Ты спрашиваешь, что такое Лиго...

Валентина Томашевская
Ты спрашиваешь: "Что такое Лиго?"..
Мне вспоминается вечер накануне Лиго в старинном парке.  На возвышенности, где некогда была графская усадьба, окруженная  обводным каналом с  могучими деревьями по краям - концертная площадка под открытым небом. Зрители заполнили все деревянные скамейки, сейчас на большой сцене начнется праздничный концерт. Участники самодеятельности в латышских костюмах ждут своего выступления: девушки в зелено-красных, красных юбках и белых льняных кофтах. Девичьи головки украшены  веночками из полевых цветов: клевер, ромашки, васильки, колокольчики, переплетенные с зеленью трав. Юноши и мужчины в серых брюках и белых рубашках.
Возле сцены - автобусы, в которых приехали гости - участники концерта. На плечах  женщин  белые шерстяные накидки "виллайне", скрепленные сактами* с красным стеклышком. Волосы под белыми чепчиками, или  традиционными венками, вышитыми стеклянным бисером .

У сцены ведущие концерта, балетмейстер - постановщик танцев Ина Зандаре: движения ее танцоров, будь то  старшая или младшая возрастные группы, отточены, отрепетированы.
Полукругом раскинули свои палатки народные умельцы:  вязание, картины, деревянные поделки, изделия из кожи,  керамика: матовые и покрытые  зелёной, жёлтой  или  коричневой глазурью (или сочетанием нескольких цветов) кувшины, кружки, матовые, из живой глины сосуды с крышечкой для хранения напитков.
Мастера керамики  Латгале (ударение на первый слог; читатель, мы с вами в восточном крае Латвии: Латгалии;  интересно, что издавна местные жители называли ее Лотгале...)
 издавна славились своими поделками: изготовлением бытовой и декоративной керамики.  У латгальской керамики свой особый неповторимый облик, благодаря которому её легко можно узнать: волнообразный край сосудов, рельефные и фигурные украшения. Широкие волнистые полоски, прикрепляемые к сосуду одна под другой, создают удивительный наряд из "оборок" и "юбочек".

...Пахнет пивом, шашлыками, дымком. На прилавках непременные атрибуты Лиго - пиво и сыр.  Причем сыр желателен с тмином. По народным поверьям, попадающийся в дольках тмин лучше всего хорошо разжевать - тогда пропадут все напасти.
 Посреди полянки конус стволов и   ветвей,  прикрытый  целлофаном (на Лиго не редок дождь): костер Лиго   будет зажжен по окончании концерта, ближе к полуночи.
 
Ты спрашиваешь: "Что такое Лиго?"
Лиго - это праздник в Латвии, который отмечают 23 и 24 июня — день летнего солнцестояния — аналог Иванова дня в других восточно-европейских странах, в Белоруссии, на Украине, в Польше, в Саксонии и в некоторых других сельских уголках Европы.

Традиции празднования имеют много общего с днем Ивана Купалы. Но в Латвии эти дни являются официальными выходными и стали одними из самых ярких праздников республики:  рассылаются открытки, идет подготовка участников хоровых и танцевальных коллективов, фольклорных капелл, естественно, готовятся и различные кампании.
 
 Лиго - это именины Янисов и Лиг (Лига — женское имя), а в Латвии именины празднуют едва ли не больше чем день рождения. В этот день Янисы носят большие венки из дубовых листьев и принимают поздравления. Если в компании нет ни одного Ивана или Яниса, его «назначают» и он становится центром внимания.
 Лиго – это песенный припев. Что означает это слово, можно лишь предполагать .

Одни считают, что Лиго - богиня любви.
Другие - названия бога веселья Лиго, который в латышском эпосе изображается как древнелатышское божество песни.

Янов день - праздник летнего солнцестояния и плодородия - в старину был
тесно связан с календарем земледельческих работ. Фактически он означал окон-
чание весенних работ и начало летних; магическая цель этого праздника - под-
готовка с помощью определенного ритуала к уборке будущего урожая.
       День накануне Янова праздника назывался Травяной день
а ночь - Янова ночь. В Травяной день рвали разные растения, вили из трав,
цветов и дубовых листьев венки, украшали ими комнаты, клети, ульи, коров
и т. д. С наступлением сумерек начинали петь песни ("Яновы песни"). В песнях
воспевался Янис, высмеивались лентяи, прославлялись усердные работники.
Янис представал в них как некое живое существо, персонифицирующее плодо-
родие. После каждого стиха в "Яновых песнях" следует своеобразный

рефрен - восклицание "Лиго, Лиго!"
Поэтому исполнение этих песен называется "лигование" а исполнители - "лиготаи" .

Вечером все домочадцы с песнями возлагали на голову хозяина дома - "Янова
батюшки" - дубовый венок, а на хозяйку - "Янову матушку" - венок из
цветов и трав. Затем все шли в поле и с песнями обходили сады, огороды, нивы,
луга; в садах и полях втыкали в землю раскидистые ветви. Празднование про-
должалось - "лиготаи", или "Яновы дети", с травами и цветами шли петь к со-
седям, где им подносили пиво, угощали лепешками и сыром. Так они обходили
одну усадьбу за другой. Люди, живущие по соседству, собирались вместе, обычно
на каком-нибудь холме, и там, на высокой жерди или на дереве, разжигали
огонь. Собравшись вокруг огня, пели, танцевали. Иногда разводили костер и
прыгали через него.
       Все эти действия, так же, как и "лигование", были связаны с народными
представлениями о том, что именно таким образом можно призвать благодать
на луга, поля, сады, скот, умножить плоды своих трудов.

*Сакта - национальное латышское украшение, большая круглая декоративная брошь, медная, латунная или серебряная , отделанная янтарём, недорогими камнями или шлифованными стёклами. Сактой скрепляли одежду до изобретения пуговиц. Стеклянные бусинки завозили из Византии, и древние мастера умело сочетали их  с металлическими подвесками.
Сакта, как говорили в народе, скрепляет дружбой семью, родню.
 Сакты могут быть любых размеров: маленькой застёгивали ворот рубахи, большой скрепляли "виллайне" – наплечное покрывало ( шерстяная накидка) - на груди или сбоку на плече.
Популярны были сакты с подвесками, славились янтарные сакты: круглые, сердцеобразные и с подвесками из янтаря.
Сакта, как говорят модельеры, собирает наряд, связывает воедино традиционную шаль-накидку и наряд.
Сакта как солнышко, собирает в фокус.

ЛИГО В ДАГДЕ

Молния.Синее небо. И первые капли дождя. Какое же это Лиго без дождя! Верна народная примета.

Смотришь на могучие, красивые деревья в Дагдском парке и кажется: ни один листик не шевелится под дождем. Люди же, пришедшие к началу праздника, перетерпели все. Природа властно предложила свое начало праздника (у нее свой сценарий), сказав: присмотритесь к каплям дождя, к деревьям, к травам, окружающему, друг к другу. Постойте под зонтиками, просто под деревьями, пошутите друг с другом. задумайтесь на минуту: предки посадили этот парк, а что посадили вы? Что останется от вас?

Но вот небо светлеет. Утихает дождь. Начинается движение. Детишек манит к мангалу запах шашлыков, взрослых - традиционное пиво. Зрители расстилают на скамейках принесенные клеенки, газеты, рассаживаются.

На коне разьезжает Янис, делает пробные круги. Двое мужчин ведут негромкий разговор:
"На коне надо уметь ездить. Это тебе не на мотоцикле. Там и дурак притормозит, а попробуй притормози коня - нет никакой кнопки."

Звучит народная песня "Лиго" . На сцену выходят участники художественной самодеятельности.

танцует коллектив учащихся 4 - 6 классов Дагдской средней школы, его сменяет народный танцевальный ансамбль "Дагда" под руководством Ины Зандаре. Серо-голубые тона одежды танцоров сменяются черно-сиреневыми, красно-черно-желтыми. На головах у танцующих девочек веночки из ромашек, васильков, трав.

В иносон природе оформлена эстрада. Неброски краски венков, сакты... Ласкают глаз зеленые флажки. Хорошо потрудился художник Дома культуры Эдуард Рутка. "Я не помню другого дня Лиго, чтобы так отмечали,"- слышу я рядом.

На сцене - девушка ведет танец мальчиков - эдакая упряжка. Вдруг мое внимание привлекает деталь - ребята танцуют босиком. Девушки в алых платках исполняют "Сиеву полку". Это молодежный танцевальный ансамбль  районного дома культуры Краславы (руководит Язеп Орницан).

Цветы. Их сегодня много: ромашки, васильки, последние тюльпаны, жасмин.  Все цветы, что цветут в этот день - Яновы!

К сцене подъезжает на коне Янис, ему вручают факел, и он на высоком металлическом постаменте зажигает общий костер. Люди встают со всех мест и подходят к костру. Лиго, лиго"!. Поют и танцуют.

Звучит музыка.На эстраде танцы. Танцует и молодежь, и люди уже немолодые, и детвора. А вот и хоровод. это скорее диско-хоровод. Луч прожектора высвечивает лица танцующих. Всем здесь весело.
В.Томашевская,
методист Дагдского ДК
5 июля 1988 г.