Новенький - продолжение

Степаныч Казахский
Или "Маленький, сплоченный коллектив"

Фото из архива Алексея Сиднина.
Это вид из кабины вертолетика, на котором летал и я когда-то...

Мы продолжали работать дружным коллективом из трех человек, понимавших друг-друга с полувзгляда. Район исследований сместился на восток, и мы переехали в новый лагерь, ставший под невысокими горушками, рядом с артезианской скважиной и полуразрушенной фермой. Уцелело небольшое, глинобитное убогое строение, которое повара присмотрели под кухню и спальное помещение для себя. Рядом стоял домик под крышей из шифера, но одна его стена была полностью разрушена кем-то. К дому подходили электрические столбы с уцелевшими пока проводами. Этим не преминули воспользоваться мои геологи, подключив свою "Тайгу" - благоустроенный жилой вагончик - к электроэнергии. А мы с авиатехником, жили рядом, в фанерных летних домиках, под крышей которых гулял степной ветер, но теплые спальники на высоких кроватях хорошо согревали нас в непогоду. "Удобства" были невдалеке, а рукомойник наполненный артезианской водой, моментально приводил в состояние бодрости после пары освежающих шлепков по заспанному лицу. Я сменил напарника здесь, уже второй раз, и мы привыкли друг к другу с ребятами - "заказчиками".

Как то, работая недалеко от нашей временной базы, геологи показали точку в ущелье, похожем на длинный наклонный жёлоб с гладким ложем из травы. Её и предстояло нам "сделать", в числе других, то есть "осуществить замер данных". Но я, не оценил, сразу, сложности, при кажущейся простоте захода на посадку. Вся закавыка была в ветре. "Он", начинал дуть сначала тихо, но с восходом солнца быстро набирал силу, и если чуть опоздать, то его восходящие и нисходящие потоки, превращали вертолёт, в беспомощную щепку в воздушном океане.

Броски вниз или в сторону были настолько сильны и с такими переменными ускорениями ощущались посредством мозжечка и перегрузок крови в мозгу, что на доли секунды отключали координацию. Эта особенность ветровой обстановки в горах была знакома, и прогнозируя подобное на своем пути, старался избегать встречи с ними всеми возможными способами. В том числе - и не входить по-возможности, и вылетать до восхода солнца, когда ветер практически стихал.


Мы начали обычный рабочий день и заправившись «под пробки», ушли на самые отдалённые объекты съёмки, отрабатывая которые, постепенно приближались к базе. Одной из таких точек был пик на вершине горы. Её высота всего триста-четыреста метров над поверхностью земли, а превышение местности в тех краях около 500 м
над уровнем моря.
Олег - заказчик, указал ориентир на острие гребня и мы аккуратненько зашли "на него", зависнув с «боковичком»(боковым ветром).

- Ну что ж - вертолёт ведёт себя «обнадёживающе» - киваю согласно, и став на большой камень передним колесом, балансирую винтом в спокойном и ровном ветре, как большая и сильная птица крыльями.

Оглядевшись, вижу в стороне круглую лунку выветренную и вымытую дождём. Переместился осторожно и «поставив» в неё переднее колесо, жду - когда "десантируются" мои пассажиры.
Лишь только хлопнула правая дверь, аккуратно «вышел» из ямки и....сместившись метров на пятьдесят, чтобы не мешать работе ребят, продолжаю балансировать на гребне, наслаждаясь ровным ветром и послушностью винтокрылой машины.

Но, вот появились фигурки возле камня, где они делали замеры. Олег показывает мне «ветер», раскинув руки в стороны и став к нему спиной.

- Пора! - подлетаю к ребятам правым бортом.

Открылась дверь, и быстро загрузившись, уходим с хребта.

Скорость - набрана. Можно отходить от склона, чтобы искать следующую точку, которую уже наметил по фотографии сделанной из космоса, стоя на коленях и внимательно глядя вниз в нижний блистер(окно), мой штурман - Олег. Идём "пОветру" с хребта, и снижаемся вправо-вниз, в долину, как в природный овальный жёлоб. Он уходит вертикально, насколько хватает глаз, а справа-сзади - отвесная скала перекрывает выход из этого природного "рукава", в самой верхней его точке.

- Ба! - да это же то место, которое мне показывали - только и успел подумать, как нас швырнуло вниз к моментально ставшей хорошо видимой траве, которая при ровном ветре обычно смотрится "как прилизанная причёска щёголя", а сейчас, это были "непослушные вихры деревенского паренька не особо заботящегося о своей внешности".
Так морщит и треплет «прическу», завихряясь и меняя направление, ветер, в ярости хлещущей через край.

Автоматически разгоняю вертолёт, набирая спасительный запас скорости. 
"Есть скорость – значит будет маневр и послушно управление" - так уж устроен этот летающий аппарат.
Нас трясёт и бросает, как в лихорадке: скорость полета приближается к предельной, но только начинаю гасить её, как следует резкий бросок вниз, словно удар по шапке сверху, и мы, продолжаем нестись вниз, к выходу из ущелья.

- Уменьшить режим двигателям - не уменьшить?! - бьется в мозгу...
Если двигатели "уйдут на пониженный режим", а в этот момент вертушку станет подсасывать(тянуть к земле) воздушным нисходящим потоком – тогда, ко-пец!
Ничто и никто не вытянет нас, из этой природной «аэродинамической» трубы.Впереди - ложбина поперёк, за ней - горушка, выше нашего полёта.

Лихорадочно соображаю: куда отворачивать?!
- Влево?!
- Нет, нельзя! Там - повышение рельефа, а вправо - понижение и выход из кольца гор, в долину, в направлении лагеря.

Стараясь "не высовываться" к беснующемуся завихрению ветра, наверху, и не теряя запас высоты над дном ущелья, снижаясь, еле вписываюсь в 90-градусный отворот вправо.
Ещё тридцать-сорок секунд бешеного напряжения, и мы - на свободе, в чистом поле.

Впереди и вдалеке, виднеется белая, выгоревшая на яростном солнышке крыша нашего лагеря. Облегчённо вздыхаем. Переглянувшись, опустив глаза, летим домой.

Хлебаем невкусную похлёбку, тянем время.

"Тяни-не тяни:...либо лететь, либо - решать".
- Ладно - говорю. Сходим на разведку ещё раз. Может-быть «пристреляемся».

Льём сотни две керосину и "крадёмся" вЕрхом, высматривая точку, которую нужно обработать. Сильный ветер с северо-запада, "переваливаясь" через скалу дует в долину, наискось.
Наша площадочка находится прямо под отвесной скалой, у наивысшей точки ущелья.
Для посадки на неё можно бы и зайти "в лоб", то есть против ветра, из долины, теряя скорость по мере приближения к скале, через которую - как мне представляется образно, и валит, крутясь, вниз, вихрь ветра. Слева и справа - склоны ущелья; если нас «подсосёт» нисходящим потоком, отворачивать будет опасно - радиус разворота мизерный.

Заход на посадку «с боковиком слева» - самый приемлемый, так как отворачивать придётся всего на сорок-пятьдесят градусов. Но, до склона впереди - десятка три метров. Можно и не «вписаться» лопастями и хвостом, снижаясь в отвороте в случае неудачного захода и можно зацепить землю.

Делаю «пристрелочную» попытку, не заходя вниз, в ложбину - просто контрольный проход.
То-олько меня прикрыла от ветра скала справа, как всё - повторилось сначала.

Вконец измотанные, идём домой. Сидим в кабине, и молчим - не выходим. Ребята, не меньше моего устали от напряженного ожидания и постоянной готовности. Набираю в лёгкие воздуха, чтобы сказать "что думаю по этому поводу", как Олег - мой штурман и заказчик, говорит вдруг вопросительно: «может, завтра - с утра пораньше, с рассветом? А, братцы?»
Вздох облегчения вырвался у всех, и в разрядившейся обстановке, планируем завтрашний день.

Встали за час до восхода. Сегодняшнее утро - просто чудо! Тишина в степи! ...Лёгкие, практически неслышные дуновения, доносят из бескрайних просторов Семипалатинской степи такой «духмяный» настой трав, что перехватывает дыхание. Всё вокруг замерло в ожидании рассвета. Вдали, синеет редким лесом наша «Джамалунгма», дожидаясь. Ходу до неё – минут десять, да там две точки, по пять минут, да ожидание с десяток минут, да назад столько же.

Льём сотни полторы-две «керосинки»; Лена быстро варганит шкворчащую глазунью с кусочками сала, Олег подпоясывается любимым ремнём с прицепленной фляжкой браги и накидывает лёгкую штормовку. Наскоро перекусив, взмываем в небо, разорвав свистом движков сонную тишину, и, тут же исчезаем - лагерь ведь, ещё дремлет.

Восток начинает алеть.
- Ну что ж! В самый раз!

Идём к «месту работы». Свежий, но несильный ветерок, сегодня дует из долины - снизу-вверх, и я иду на «брюхе» над склоном, видя, как ровно ложатся в нашу сторону, качаясь, белёсые концы травы. Лена сидит сзади, на пассажирском сиденье - "обняв" прибор обеими руками и готова в любую минуту к высадке.
Олег стоя на коленях на месте убранного кресла рядом со мной, справа, крутит фотографию сделанную из космоса, и впившись в неё глазами, вовремя подсказывает ориентиры, подправляя курс жестами ладони.

Мозг автоматически высчитывает варианты: как лучше, туда, под скалу, в этот жёлоб с уклоном вниз, заходить!?

- Так! Можно зайти через скалу и против ветра, а потом - вертикально вниз.
- Нет, не пойдет! Нихрена не видно потому что. Да и снижаться вертикально, без скорости над скалами - безумие.

- С «боковиком» слева, под острым углом – «бочком», не даст склон сзади - я «черпану» хвостом за склон.
Справа - тем более, если нас «подсосёт» и придется доворачивать для отворота от склона, то заберу и так крохотный запас мощности у движков, который в этот момент окажется на пределе своих возможностей.
Присматриваюсь, ищу площадочку - хоть где-нибудь, чтобы высадить Олега с Ленкой: пусть «пёхом» идут, спускаясь на открытое место, откуда и заберу их, потом.

Ребята, как солдаты - наготове и терпеливо ждут сигнала.

Есть подходящая площадка! – с полкилометра внизу. Только оттуда, идти им вверх, да с прибором в руках - ох и тяжело будет!И полкилометра в горах, это все пять на равнине.
Поищем ещё...

- Так! Есть ещё площадка, наверху, невдалеке, но от неё - вниз, по обеим сторонам – осыпь из мелких и острых как бритва, камней.

Разворачиваюсь, снижаюсь вниз в начало «жёлоба», и поставив сто километров в час, «крадусь» снизу-вверх, с ветром «в спину».
Вертолёт идет как «вкопанный», хорошо слушается рулей. Его не швыряет и не бросает. Чудеса да и только!

Пробую «приткнуться» передним колесом, в естественном приближении к склону, с попутным ветром. Вертолёт плавно гасит скорость, за счёт слегка увеличенного тангажа перед непосредственно касанием. Идет - идёт, и, сходу мягко становится на переднее колесо, в невысокую траву склона.
«Полу-стоим, полу-висим» (задние шасси в воздухе), но очень даже устойчиво!
Ветер - ровный, сзади и снизу.

Так вот в чём дело! Похоже, что это ветер нам помогает, снизу, под углом сорок-сорок пять градусов!
Левую педаль - вперёд; удерживаю вертолёт ручкой и крутанувшись вокруг «передней ноги», вихрем уношусь вниз - против ветра, под уклон.

Повторяю заход, спокойно развернувшись. Только теперь, рассчитываю в точку под скалой, не долетая до неё метров пятьдесят.
Прижимаюсь к правой стороне ложбины на всякий случай: если что - влево уйду, и встав на переднее колесо - вниз и вниз!

- Ур-ра! - Ветер снова выносит нас как на ладонях, к нужному месту, и мягко ткнувшись в траву в намеченной точке, опять балансируем на передней ноге.

Высаживаю Олега и Лену, махнув рукой: ложитесь! - Ведь винт вертолета бешено вращается в метре от ребят…
Олежка, обняв прибор одной рукой и прижав другой Лену, укладывается в траву в моём поле зрения. Показывает большой палец. Мол, все в порядке – мы готовы!

- Мо-лод-цы ! - Ухожу.

Таким же «Макаром» - вокруг «передней ноги» - «падаю» носом вниз, в долину - ждать ребят.

....Вторую проблемную «точку» – сделали "на раз"!

В проснувшемся лагере, когда мы тянем из раскалённых кружек, прихлебывая и перемигиваясь, чай, замечают приподнятое настроение, и шутки в наш адрес сыплются одна за другой.
Как обычно - "Чем дальше в лес и, так далее". Только никто не догадался, что же нам так «приподняло» настроение, нашей маленькой, но такой сплочённой команде! Плечо друг-друга, наверно.
И, конечно, доверие.