Одиссея дилетанта. 2 часть. Корейский разлом

Александр Железногоров
               Александр Железногоров





...Отошли от причала тихо, буднично, ночью.    Вроде ничего не произошло, вроде не ждали нас десятки тысяч морских миль, два океана и десяток морей.  Молча, каждый на своем месте без митингов и ковровых дорожек.

        А как себя поведет наш морской "спасатель"? Ведь это не  тащить за собою другое судно на толстой веревке гдр-нибудь в Охотском море или  спасать рыбаков -любителей в заливе Акива на Сахалине.     Кто нас будет спасать, если в откытом океане  возникнет нештатная ситуация, я лично не знал и старался об этом не думать.

        Вдруг, мне вспомнилось детство: как мы пускали кораблики с бумажными парусами по молодому мартовскому ручейку, запах тающего снега и полные валенки талой воды -  давно это было и как свежи воспоминания... Вот тот кораблик, борясь за выживаемость, всеми примитивно скрученными снастями, все -таки шел ко дну к радости окружающх пацанов мирно сидевших на заваленки и с аппетитиом уплетавших куски хлеба с маслом, обильно посыпанные сахаром.

       Обычно  парашютист, в свой первый прыжок ничего не боится, он не знает, что его ждет впереди.   
Экипаж был удивительно спокоен и оптимистичен! Убедили и меня моряки в коюткомпании, что морской буксир, неограниченногог района плавания-океаны и открытые моря  ему не по чем.

         Вообще, идея перегона в Пароходстве летала давно и готовили его лучшие штурманы, знакомые с навигацией в районе прохождения  судов.
        Экипаж на перегон судов собирался тщательно, на уровне начальника пароходства, были разные варианты, но  сошлись во мнении,что лучше всего пригласить капитана в   Дальневосточном морском пароходстве.

 Для меня знакомство с ним было настоящее открытие: интеллигент, свободно владеющий английским языком, профессионал, который водил еще "Либертосы" по ленд лизу. Общение с ним доставляло мне истинное удовольствие.
        Старший помощник капитана сразу произвел на меня приятное впечатление, так как мы с ним были чем - то похожи: любили одну и ту же музыку, читали те же книжки и даже тип женщин примерно соответсвовал точно нашему пониманию предмета!
 
        Ночной Владивосток, сверкая бухтой "золотой рог", медленно уходил за горизонт.Тихий шум винтов и легкое покачивание вселяло уверенность. Вышли без лоцмана.
        "Из дома уходим"-  пошутил кто -то.
        Не спалось первую ночь, я переживал, а как поведет мой вестибулярный аппарат? Путаясь в этих мыслях и под шум волны, неожиданно для себя, заснул как дитя.
Утро начинается с рассвета (помните была такая песня-марш студентов-целинников)это то, что пришло в голову первым, но ничего не произошло, ну ветерок стал усиливаться, когда приблизились к корейским берегам, ну бутылочки мирно позвякивали в шкафчике. Классно!Я уже на работе! Не надо никуда спешить! Все стоят на своих местах и уже пересчитались.
        Утром на мостике меня еще не хватало, все при деле. И я ненавязчиво, но с упорством дилетанта, без ложной скромности, стал интересоваться всем происходящим. Но когда начальник радиостанции объяснил мне на карте погоды, которую он принимал каждые полчаса, все нюансы и тактические и стратегические- это меня очень порадовало, а особенно жучки, которые на нас надвигаются с юга- я понял, что скоро мы войдем в Корейский пролив.

        Это место святое для всего Российского флота. Кто не читал в детстве "Цусиму"! А я даже помнил имена всех российских капитанов тихоокеанской эскадры. Черт с ними, с жучками. У меня было еще одно задание от моего отца, который в 1945 году во время японской компании где -то тут потерял шапку. От чего и были у него проблемы с особистом. Я ощущал зуд и прилив положительных эмоций.
        А после обеда ко мне в каюту пожаловал сам дед- так на флоте называют старших механиков. Это была совершенно невероятная личность: под два метра ростом, рыжий и такая же рыжая борода для солидности. Он стоял и тихо смотрел на меня, а я на него.
 
        "Ну наливай!"-это были его первые слова. А после второй рюмки он-то и объяснил мне, что не позже чем через несколько часов мы войдем в район действия циклона.
        "Не унывай, док!"-сказал он, завершая нашу легкую трапезу.

  ...Ветер усиливался и соседство с якорным отсеком я почувствовал сразу:цепи били по переборке с такой яростью, что казалось вот- вот сомнут ее как игрушку, но корабль вновь взбирался на волну, чтобы через пару минут с легкостью скатиться -это носовая качка.

        На ужине было нас двое:я и скучающая повариха. А у меня аппетит разыгрался: намазывая большой кусок масла на свежеиспеченный хлеб и запивая чаем, слушал как она перечисляла количество разбитой посуды.

Кто на вахте, а остальные в каютах- жуткое зрелище. Лучше на мостик(до него надо еще добраться)там веселее.Вахта старшего помошника. У всех кислые лица. Морская болезнь- не шутка из учебников по гигиене. Действие психологическое-безысходность, которая замешана на тошноте, отвращение к еде и это все при исполнении, работать надо. Море любит сильных!
 
        В моей каюте настоящий погром:лекарства вперемешку с перевязочным материалом летали по каюте как метеоры, но когда к ним присоединились огромные кресла в стиле китайского ампира, мне стало несколько не по себе.
  Я сел, привязался и стал ждать, когда у меня начнется морская болезнь.
  Так прошел час или два- не помню. А тем временем судно вертело уже в трех плоскостях. Спать было невозможно- подбрасывало на полметра, но в воздухе успевал еще покачаться из стороны в сторону. Вот такая картина.

   -Нет, надо с кем- то пообщаться, так невозможно.
  Медленно по поручням дополз до каюты старшего помошника и буквально влетел как снаряд. Только один вопрос меня интересовал- когда это кончится?
 
  А ты хорошо выглядишь,док, -сказал старпом -лучшее лекарство знаешь какое?
  А так как меня не надо было учить- я все принес с собой.Вопрос второй-как?
  Ведь качало в трех плоскостях. Нет, двоим нам на справиться. Мы позвали на помощь начальника радиостанции.

        Картина такая:я стою в растяжке и ногами и руками, двое меня держат, я быстро наливаю и так же быстро выпиваю. Это даже не тот фокус полотенцем, а в условиях максимально приближенных к боевым! Пил я один. Этот удивительный факт,что только меня из всего экипажа не мучала морская болезнь- дилетант.

  Почти трое суток такой болтанки настолько вымотали экипаж, что когда однажды утром, вдруг,наступила такая тишина, что заломило уши и напряжение, которое длилось так мучительно долго, казалось вот - вот выплеснется наружу,мы оказались в тихой, сказочной бухте Хайковань (Тайвань)-горы, леса,речки.
  Можно было просто сидеть и смотреть как солнце медленно поднимается и его тепло растапливает наши истерзанные души.