18. хх жертва. потер гарри или сон в летнюю ночь

Артём Киракосов
Артём Киракосов


* С СОБОЙ *

* РАССКАЗЫ НА ПАЛЬЦАХ *



#### их кажется было двадцать ####



* 18 / ХХ «ЖЕРТВА. ПОТЕР ГАРРИ ИЛИ СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ»

****

– Это кто?
– Надя.
– Из-под…
– Ясно. А чего она спит?
– Разбудить?
– Да нет… Пусть… Себе…
– Мэри, может быть Вы закроете книжку? (Так и не говорит он – я. – А.К.)
– А мне это совсем не мешает – любить! И слушать. И уважать Вас. (Артём Вильевич.) (Так и не отвечает Мэри. – А.К.)
– А почему так рыбой пахнет?
– Это я, Артём Вильевич. Извините. Не успеваешь ведь поесть.
– Оля? Оль!
– Простите меня. Пожалуйста. Артём Вильевич. Не успеваешь поесть-то… не успела, а?
– А запах такой..?
– Это консерва – рыбная. Плохо? Я уйду, если хотите.
– Нет, что Ты, Оля. Ешь…
– А я Вам подарок принесла.
– Ну так давай! Ты же знаешь, я люблю…
– Это вяленая, из-под Ростова… Она очень… пахнет, в общем. Я её завернула, в газету, но – всё равно.
– Спасибо. (Берёт – А.К.)
– И сразу в холодильник.
– Положу. Спасибо. Оля…

****

Я оговорюсь, с начала, чтобы понятно было. Это – Институт имени Сурикова, Василия Ивановича. Художественный. Москва. Факультет «живописи». Я преподаю “технику живописи и технологию живописных материалов”, “копирование” – в музеях – произведений станковой живописи (ГТГ, ГМИИ – `Третьяковка`, `Пушкинский`– в простонародье). Руковожу мастерской реставрации живописи. Ну это скорее работа снабженца и координатора, чем что-либо ещё, потому что, я пригласил преподавать главные предметы – лучших. *Читаю* сам всё, что надо, – `по пути`, и вспомогательное. Так, в общем!..

****

Это я, простите, чтобы понятней было… А так – я мечтал мести улицы всю жизнь. Это из советского ещё прошлого. Смотрел, как по утрам, часов в пять, в четыре (я так и встаю) дворник начинает… Завидовал… Раньше давали им коморки. С мастерскими (с художественными, для художников) в Москве было всегда очень трудно. Мечтал всё поскреБсти – к восьми – выспаться, а потом писать! писать! Звук скребка ранним утром, к пяти, всегда возбуждал эти мысли во мне… Творческие… «Дворник» – профессия творческая, лирическая, нужная. И – весь день свободен – после скребка. Дворником был – Бродский, Платонов… Дворник, истопник, сторож… – наше, творческое…
Дворник – профессия творческая, художественная, так было! по крайней мере…

****

– Оль. Оля?
– Что, Артём Вильевич?
– А, что Вы делаете? Оля.
– Ем.
– На уроке? … записывать надо…
– Я не успела, простите, Артём…
       Я могу выйти…
       Если хотите.
– Ешь.
– Знаете. Некогда ведь.
– Ешь, конечно, извини. Приятного аппетита. Ну?!.

****

Она из `глубинки` – Подмосковье. Там есть обалденные места. Нетронутые ни дорогами, ни электричеством, ни газом, ни чем другим, соответственно, – двадцать километров от Москвы. `Сибирь`, что ли? Нет, рядом. Мы смотрим по телику иногда про эти ужасы. Как там люди живут в двадцати километров от самого дорого города мира. Подмосковье, в сторону чуть – от трассы – глубинка ещё та! Дыра. Без дорог, без школ, без…

****

– Надю не будите – пусть спит.
– Она не высыпается.
– Телефоны не выключать. Будем слушать: кому ``кто\что`` звонит, какая музыка\мелодия(?)! – интересно(?)!
– Можно, я выйду, мне надо…
– Конечно, можно всё. Лишь бы вы ходили, приходили. Входили обратно. Чтобы вам было интересно. Ведь всё для вас. И я. Не наоборот. Всё ж…

****

– А чего ты тут стоишь?
– А у нас не `зачёт` сегодня?
– Господь с тобою – уже каникулы как неделю.
– А мне показалось с утра…
– И?
– Я пришёл и…

****

– Артём Вильевич, а меня не будет с 9-го февраля по 9-ое января.
– Как так? Ты живёшь в обратную сторону?..

****

– Юль, а чё вы так и не появились?
– Мы парковались-парковались – так и не нашли места.
– И чё? Да, у Третьяковки не найдёшь… И, что решили?..
– В следующий раз…
– Так это ж занятия?

Улыбается. Крутит мною, как хочет. Автомобиль у неё…

– Юль, купи себе ``SMART`` (“mersedes” такой), не ездий ты на этих гробах! Пусть папа…

– Артём Вилич, вот тут зачётка… Подпишите.
– Ну? Где?
– Ох. Ради твоих глаз, Юлька!
       Давай…

****

– Игорь, что ж ты пришёл… в майке? – это ж – Третьяковская галерея… здесь картины висят. Не `баня` же?..
– Да: я вижу… (озираясь вокруг – А.К.)
«Ты быть хоть подмышки…», – думаю… так и не произношу я.
– Игорь, одевайся теплее: по понедельникам (а копирование произведений станковой живописи у нас по понедельникам) в Третьяковке проветривают весь музей за неделю, что надышали.
– Чувствую! (ёжится! – А.К.)

****

– Это Маслова, здравствуйте, Артём Вильевич.
– Здравствуйте.
– А сейчас зачёт?
– А вы куда звоните?
– Вам.
– Ну да. А вы где?
– Я болею…
– Хорошо.
– Номер зачётки скажите.
– А я… Не знаю.
– А билет есть, студенческий.
– Дома.
– А где вы болеете сейчас?
– А я на работе… Нет, – в метро пока…
– Так позвоните домой, узнайте.
– А дома нет никого. А вы меня не поняли: у меня за два года ~задолжность~ .
– Ну – вы петь умеете. Так спойте.
– Как?
– Да прямо в трубку. А мы послушаем. – Тут ещё ребята стоят, с подрамниками… ждут очереди. Ну? – ждём, давайте.
– А я не умею.
– Ну а как же я вам `зачёт` поставлю?
– А я танцую…
– Потому я вас в метро не догнал. Вы рыжая?
– Да.
– Глаза зелёные?
– Нет, с голубизной.
– С голубинкою? Да – признал! помню: изумруд со сливками. Знаю… я гнался… до самого верха… почти! – не догнал.
– Да, я быстро бегаю.
– От Института особенно…
– Вы такая длинноногая? В миниюбке были? Вверх бежали?
– Да, это я.
– Зачётку вашу передавали девочки, будто дедушка болеет ваш, «при смерти»?
– Моя.
– Я вас потом в клубе «ПУШКИН» встретил? С кавалерами.
– Это я.
– А это я. Только я не подошёл к вам – ребята “крепкие” были ваши – “намылили” бы меня крепко! Ладно: узнали телефон, дозвонились! – `зачёт`. Успели. Вовремя. Он ещё не прошёл… идёт…
– Спасибо вам…
– И вам…
– Что…
– Что…
– Вы не поняли меня…
– ?
– У меня ведь за два года…
– Глаза зелёные?
– С голубизной.
– Берёте направление в Учебной части ко мне, и… приходите.
– Спасибо вам большое.
– Пожалуйста. А почему вы так от меня бежали?
– А я танцами занималась… занимаюсь…
– А я страшный такой?
– Ну нет же, почему? Симпатичный… Даже! У нас на курсе – почти – все! в…
– Поэтому я вас и не догнал. Ну и ноги – блеск лишь!..
– А`зачёт`?
– … уже стоит…

Дружный смех стоящих с подрамниками мужчин: «Зачёт по “технике живописи” по телефону?».

– А я про вас рассказы смешные на @ПРОЗЕ.ру@ пишу! знаете? читали? не обижаетесь?
– …да это ~ скоко ~ хотите…

****

– Артём Вилич, я тут стою, а как выглядит Пушкинский музей? Я записываю, так, подождите - подождите, так?
Я описываю.
– Ты москвич? Родился..? Я знаю, ты – «художественную» закончил №…
– Да. На «Бабушкинской»…
– Ну: так что ж, не знаешь, как «Пушкинский» выглядит? Не был?
– Да был я!.. давно: ещё по лестнице поднимался.
– Какой курс?
– Четвёртый.
– Да. Института Сурикова. Чтоб ты делал, если бы не я, а? Артём Артёмыч Артёмов? – с такой-то фамилией – мой любимый ученик.



– А где здесь вход, Артём Вилич; я хожу уже час – всё вокруг обошёл.
– Спиной к Кремлю (там, где «Христа Спасителя» храм), справа с торца, «подъезд № 5» написано, «служебный».



– Нашёл. Так? Дальше…



– По коридору до конца, справа раздеться. Справа «туалет» (`мужской`; зайти, если нужно).



– Так. Разделся. Дальше?
– Прямо перед тобою – лестница. Помнишь Райкина, монолог: “В греческом зале, в греческом зале…” – Поднимаешься, направо – я там. «Мужик» стоит, гипсовый, – Микеланджело, «Давид», найдёшь?
– А. Вот. Где? Уже вижу – вас.



– Так ты не был здесь?
– Да нет, был.
– Да: с таким именем, с такой фамилией, с таким отчеством. – Мой любимый ученик.
– Отчество у меня другое – вот если сына рожу – так назову. «Артёмом».
– В мою честь? Я проверю, смотри. Что бы ты делал без меня? Так бы и не попал в «Пушкинский» музей?
– Не-а, я был, – обиженно…
– Ну вот: один прок от меня: ты хоть в музей попал… А так – работаю у вас снабженцем-организатором, пионервожатым, ёлы-палы!! Трачу на вас жизнь, молодость, силы.
 
****

– Мила, у Тебя что в ушах? AC||DC? Ты что слушаешь?
– Вы такое не…
– Ты меня слышишь?
– Да. У меня тихо.
– Дашь послушать?
– Это rock семидесятых?..
– Я похож на репера?

Девочка похожа на блюзменку (наша): в чёрном вся! Мила! Прямо какая-то!.. Я её очень люблю! Она не пропускает! Записывает… всё! Аккуратная. Стройная. И слушает – rock семидесятых. Ну чем не образец студентки?

****

– Артём Вилич…
– Что?
– А можно не ехать?
– Ну. Можно.
– Артём Вилич?
– Да что?
– А можно не ходить?
– Да можно.
– А я уйду скоро. У меня поезд. Я взяла “домой”.
– А у нас занятия.
– А я всё равно поеду…
– Ну конечно, Аня…

****

– Нет, не стирайте, – Альберт здорово меня изобразил! Он – молодец. Какой! А я люблю, когда смеются, смеются надо мною. Не стирать. С доски… Будем писать с краёв… теперь. Альберт – способный. Зря ему трояки ставят! Теперь – это так. Я защищал и защищаю его.
И юморист ещё – в придачу, как выяснилось.

****

– Тань, а чего вы не были, не пришли в прошлый раз?
– А мы проспали. Очень… Погода что ли такая бы...?
– Принимается… (улыбается, я… – А.К.)

****

– Какая же ты молодец, Саша. Знаешь, ведь сам я не могу так – как прошу вас. Для этого надо ежедневно писать и рисовать с натуры. Компоновать. А я – лишь болтаю языком с вами – ежедневно… ежедневно…
– Артёммм… Вилллььь…
– Так что..?
– А можно?..
– Можно. Можно всё. Тебе. Тебе можно всё.
– А я не приду завтра. У нас…
– Не оправдывайся. Таких учениц, как ты, у меня нет. Это только педагог ходит всегда вовремя и не болеет, обязан быть и не пропускать, не имеет права – опаздывать, а вы – имеете права – на всё! на всё! в этой жизни: молодость даёт их… (Теперь-то я понял, в чём разница…) Жду каникул, как манны… Каникулы придуманы – для педагогов – отдохнуть, перевести дух. Это для нас, для взрослых – переменки – от вас, душевных и красивых. Не приходи. А, можно, я тоже не приду, Саш?
– Можно.
– Спасибо, Саш. Не могу, к сожалению. Спасибо, что – меня отпускаешь, я не могу, не имею права, приду, к сожалению.

Смеётся. – А.К. Смеются. – А.К. Вместе! Вместе!!

****

– Как здорово вы всё говорили так, Артём Вилич!
– Так ты же спала всё время, Надя?
– А я всё слышала, Артём Вилич, знаете, как мне всё так понравилось?! Знаете, прямо так – работать захотелось, писать!
– Оцени: мы ведь не будили тебя. Где ты найдёшь ещё такую лояльность? Такого педагога? Оцени? Цени?
– Ох, как мне легло-о-о-о! Я ведь всё очень хорошо слышала!.. И запомнила!
– Значит, я открыл новую форму обучения – во сне. Гипноз прям. И всем легче. Вот, что значит гуманность.

****

– Как мне всё понравилось, Артём Вильевич…
– Так ты же читала. (Мэри?) Всё время – не отрываясь… (Книженция толстенная такая! – жуть. Жуть! – А.К.)
– А я вас всё время слушала, слышала.
– Что читали?
– Гарри Потер.
– А кто написал?
– А не знаю.
– А на обложке что написано?
– А я не смотрела. Но мне понравилось.
– Ясно-о-о-о-о.
– А как я говорил, понравилось?
– Да-а-а-а-а!!!! – Здорово!

****

– Лен? Ты?
– Да, Артём Вильевич, а что надо на `зачёт`?
– <…> ну?.. <…> а у тебя что-то есть? <…> вообще?
– …нет.
– …а улыбаться..?
– …не умею а я…
– …а что умеешь?
– …не знаю я?
– …ну хоть какие-то достоинства есть у тебя?
– …нет, не знаю…
– Давай зачётку.

………………………………………………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………………...

– Ты что вернулась, Лен? Я тебе всё поставил? Что-то забыл?
– А у меня лошадь есть: я за городом живу, – хотите покатаю?

****

– Ты чего плачешь? («Из-за Игната?» – не произношу я. – А.К.)
– Да… Нет.
– Я видел: он пол-урока обнимал Вику. Я понимаю тебя. Смирись.
– А вы разрешаете…
– А как, Настя? – запрещать? Пусть обнимаются! – может, у них ~так~ больше знаний влезает так?
– А пол-урока – с другой…
– Да, так: а пол-урока – с другой. Видишь же, Насть, мальчиков-то нету! – мало! маловато! (“Надо делиться” /знаменитая фраза Лифшица к нашим |российским| алигархам/, Насть, – так и не решаюсь произнесть я. – А.К.) Что ж? пусть хоть по пол-урока…
– Вам бы… лишь бы… Ар…

Плачет…

****

Я всё разрешаю. Не то, чтобы я очень мягкий, нет, я очень требовательный, даже. Но – мы должны выпутаться из этой ~истории ~ , с немощными студентами, с немощными студентками. Я разрешаю им всё – обниматься, целоваться, меняться партнёрами, партнёршами, изменять другу другу (по коридорам прям, мимо этого – увы! – не пройдёшь, молчу, как `рыба` – дела `сердечные` – не мои…) есть, пить, спать, выходить, входить, не ходить, ходить, говорить по телефону, звонить, принимать звонки, отправлять и принимать SMS-ки, смеяться, плакать, грустить, радоваться, не снимать наушники, слушать музыку, друг друга – лишь бы шла работа, лишь бы им было интересно, лишь бы – вытащить! вытащить!! вытащить!!! это поколение… СЛЕДУЮЩЕЕ – за нами – художников… БУДУЩИХ.
И это – обязательно! обязательно! обязательно! обязательно! будет, будет, будет!!! ДОЛЖНО БЫТЬ!! ДОЛЖНО БЫТЬ!! ДОЛЖНО БЫТЬ!!


****

– Мэри, а кто написал «ГАРРИ ПОТЕР», вы же читаете… (?)
– Выспались, Надя? Мы же не будили вас, оцените?
– Я? «жертва»? ВАША? – быть может… быть может – так. Педагог – да!! – ЖЕРТВА! ЖЕРТВА!! ЖЕРТВА!!! А, если её нету, то – нет и результата, вот. Да, правильно! верно! так! – ПЕДАГОГ – ЖЕРТВА.
– Да ешьте, Оля, свою рыбу, пусть терпят остальные.
– Да: на моих уроках можно всё – ходить, есть, спать, целоваться, обниматься, флиртовать, менять партнёров, партнёрш, обжиматся, зажиматься, обхохатываться, с меня писать этюды маслом (а я что: устроился бесплатной натурщицей? я, кажется, что-то тут иное произвожу?) телефонить, SMS-ить, слушать ROCK, рисовать меня по тетрадкам вместо записи лекций, выходить, входить, приходить позже, уходить раньше, не ходить вообще! – главное – ДАТЬ РЕЗУЛЬТАТ: должно вырасти поколение, поколение, поколение…
– … искусство! – да! – отберёт вас само! Это та «ДАМА», что выбирает себе ~кавалеров~ сама!! сама!! сама!!
– Я? А я? – да! – ЖЕРТВА! ЖЕРТВА!! Лишь жертва в объятьях ласк возлюбленных учеников и учениц.

****

– Я хочу сказать, что вы все! все!! все!!! все!!!! все!!!!! – большие молодцы! большие молодцы!! – вы все! вы все!! вы все!!! вы все!!!! вы все!!!!! ВСЕ ВЫ. ВСЕ ВЫ. ВСЕ ВЫ. ВСЕ ВЫ. ВСЕ ВЫ.
И я – счастлив, счастлив, счастлив, что – встретил вас, встретил вас, встретил вас! мои дорогие студенты, студентки: короли мои, королевы мои, души мои, жизни мои, время моё, обёрнутое вспять. Мы победим. Безвременье и голод – духовный, телесный. С Богом. Готовьте зачётки, я принимаю зачёт.

****

«Я – виноват перед ВАМИ: здесь, на моём месте, должен был бы стоять достойнейший. Стою – я – тоже – не худший (~экспонат~) на этой земле. Прошу прощение, хоть я и работаю у вас “пионервожатым” (чистота, наличие инструментов, материалов, элементарное устройство рабочего места и процесса, прочая волокита с обеспечением вашего “досуга” – назовём наше с вами взаимное обучение – так), я люблю искусство! – “всею душою своей, всем разумением своим” – и хочу, чтобы ВАМ это передалось. Нет священней текста – чем полотно ТВОЕЙ КАРТИНЫ – в это должен верить пишущий ЕЁ, иначе… иначе… незачем браться за кисть.
Помните, друзья! Помните! – НЕТ ПОЛОТНА СВЯЩЕННЕЙ ТОГО, ЧТО ПИШЕШЬ ТЫ, ХУДОЖНИК! Художник! Властитель времён! – ТЫ ПИШЕШЬ ВЕЧНОСТИ ПОРТРЕТ. ТЫ – БОГ, РИСУЮЩИЙ МИР НАНОВО! ЗАНОВО! СНОВА! УНИЧТОЖАЯ ТЁМНЫЕ ПЯТНА БОЛИ И СЛЁЗ, ХУДОЖНИК!.. О.
Через столетия и через тысячелетия – откроют умелые реставраторы твои слёзы о красоте, о красоте, что была дана тебе – воспеть! Вспеть! – как взметнуть! На холст! Помни! – ты – гений! А иначе – брось! брось кисть!! брось всё это!!! Равный Богу Со || Творец. Творец – как и Он, ВСЕВЫШНИЙ!!
Художник…
Наши встречи с Тобой!
С будущим! Что – лишь – будет лишь…
Лишь педагогу счастье дано знать и держать в руках будущее так близко.
В лице возлюбленных своих учеников и учениц.
Благословенная ЖЕРТВА! – педагогики!!
Благословенная ЖЕРТВА.
Благая.
Не торопись – жать! – будут и всходы, будут и ПЛОДЫ, Благословлённые, – Благословенные, – Богом.
Перед моим учениками и ученицами – в ответе и уважении и преклонении и любви – опускаюсь на колено!
Через все наши встречи, через все наши невстречи, через все оценки, ``зачёты // незачёты`` – ВЫ – будете окрашивать СОБОЮ то, что я уже не увижу, не застану. Какими мы ВАС оставим, такими и вступите в жизнь, в жизнь, в искусство, в искусство…
Я доволен ВАМИ – ВЫ работали славно! хорошо! по-доброму! Старались! А многие – достигли успехов. Значительных. Мне приятно сказать, что сам я так не справлюсь с заданиями, которые даю ВАМ, ВЫ – большие! большие! большие! большие! большие! МОЛОДЦЫ! МОЛОДЦЫ!! МОЛОДЦЫ!!!
Все!! – Вы. Вы – Все!!
Хватит! Ну хватит! Болтать! Давайте зачётки: время пришло (моё), время прошло (ваше).
Время прошло моё.
Время пришло ваше» – это скажу я им сегодня, сегодня, тринадцатого мая две тысячи восьмого года – в пятнадцать сорок пять в четыреста четырнадцатой аудитории Института имени Сурикова.

21.12.2007 – 20.05.2008