Fin de sieсlе. Ч. 2

Нина Матвеева-Пучкова
Fin de sieсlе. Ч.2.
Полная версия:
http://zhurnal.lib.ru/m/matweewa_n_w/findesiecle2.shtml



Это было когда-то?
Это было - давно…

       Итак, на дворе последняя четверть девятнадцатого века, а, порой, даже уже и начало двадцатого. И мы во Франции, стране, пару десятилетий назад вдохновившей Моне на эксперименты с цветом, а несколько позже - Тулуз-Лотрека – на изображение уязвимых мест парижского общества, и где Дебюсси создал изысканные и туманные гармонии.
       Здесь мы сможем послушать, например, Бодлера о тех, кто жар души растратил безвозвратно, кто захлебнуться рад, глотая слез поток…, и его рассуждения о КРАСОТЕ В ИСКУССТВЕ, получаемой при переплавке житейской "грязи" в "золото" самой высокой пробы.
       Когда б вы знали из какого сора… Да, вспомнилось, вспомнилось…

       В Норвегии застаём за мольбертом Эдварда Мунка, а в Германии - Ханса Тома.
Возможно, заглянем в Испанию или Италию: что там у них: ого! – Джованни Болдини и Пабло Пикассо!
       Потом Бельгия, Норвегия…
       
       Вы ничего не имеете против такого путешествия? – В этой старушке Европе всё так близко!..

       Разумеется, наши перемещения будут зависеть от того о ком из художников пойдёт речь, но всё же будем помнить, что все дороги в это время ведут – Вы уже догадались! - в… обетованный Париж. Сюда стихийно и неудержимо происходит паломничество всех, кто хочет заниматься искусством в любой его форме: словно массовые миграции голодающих, ищущих новые источники пропитания. (Вы случайно не о Москве 70-х прошлого века подумали?)
       Неплохое сравнение. Мне нравится…

       Здесь истоки всех начинаний.
       Понятно, что все устремляющиеся в Париж оказываются под влиянием «парижской школы», представляя собой, - как культурно-художественное явление, - определённое целое, образованное из эмигрантов.
       Здесь создаются кружки, новые школы и направления, но жизнь есть жизнь и всем известно, что творческие личности – индивидуалисты: объединения распадаются, отношения портятся, наступает одиночество.
       И каждый справляется или не справляется с ним, как умеет.

       Да, а как насчёт перемещения в четвёртом измерении?
       Только не подумайте, что сюда затесался ещё и Эйнштейн!
       Я просто о времени: иногда мы будем оказываться за пределами обозначенного периода, так как время создания некоторых произведений выходит за эти условные границы: нужно ведь с чем-то сравнивать, противопоставлять, чтобы выявить внутренние связи, преемственность или эволюцию того или иного сюжета, манеры исполнения или композиции.

       Ну, и пару слов о том, что может показаться странным.

       Некоторое удивление при анализе живописных жанров может вызвать то, что не только в портрете или автопортрете, но и в жанровых композициях, в пейзаже, а иногда и в натюрморте при использовании определённых выразительно-изобразительных средств художникам удаётся зачастую в опосредованной форме передать впечатление или ощущение одинокости.
       Представляете: в натюрморте! Это как? Одинокое яблоко на одинокой тарелке на пустом столе?
       Или в пейзаже: на голом утёсе стоит одиноко…?
       В какой-то мере это правильно, но не совсем,… пока.

Приглашаю обратить внимание на некоторые сюжеты, в которых художники наиболее часто воплощали тему одиночества ЧЕЛОВЕКА в окружающем МИРЕ.
Перечисляю, объединив в группы (с вариациями).

• - «Кафе» (Кафе. Кабачок. Любители абсента.)
• - «Одинокая женщина» (За туалетом. За столиком.
       У окна. Дама в голубом. Прогулка.)
• - «Одиночество вдвоём» (Подруги. Вдвоём.
       Два возраста.)
• - «Старость».
• - «Слепые».
• - «Размышления».
• - А также: натюрморт, пейзаж и портрет. – Это что касается собственно постимпрессионизма в чистом виде.

       Работы художников, принадлежащих к таким направлениям как французский или немецкий символизм, салонное искусство, фовизм, а также некоторые другие, вроде «Наби», более разнообразные по сюжетам и композиции не могут быть включены в указанные группы.
       О них разговор, конечно, тоже будет, но в свою очередь. Во всяком случае, постараемся добраться и до них.

       Итак, со временем мы определились: большинство работ, несущие в себе мотив одиночества, относятся - по времени создания - к 80-90 годам.
       Исключение составляют работы Пабло Пикассо, который часто создавал ремейки известных картин более ранних авторов (все немного уже подзабыли, а он раз – и напомнил), а также некоторые работы других художников, повторюсь, чьё творчество развивалось в более поздний период или наоборот, несколько раньше.

       Нелишне заметить, что в это время получает развитие зародившаяся несколько раньше - в литературе - тенденция выводить в качестве главных героев людей низшего сословия и порицаемых обществом профессий, и что все работы, о которых пойдёт речь, за редким исключением, принадлежат к реалистическому направлению.

       Однако не будем стремиться к жёсткому регламентированию! Искусство боится схем. Систематизация, часто условная, нужна только для осмысления явлений, не правда ли?

       Кстати, Вы уверены, что в природе всё упорядочено? Или этот порядок существует только в нашей голове? Ага, ну хорошо, значит договорились.

       Уф, наконец-то, добрались и до первых сюжетов.

       Но всё же хорошего - помаленьку: сегодня только две картины. Вы не возражаете, если втягиваться в серьёзный разговор будем постепенно? Нет?
Хорошо, тогда приступим.

       Посмотрим и установим некоторые возникающие закономерности и особенности развития композиции в сюжете «КАФЕ (Кафе)».
       Так, значит, сегодня мы о КАФЕ? Хорошее местечко!

       Кафе… Кафе-варьете, кафе-шантаны…
Именно здесь собираются довольно разные люди, не принадлежащие какому-либо одному общественному слою. Каждый человек, попав в кафе, с удовольствием берёт чашечку кофе, или кружку пива, или рюмочку АБСЕНТА…

       Первой ласточкой, самой ранней работой на эту тему является «Абсент» Эдгара Дега (1876). На самом деле первым сказал своё (так и напрашивается «мяу») слово в этом сюжете Эдуард Мане ещё в 1860-м, но это нечто иное, хоть и носит название «Любитель абсента».
       В Дополнении к Ч.2 я немного расскажу об этой картине. Но чуть-чуть позже, просто её нельзя обойти молчанием. Главное – не забыть!


       Так. Значит, в 1876 Эдгар Дега пишет и благополучно завершает картину «Абсент». И что же в результате получилось?

       Присмотримся.

       Подробно изображена часть интерьера: не только тот столик, за которым сидит взаимно отчуждённая пара, но и соседние столики. За спинами посетителей - зеркало, отражающее всего лишь фигуры персонажей картины и не более. Вам не кажется, что в кафе в данный момент находятся только эти ДВОЕ? Такова иллюзия.

       Дополнительные реалии скудно заполняют пространство картины. В основном это только пустые столики расположенные довольно тесно. Одинокая (sic!) початая бутылка.
       Что ещё привлекает наше внимание? Курящий трубочку месье, и трудно определить, пришёл ли он сюда один или с сидящей рядом мадемуазель, в нерешительности (или с отвращением?) опечаленно глядящей на рюмку с абсентом, – полынной водкой, которая, кстати, считалась неплохим противозачаточным или прерывающим беременность средством.
       Если употреблять достаточно часто – побочный синдром привыкания обеспечен… Хм.

       Композиция, как мы можем заметить, несколько неустойчива, но успешно уравновешивается мягкими цветовыми пятнами, выявляющими её центр – женскую фигуру. Обращают на себя внимание некоторые подробности: затейливая шляпка и нарядные туфельки, скорее всего слегка поношенные.
       Общее впечатление обыденности, опустошённости подчёркивается сдержанной цветовой гаммой приближённой к монохромности.

       Важно отметить, что в картине как будто бы много лишнего свободного места: фигуры персонажей «задвинуты» в левый угол в тесное пространство между зеркалом и столиком. Вы это возьмите на заметку: «между зеркалом и столиком», - хорошо?
По выражению Мане, стол выполняет роль «заслоняющей плоскости».

       Какова же функция зеркала, обыденного украшения кафе и ресторанов: не является ли знаком отрешённости от прошлого пустота «зазеркалья»? А пустота переднего плана картины – знаком безысходности настоящего и бесперспективности будущего? Почему бы немного не пофантазировать…
       Впрочем, к этой картине мы ещё вернёмся.
       Общее представление уже составилось? Отлично. Идём дальше.

       В последующие годы, вплоть до 1901 года, то есть до создания «Любительницы абсента» П.Пикассо, этот сюжет будут развивать многие художники по двум отмеченным нами направлениям: используя некоторые композиционные особенности как в картине Дега, так и другой работы, - к которой мы сейчас переходим, - принадлежащей кисти Эдуарда Мане - «Бар в Фоли-Бержер», начатой в 1881 и оконченной в 1882.
       Кстати, «Фоли-Бержер» (Folies Bergere) — знаменитое варьете и кабаре в Париже с тех самых пор так и находится по адресу: улица Рише, 32 (Rue Richer, 9-й округ столицы). Будете проходить мимо, загляните…

       Между прочим, в 1881 родился Пабло Пикассо. Бывают совпадения…

       Так что там, у Мане в 1882?
       Да, да, спасибо, я помню: большая картина, «Бар в Фоли-Бержер».

       В этой композиции подробно изображён роскошный интерьер, дополненный по сравнению с «Абсентом» Дега, богатым натюрмортом. Так же дано изображение зеркала, но с отражением в нём всего варьете.
       Внимательно присмотревшись, мы заметим, что и здесь имеется фигура мужчины, но вынесенная за пределы поля зрения зрителя: фигура только отражается в зеркале. Вот и возник как бы сам собой образ одиночества среди толпы, среди разноголосого шума: уставшая грустная девушка не желающая вступать в разговор с молодым господином в цилиндре.

       Художник фиксирует момент, выбирая из потока бытия мимолетный фрагмент, и запечатлевает его на полотне. Композиция изобилует срезами фигур и предметов, они как бы предполагают возможность продолжения изображения за пределы холста, - таковы приёмы импрессионистов, - контуры нечётки, как бы растворяются в световоздушной среде.
Любуясь глубокими оттенками чёрного, художник подчёркивает его яркостью натюрморта – это тоже проявление импрессионизма, радующего глаз богатством цвета. Замечу, что вообще-то импрессионисты избегали черного цвета, но исключения, как известно, только подтверждают правило.

Однако обратим внимание на «заслоняющую плоскость» барной стойки, - Вы, конечно, помните это выражение?
 
       Снова, - как и у Дега, заметьте, - фигура отрезана от переднего плана открытой горизонтальной поверхностью, отделяющей от зрителя персонаж, замкнутый в узком пространстве, заполненном неодушевлёнными предметами между столом и стеной-зеркалом, в котором отражается шумный зал, как контраст ощущению отрешённости, погружённости изображённой девушки в свои мысли - вне многолюдья, вне праздной суеты…
       Ну вот, пока о живописи и всё.

       Теперь немного поэзии? Давайте, почитаем Артюра Рембо в переводе В.Брюсова и М.Кудинова.
       Не возражаете против моего выбора? Спасибо.

Итак, «Комедия жажды».

1.ПРЕДКИ

Они:
Твои великие мы Предки,
       Предки!
Покрытые холодным потом
Луны, деревьев и тумана.
Смысл наших вин сухих был: жить!
Под этим солнцем без обмана
Что надо человеку? – Пить.

Я:
Ах, умереть на побережьях диких!

Они:
Твои великие мы Предки
Из степи.
Мы жбаны налили водою,
Послушай. как журчат потоки
Вкруг влажных замков – далеко.
Мы в погреб спустимся глубокий:
Там есть и сидр и молоко.

Я:
Ах, убежать к свободным водопоям!

Они:
Твои великие мы Предки.
Ах, бедный!
В шкапах мы сберегли ликёры.
И чай и кофе будут скоро
Кипеть; есть в чайниках вода.
Взгляни: разводы и узоры.
Мы с кладбища пришли сюда…

Я:
Ах, выпить, выпить всё до дна!

2.ДУХ

Он:
Бессмертные ундины,
Явитесь из пучины,
Венера, дочь лазури,
Смири волненье бури.
Ты, Вечный Жид Норвегии,
Расскажи о снеге и,
Ведавшие горе,
Пропойте песнь про море.

Я:
Напитков чистых мне не надо,
Воды не лейте в мой стакан!
Ни образами, ни Элладой
Я никогда не буду пьян.
Я жажде верен, как красотке.
Певец, та жажда – дочь твоя!
О, гидра тайная, без глотки,
Не от тебя ль погибну я!

3. ДРУЗЬЯ

Они:
Идем! Вином бурлящим
Там волны в берег бьют,
Аперитивы в чащах
С высоких гор бегут.
Спешите, пилигримы:
Зеленый ждет абсент...

Я:
Пейзажи эти - мимо!
Что значит хмель, друзья?
Нет! Стать добычей тлена
Я предпочту скорей
В пруду, под мерзкой пеной,
Средь затонувших пней.

4. УБОГАЯ МЕЧТА

Быть может, ждет меня
       Старинный Город где-то,
И буду до рассвета
Там пить спокойно я,
И смерть приму за это.

Утихла б боль моя,
Будь денег хоть немного, -
На Север мне дорога
Иль в южные края?
О нет! Мечта убога

И множит счет потерь,
И пусть я снова стану
Скитальцем неустанным -
Не будет мне открыта
Корчмы зеленой дверь.
       
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ

Дрожащие на поле голубки,
Ночной зверек, бегущий наугад,
Животные в загонах, мотыльки
Последние - те тоже пить хотят.
Дух испустить, растаять…
       Где – неважно:
Средь облаков, что тают в небесах,
Или среди фиалок этих влажных,
Чью свежесть зори пролили в лесах.

Май 1872.

       - - - - - - - - -
На этом мы прервёмся, чтобы продолжить чуть позже…