а затем отдельной брошюрой под названием «Фальсификаторы истории», была издана статья, в которой весьма убедительно и аргументировано доказывалось, что расстрел польских офицеров в Катынском лесу был произведен немцами во время оккупации ими Смоленской области. Статья сопровождалась заключением авторитетной комиссии, специалисты которой точно установили время расстрела и захоронения.
Профессор Колесов был включен в эту комиссию, однако подписать ее заключение отказался. И не из-за каких-то там высоких принципов, не в борьбе против «культа личности» или каких-то других общественных идеалов. Он сказал примерно следующее: «Я не патологоанатом и не судебный медик, я- хирург и могу свидетельствовать лишь о характере ранений и причинах смерти, но подписать заключение о времени смерти я не могу». Конечно, его уговаривали, старались разъяснить важность появления его подписи под документом для таких важных целей, как авторитет страны и защита ее от гнусных обвинений, пытались даже угрожать…
Он все равно не подписал. Тогда его обвинили в «антисоветской пропаганде» и осудили по статье 58-10 на длительный срок. Срок ему пришлось отбывать в Карлаге (Караганда).
Вообще-то, его заключение оказалось сравнительно легким- он сразу же был назначен главным хирургом управления , разъезжал по Карлагу без конвоя и жил вне зоны в отдельной квартире. Операционную в тюремной больнице он превратил в образцовую; говорят она была намного лучше, чем в Первом Медицинском Институте: ну еще бы! Ведь к нему приезжали оперироваться высшие чины КГБ и МВД из Москвы ,а также члены их семей!
Рассказывали, что однажды одна из медсестер, к которой он обратился «сестра», вспылила: «Я вам не сестра! Вы должны обращаться ко мне «Гражданин начальник»! На это Колесов ядовито заметил: «Гражданин начальник! Возьмите, пожалуйста, судно из-под того больного, вымойте его и верните на место!» Сестра имела глупость пожаловаться на него, за что была выгнана с работы.
После смерти Сталина, Колесова реабилитировали одним из первых.
Пока он отбывал наказание, на кафедре происходили следующие события. В ленинградской хирургии в то время господствовал (подобно Сталину) некто Джанелидзе; на освободившееся место он назначил свою хорошую знакомую. Та специализировалась на операциях щитовидной железы. Операция достаточно простая. И одна из лучших кафедр СССР стала заниматься проблемами этих операций, в основном косметического характера. Когда Колесов вернулся, он был восстановлен на работе, однако и женщину увольнять было не за что. Кафедра так и существовала с двумя профессорами!
Интересный вопрос: а как бы я сам повел с6бя на месте Колесова? Думаю, что подписал бы, не задумываясь! Но это не мешает мне восхищаться людьми, которые лучше меня.
Часто говоря о преступлениях прошлых лет, восклицают: «Мы все виноваты и все были причастны!»
Неправда!
Профессор Колесов не участвовал и на нем нет никакой вины за то, что в этой стране на одного честного человека приходится десять негодяев и сто трусов!