ЛИФТ... и лифтокатострофы

Александр Ручко
ЛИФТ…ОПАСНОСТЬ УЖЕ РЯДОМ!
Или, итоги 15-летнего коммунального развала в Киеве…
       
       Лифтокатастрофа – новый термин в обиходе горожан. Конечно, с авиакатастрофой не сравнить, но что-то общее в них есть – и там и тут приходится падать с высоты не по собственной вине. Правда в первом случае смертельных исходов меньше… на долго ли?
       Теоретически, лифты не должны падать. Практика доказывает обратное. Лифтеры бьют себя кулаком в грудь и говорят, что это невозможно, мол, лифт может упасть, только если обрезать все четыре троса, и то в большинстве случаев предусмотрена защита, которая предотвратит его падение. В реале, изношенность лифтового парка в Украине достигла такого «максимума», что есть сомнение в том, что спасительная система блокирования кабины, придуманная в 19 веке изобретателем Е. Г. Отисом, вообще сработает, если вдруг ваш лифт захочет «полетать».
       Большинство зданий в крупных городах Украины построены в 1960-1980-е годы, и имеют больше 5 этажей, а посему в своем большинстве оборудованы лифтами. По ГОСТу, лифт, отслуживший 25 лет, подлежит замене или модернизации. По разным данным, от 50 до 80% лифтов в Украине требуют замены. Более 10% из них, по данным Госкомитета Украины по надзору за охраной труда, опасны для жизни и здоровья граждан.
       Мы уже достигли того предела, когда ЧП с лифтами повторяются регулярно, причем с каждым разом последствия все тяжелее. И если при единичных случаях можно было все объяснить истеричностью самих пострадавших, то сейчас, это уже никого не убеждает, коммунальщики просто умыли руки, оставив жителей «многоэтажек» сам на сам со своими страхами.
       Самое свежее ЧП с лифтом, произошло 17 мая, в одном из столичных «спальных районов» Позняки по ул. Григоренко, 27. В результате падения лифта с 14 этажа, пострадало сразу 9 человек. Все они ехали на свадьбу. По счастливой случайности молодожены сели в другой лифт, поэтому среди гостей отправившихся вместо застолья в больницу их не было. К сожалению, в больнице оказалась и мать невесты, выбравшая «не тот лифт». Самое интересное в этой истории то, что вину за случившееся коммунальные службы пытаются возложить на пострадавших, ибо, мол, они допустили перегруз кабины…. Грузопассажирский лифт подобного класса рассчитан на 630 килограмм. Общий вес груза, во время падения лифта в тот момент был примерно 800 кг. Но для безопасности запас грузоподъемности у него 1200 кг! Как мог произойти обрыв? Кроме того, как отметили специалисты, работавшие на месте аварии - как такового «обрыва» и не было! Оказывается – троса целые! При этом всем, ведь если был основной причиной был перегруз, как утверждают сейчас коммунальщики, значит в лифте должна была сработать блокировка, ограничивающая вес кабины, и лифт бы никуда не поехал, но она не сработала! Значит, была не исправна? Скорее всего речь идет не об «перевесе» пассажиров, а об халатности коммунальных служб на балансе которых находится данный подъемник, а они сейчас всеми силами будут отводить от себя вину, ибо садится за собственное головотяпство в тюрьму, никто из них не желает!
       Что такое оборваться в лифте, по вине эксплутационных служб, которые, по сути, игнорируют свои обязанности, по обслуживание лифтового хозяйства находящегося в их введенье, я лично испытал на себе месяц назад. Да – как и в случае выше, трос остался цел, и хваленные тормозные системы естественно не сработали. Меня спасло только то, что я в кабине грузопассажирского лифта был один! А под весом противовеса, кабина полетела не вниз… а в верх! Я этот полет на 12-й этаж запомню на всю жизнь. Лифт, остановившись на первом этаже, вдруг подобно ракете на стартовой площадке Байконура, рванул с нарастающей скоростью обратно. Полет был недолог, ибо, в конце концов, кабина встретилась с потолком лифтовой шахты, после чего зависла, покачиваясь, над 12-ю пролетами. Что характерно – ни одна из систем связи с диспетчером не работала, прийти мне на выручку зевающий лифтер согласился, после того как я на него наорал по мобильному телефону, обрисовав перспективу официального разбора полетов с ревизией послеполетного состояния лифта. Причиной того, что лифт вдруг захотел «летать», стал отказ тормоза фиксирующего кабину в момент отключения двигателя, от чего кабина, в свободном полете, разогнав неработающий двигатель, постучалась потолком в «лифтовую» так, что подпрыгнули плиты, на которых стоял подъемный агрегат. Благо – крепления троса на кабине остались не поврежденные, а то бы этот полет закончился уже на первом этаже в груде обломков грузопассажирской кабины. А вот противовес от удара сместился, и теперь, несмотря на постоянные жалобы жильцов дома, кабина и противовес постоянно с грохотом встречаются где-то на середине шахты, и когда лифт очередной раз захочет «полетать» но уже по причине столкновения с собственным противовесом, уже одному Богу известно – ЖЕК, как тот СПОРТЛОТО, умывает руки! А жители, садясь в лифт начитают играть в опасную лотерею – «упадет не упадет». И естественно, как всегда, всем наплевать!
       В Украине работает почти сто тысяч лифтов. Они перевозят ежедневно примерно 25 млн. чел. Это больше, чем весь общественный транспорт, вместе взятый. Поэтому в процентном соотношении застрять в лифте, или не дай бог оборваться в нем шансов у горожан больше чем попасть в авиакатастрофу. Правда в отличии от авиакатастрофы, смертельных случаев при таком падении единицы, но не думаю, что от этого постоянным пассажирам лифтов стало легче, а ведь чем старше лифт в Украине тем страшнее им пользоваться!
       Замена одного лифта в девятиэтажном доме, в зависимости от поставщика оборудования, обходится в 100 - 140 тыс. грн. Однако специалисты отмечают, что модернизация или замена подавляющего большинства лифтов все равно не решит проблему. Надо поднимать уровень технического обслуживания и применять высокотехнологичное оборудование. Пока что платы за эксплуатацию лифтов не хватает даже на обслуживание, а средств на обновление нет. Повышать плату за пользование лифтами никто не решается, прежде всего, потому, что многие из них чаще стоят, чем работают.
       Из-за технической неисправности инспекторы Госпромгорнадзора приостанавливали работу почти 4 тыс. лифтов. Более 5 тыс. вообще не укомплектованы и выведены из эксплуатации, это значит люди ходят пешком, ежедневно занимаясь физзарядкой – чем выше этаж, тем лучше физподготовка. Ну а если кто и застрял в кабине лифта, то звать на помощь бесполезно! Большинство диспетчерских систем являются морально устаревшими, их спроектировали 15 лет назад. Около 25 тыс. лифтов вообще не подключены к диспетчерским системам. Если подобное положение дел продлится и дальше – в городах не избежать очередных катастроф, и чем дальше, тем с более кровавыми последствиями.
       

Александр РУЧКО
       

Рис. взят на http://www.krugosvet.ru/articles/12/1001266/0001216g.htm

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПАССАЖИРСКИЙ ЛИФТ (схема). 1 – компьютер, управляющий работой лифта; 2 – двигатель; 3 – исполнительная система управления лифтом; 4 – тросы подвески кабины; 5 – направляющие ролики; 6 – направляющие рельсы противовеса; 7 – противовес; 8 – направляющие рельсы кабины лифта; 9 – кабина; 10 – механизм открывания дверей кабины; 11 – банк памяти поэтажных данных.