10. Мать Надежда, правда из прошлого

Эль Куда Архив
СЫН ШЕЙХА.

Где-то через год, после моего разговора с журналисткой, ко мне на прием записалась католическая монахиня. Я был удивлен, католиков в моей стране не было, но связал это со статьей, которую опубликовала та единственная журналистка, которой я давал интервью. Фарух уверено заявил, что никакой статьи не было. Я верил ему, он читал и смотрел все что касалось меня или государства. От встречи с монахиней я отказался. Она оказалась настойчивой, и в конце-концов заинтересовала меня тем, как тщательно скрывала цель своего визита.

Энергичная, напористая нестарая женщина, такие уверено чувствуют себя в любой обстановке. Не успев присесть в предложенное кресло, она сразу же громко произнесла: - Сара. Я молча ждал объяснений, так как по протоколу ее звали мать Надежда, а это имя ни о чем не говорило. Она стушевалась лишь на мгновение: - Восемнадцать лет назад молодая девушка должна была выйти замуж по договору за старого шейха. Свадьба состоялась, но невестой была не она. Имя той девушки Сара.
Я застыл. Неужели через столько лет? Призрак той, роковой для меня  шутки.... Что еще знает эта женщина? Я молчал ошарашенный, а Мать Надежда решила, что я или все забыл, или она ошиблась адресом, с сомнением продолжила: - Невестой стал молодой человек. Он сам предложил заменить Сару в этой роли.
Я не знал как вести себя дальше, воспоминания захлестнули, боль в груди через мгновение сломает все тело. По еле заметному движению моей кисти, вышел Фарух и объявил, что аудиенция закончилась. Монахиня возмутилась: - Но я еще не выполнила волю умирающей.

Сколько бы времени не прошло, всегда существовал шанс, что явится кто-то знающий и начнет говорить «правду». Правда она всегда разная и служит разным целям. Чего на самом деле хотела мать Надежда я не знал. Почему-то появилась смутная надежда на какую-то разгадку. Возможность услышать те события, но из уст другого человека, а значит узнать иное мнение о произошедшем. Поэтому я решился на еще одну встречу с монахиней. Мы встретились через несколько дней в моем парке. Слуги могли нас видеть, но о чем мы говорим, для них останется тайной.

 МАТЬ НАДЕЖДА
 
Сестра Надежда не любила летать. Если бы не необходимость быстрее вернуться, она бы поехала поездом. Ворча, торопилась покинуть как сам самолет, так и шумное многолюдное здание аэропорта. Но видимо, сам Господь повел ее этой дорогой. Монахиня на всей своей скорости налетела на толпу людей, заскочив внутрь круга,  затормозила споткнувшись о сидящую на полу девушку.
- Что с тобой, дитя мое? – с ходу задала она привычный вопрос девушке, лет на пять ее младше. Та внезапно встрепенулась и вцепилась в нее, горько зарыдав. Реакция была неожиданной, и задерживало молодую монахиню. Раздражение вылилось в быстрое решение:- Помогите мне, - обратилась она к полицейскому,- я увезу ее в монастырскую больницу. Она нуждается в помощи: - Про себя подумала: психиатр ей нужен, а не утешение господа.

В машине девушка ни на миг не выпускала руку монахини. На вопросы не могла ответить связанно, или хоть сколько-то разумно. Когда приехали, Надежда уложила несчастную, и еще долго ждала, когда та уснет, что бы наконец-то объясниться с настоятельницей. И начались для нее мучения. Девушка болела и не хотела никого видеть, кроме сестры Надежды. Та всячески избегала обязанности - сидеть возле больной. Терпения ее не хватало, слушать чужое нытье. Наконец мать настоятельница вызвала ее к себе.
- Надежда, ты с детства воспитывалась у нас. В отличии от других девочек с тобой никогда ничего не происходило, хоть ты резка в движениях и необузданна в своих порывах. Настало время, когда всевышний решил тебя испытать. Он дал тебе эту девушку. Ухаживай за ней, будь рядом с ней. Господь испытывает веру твою.
- Да я итак верю в Господа. Могу сутками молится и поститься. Может этим заменим ухаживание за больной?
- Нет. Пути Господни неисповедимы, и значит, есть какая-то высшая цель.
- Какая? Девчонка чокнутая какая-то....
- Не перебивай. Во-первых, может у тебя появиться терпение, во-вторых, возможно научишься слушать людей…
- А в-третьих?
- Узнаешь, когда придет время.
- А как я узнаю? – недоумевала Надежда.
- Господь укажет тебе.

С детства Надежда не отличалась терпением, она старалась делать только то, что ей нравилось. Разговоры о высшей или далекой цели ее бесили. Она рассуждала просто: «есть день - есть пища», «зачем заглядывать в завтра, если есть сегодня».
Девушка не поправлялась. Врачи не нашли у нее никакой болезни, кроме душевного потрясения. Иногда Сара, так звали девушку, приходила в себя и начинала рассказывать странную историю с переодеванием. В голове Надежды, которая была плохой слушательницей, никак не могло сложиться что к чему. Она маялась у постели больной, ей некуда было приложить свою бурную энергию. Но время шло и от вынужденного бездействия, сестра начала вслушиваться в рассказ больной.

Когда же Надежда разложила по полочкам все услышанное, решила, что больная сошла с ума. Свои выводы  быстренько рассказала настоятельнице, надеясь, освободиться от участи сиделки. Но та лишь заметила : «пути Господни неисповедимы». Мать настоятельница еще больше укрепилась в своем решении, Надежда должна ухаживать за больной, которая слабела на глазах.
***
Через несколько лет после смерти Сары, когда уже все было забыто, сестра Надежда случайно оказалась в родном городе несчастной. Она попыталась разыскать ее родителей, что бы рассказать о последних днях их дочери, и сообщить где та похоронена. Каково же было ее изумление, когда ей сказали, что родители Сары внезапно разбогатели и уехали из этих мест. На вопрос, что стало с их дочерью, Надежда услышала, что та по слухам вышла за муж за богатого араба. Сошлась первая часть рассказа девушки о замужестве и деньгах полученных родителям за нее.

 Сестра не предала большого значения этой информации, мало ли что могут сочинить люди из зависти. На вокзале она увидела странного нищего. В маленьких городах всегда есть желающие что-нибудь рассказать или послушать новости. От кассирши Надежда узнала, что этот нищий бывший врач, который погорел на фиктивных справках и исчезновениях кое-каких записей из истории болезни.
Монахиня заговорила с ним о грехе, о каре, об искуплении. Он сам вспомнил Сару, каялся, что поддался уговорам ее родителей, которые заплатили хорошие деньги за фальшивую справку о здоровье дочери. Что стало с бедной девочкой он не знал. Получив один раз деньги за ложь,  он уже не смог остановится. Все пошло как по заказу, пока его не поймали на мелочи.
Надежда вспомнила: Сара действительно говорила о том, что была очень болезненная, что для замужества родители подкупили врача. Он спрятал настоящую историю болезни девушки и написал другую.
Все выстроилось в одну цепь.
***
Время шло. Многое изменилось как в характере сестры Надежды, так и в ее жизни. Она стала настоятельницей, другие проблемы и задачи захватили ее время и внимание. Множество разных людей проходили через нее, одних она успокаивала, другим сочувствовала, наставляла. В ней крепла мысль: многие люди всю жизнь страдают из-за того, что кто-то вовремя не сказал им правду; или они кого-то неправильно поняли - затаили обиду, но не попытались выяснить, что же было на самом деле.
Мать Надежда поняла, для чего ей была послана та несчастная. Нужно было найти парня. Рассказать ему ту часть истории, которую она узнала от Сары. Неизвестно как сложилась его жизнь, а вдруг этой самой правды ему  не хватает. Где его искать и как? Сара не знала его имени. Она утверждала, что его увез шейх. Была только одна зацепка, страна шейха.
Если парень жив, бесполезно его искать в Европе или в Америке. Но как найти человека в пустыне? Этого мать Надежда не знала, но положилась на время.

Однажды ей в руки попался журнал, в котором она прочитала о молодом шейхе путешествующем по Европе. Надежда стала собирать все, что касалось этого шейха и страны о которой говорила Сара. Но фотографии не подтверждали, что это и есть тот случайный знакомый Сары. Только серые глаза шейха могли говорить о его европейском происхождении, больше никаких доказательств.   

Большой риск, вдруг она ошиблась и это не он, вдруг ему не нужна эта правда. Но сам Господь послал ей Сару, привел в город ее детства, вложил в руки тот журнал. Значит она должна, просто обязана выполнить волю умирающей, рассказать известную только ей правду.

 Шейх долго не давал согласия на встречу, но она добилась своего и теперь сидит напротив этого красивого араба с непроницаемым лицом. Мать Надежда не знает, как понять его нежелание говорить. Он ушел, так и не сказав, тот ли он молодой человек из бара.
Мать Надежда вернулась в гостиницу, озадаченная их встречей. Ошиблась она, или нет?
 Через пару дней ее пригласили во дворец. Шейх ждал ее в саду, в беседке из искусно переплетенных между собой веток деревьев. Он пригласил ее сесть и когда слуги ушли, сказал:
- Я действительно не знал ее имени.
- Сара! Ее звали Сара, - обрадовалась мать Надежда, - значит это вы? Я не ошиблась?
- Что через столько лет вы можете сказать? Стоит ли это вашей дороги сюда?
Мать Надежда увидела перед собой не величественного и непроницаемого шейха, а усталого и очень одинокого человека. Она увидела в его глазах такую муку от возникших у него воспоминаний, что почти физически ощутила боль, которую нанесла ему своим визитом.
- Я ехала к вам, не просто что бы сказать, что знаю часть вашего прошлого, а что бы облегчить вашу боль.
- Вы думаете, что можете это сделать?
- Все в руках господа, - заметила матушка и начала свой рассказ.
Она подробно рассказала, как познакомилась с Сарой, как та болела и потом умерла, и все наблюдала за шейхом и наблюдала. Мать Надежда перешла к самому главному, то о чем он не знал, то ради чего она приехала, это жизнь Сары.
***
Сара росла болезненной и необщительной в семье умеренного достатка. Ее родители очень хотели разбогатеть. Однажды к ним приехали какие-то люди. Они долго выясняли, когда и где родилась Сара, их интересовала дата и время рождения.
 Они остались довольны услышанным. Попросили подготовить несколько фотографий их дочери, и справки о болезнях перенесенных Сарой.

Родители оказались догадливыми, договорились с местным врачом о справке, в которой Сара была здорова. Пригласили хорошего гримера, фотографа и на фото получилась очень привлекательная, здоровая девушка.
Но когда заказчики приехали, им оказалось этого мало. Они захотели видеть всю историю болезни, а не справку, и снять Сару на видео. Ее родители сослались на то, что дочь в гостях у родственников, и договорились о встрече через неделю. Они потратили все накопленные деньги, но купили новую историю болезни. С видео было труднее, потому что Сара сильно волновалась: у нее тряслись руки, грим не скрывал болезненную бледность. Она была похожа на яркую куклу. Родители решились на риск, они сказали, что дочь не смогла приехать, но ведь есть же фотографии. Гостям очень понравилось, что Сара здорова, и они заключили сделку. Родители не продешевили, они продали свою дочь за семизначную сумму. Сара выйдет замуж за шейха. Никто не спрашивал, хочет ли этого она, просто решили, что так будет лучше для всех.
Конечно, есть странность, что за девушку заплатили деньги, или что выбор пал именно на Сару, но здесь все объяснялось предсказанием звезд и обычаем.

Сара привыкла, что родители всегда правы, и не пыталась возмущаться. От будущего жениха ей преподнесли подарок, несколько пачек наличности. Впервые в жизни у нее были деньги, и никто ее не контролировал. Сара поехала в большой город, и поняла, что она не хочет выходить замуж неизвестно за кого. Здесь среди незнакомых, куда-то бегущих занятых людей ее влюбленность в хозяина гаража возрастала с каждой минутой. Ведь он единственный, кто разговаривал с ней всегда так ласково, называл ее по имени. Жалость к себе переполнила даже ее терпение. Вот в таком состоянии он тогда и встретил ее в баре.
- Я надеялся, что хоть у нее все получилось, - после некоторого молчания сказал шейх.
- Она придумала любовь. Потом очень жалела, что позволила вам уговорить себя на подмену.
- Ну, от этого мне легче не стало, - мужчина поморщился от боли в груди.
- У вас больное сердце? – поинтересовалась мать Надежда.
- Нет, у меня душа болит, а вернее место, где она должна быть, - горько усмехнулся шейх.
- Странности вы говорите, но я ехала вам сказать, то о чем меня очень просила Сара. Не знаю, почему она хотела, что бы вы знали именно это.
- И что я должен знать? – женщину пронзил взгляд холодных серых глаз.
- Договор с шейхом заключался с условием, что Сара родит ему наследника в течении двух лет. В ином случае, ее возвращают родителям, а они вернут часть уплаченной за нее суммы. Но! В детстве она переболела краснухой, осложнение - бесплодие. Это невозможно вылечить. Сара не могла иметь детей.

СЫН ШЕЙХА
Мужчина ссутулился и застыл, обхватив голову руками. Мать Надежда молча наблюдала за ним. Он сидел так какое- то время, потом не меняя позы попросил:
- Повторите, что вы сказали.
- Сара не могла иметь детей. Родители сделали поддельную справку.
Он выпрямился, и какое-то подобие улыбки или усмешки мелькнуло на его лице:
- Все-таки жизнь странная штука. Я всегда винил себя за то, чего вообще не могло быть. Я мучился, но терпел, потому что был виноват перед стариком - я лишил его наследника. Все свои мучения, боли, я считал расплатой за вину перед обманутым мною старым шейхом. Оказывается его обманули другие, а я винил себя. Хотя..., Сара выполнила договор - преподнесла шейху сына в моем лице. Господи, как же болит душа..., как жить с этим дальше? - Мужчина встал и отошел в сторону. Матушке было неудобно оглядываться на него, она боялась, что он не услышит слова утешения, поэтому молчала. Он подошел сзади, и наклонился над ней: -Как вы говорите в таких случаях?
- Все в руках господа нашего.
- Все-то все. Только мне за что такое дано?
- Господь знает, что нужно каждому из нас, и дает нам испытания.
- Если бы вы знали, какое испытание мне он дал, может, не говорили бы так бодро, что это было мне необходимо.
- Сын мой, смиритесь и будете вознаграждены.
- Я давно смирился, только при этом потерял душу, получив взамен постоянную боль.
- Грех так говорить, это душа ваша болит, она с вами.
- Матушка, а вы сами знаете, как болит душа? – он не дал ей ответить. Боль сдавила горло: - Я никогда никому не рассказывал… Эту боль нельзя сравнивать с физической болью. Поверьте мне, я испытал много боли. Умирал и выживал, но то физически. Эта боль скручивает тело, переворачивает все внутри вас, она убивает вас всеми смертями сразу, но не дает умереть. Вы продолжаете жить и носите ее в себе, к ней невозможно привыкнуть, она всегда как новая внезапная боль. Я живу с нею уже много лет, и никому не пожелаю узнать эту боль…
Мать Надежда не смогла найти слов утешения. Она не знала этой боли, но  горячо молилась за душу шейха, его больную душу.