Внучка генерала

Ванда Клавцан
       
       Звонок в дверь. Тяжелая, коричневого дерева дверь открывается, на пороге стоит Она. Молодая, самоуверенная и вызывающе спокойная. Только в молодости человек бывает так уверен в себе, молодым все в жизни кажется легким и простым. Знали бы они, что по прошествии лет, годы давят на плечи, окружающий мир (или сам человек?) становится более инертным, неповоротливым и сложным. Впрочем, она вряд ли об этом узнает. Такие люди, как она, и в 80 лет молоды, красивы и сильны. И что в ней особенного, в этой наглой 25-летней девочке?
       Зачем она явилась в мой дом и пытается нарушить покой, который мне с таким трудом удается удерживать; спокойный уклад жизни - своей энергией, которая слегка отдает агрессивностью. По какому такому праву? Кто она такая, чтобы влазить в мою жизнь? Впрочем, почему влазить, сейчас она объяснит, зачем вынуждает меня быть такой вежливой, я выслушаю ее, и раз и навсегда она уйдет из моей жизни. И никогда я о ней больше не вспомню, да и кто она такая, чтобы я помнила!
       Стоящую на пороге молодую девушку бесцеремонно разглядывала хозяйка квартиры – женщина бальзаковского возраста, статная, ухоженная, с отблеском благородной седины на висках. Обе были красивы, каждая по-своему, умны. Каждая была готова получить свое: первая – прием, вторая – покой. Молодая девушка, одетая в брючный джинсовый костюм, вовсе не собиралась пасовать под пристальным взглядом холодных глаз цвета графита. «Здравствуйте, я вам звонила. Это по поводу вашего мужа. Разрешите мне войти, я не отниму у вас много времени…». Синие «джинсовые» глаза спокойно смотрели в серые «графитные» глаза хозяйки. «Да кто она такая, чтобы говорить о нем!» - в ее глазах на мгновенье вспыхнул злой огонек, но тут же погас – девочка этого не заслуживает.
       Ее звонок Тамара Андреевна прекрасно помнила. Она как раз собиралась пить только что приготовленный кофе и принять ванну, чтобы смыть водой усталость от долгого перелета из Лондона, где она была в командировке. Раздался звонок, который застал ее с туркой в руке, она секунду думала, подходить ли к телефону, решив, что стоит, поставила турку обратно на плиту и пошла отвечать на звонок, гадая, кто успел первым угадать, что она уже вернулась. Командировки за границу были для Тамары Андреевны обычным явлением, и каждый раз она не называла точную дату своего возвращения, ей нравилось устраивать неожиданности, да и Володю можно было проверить. Правда, она очень не любила, когда с ней поступали также…
       Подняв трубку, она услышала незнакомый молодой голос: «Здравствуйте, Тамара Андреевна. Мне необходимо встретиться с вами и поговорить о вашем муже. Нет, вы меня не знаете, я все объясню вам при встрече. Прошу вас, уделите мне немного времени…». Сейчас хозяйка квартиры не могла объяснить себе, почему тогда уступила ей – разрешила прийти, назначила время. Кстати, эта молодая особа адрес не спросила, а сейчас вот стоит напротив. Откуда она знает?
       Был еще один странный момент, который также не поддавался объяснению: вот уже столько лет прошло с того момента, как они развелись с Владимиром Степановичем, а она до сих пор живо реагировала на все, что связано с ним, настолько остро, будто это случилось вчера. Этот звонок всколыхнул в душе хозяйки квартиры много чувств и мыслей, которые она предпочла бы и не трогать вовсе. Эта девушка не спрашивала, просто бесцеремонно ворвалась в ее жизнь. Да кто ей дал такое право?! «Жаль, что иногда воспитание бессильно, такие, как она, наверное, только хамство понимают».
       «Меня зовут Василиса, мне 25 лет. Мне необходимо поговорить с вами о вашем муже..» - Тамара Андреевна смотрела на нее – молодую, красивую, умную и думала, что всю жизнь ненавидела женщин именно этого типа, у которых на лбу написано, что они смогут увести за собой любого мужчину, стоит только захотеть. Машинально она посмотрела на правую руку девушки – кольца не было, хищница на свободе. «Еще одна. Какая, интересно, по счету? Миллион первая», - Тамара Андреевна усмехнулась, предвкушая удивление этой молодой самоуверенной особы, когда она скажет, что Вова – ей давно уже не муж, их семью она уже не разрушит, потому что у нее было много предшественниц и разрушать, в общем – то, нечего, и, по большому счету, ей все равно, где он, с кем он, чем живет, чем дышит сейчас…
       А как все начиналось! Сказка. Хотя, если подумать, большой любви они никогда друг к другу не испытывали. Не было между ними и страсти, которую так любят расписывать в женских романах писательницы, у которых своя личная жизнь не сложилась (кто-нибудь когда-нибудь читал женский роман, написанный мужчиной, абсурд какой-то). Да и зачем все это было нужно? Их родителям казалось, что лучшей пары во всем Ленинграде не найти. Оба из очень интеллигентных семей с именем, имеющие в обществе вес: он – доктор наук, архитектор, его отец – генерал, она тоже могла похвастаться своей родословной. По светским меркам он подходили друг другу идеально – по статусу, положению, интеллектуальному уровню, все остальное ценилось в этом обществе в значительно меньшей степени.
       Поженились. И чуть ли не с первого дня тогда еще просто Тамара заметила, что ее Володя склонен к флирту и ко всем его последствиям. Гордость больно занозила сердце все эти годы измен, но … в их обществе не принято выносить сор из избы и уж тем более разводиться! Зачем? Ведь они - такая прекрасная пара, так друг другу подходят! Так и жили. Тамара разъезжала по всему миру, Володя гулял, временами попивая, она ему помогала, используя различные связи и все для того, чтобы поддержать репутацию семьи, которой и не было вовсе. Впрочем, она поздно это поняла: времена стали более терпимыми, их общество то и дело закрывало глаза и не на такие метаморфозы. Она развелась. Сыну тогда уже было почти 30 лет.
       И вот пришла еще одна разрушительница и пытается ей что – то говорить, да кто она такая! Любопытство победило: «Можете войти». Девушка начала говорить сразу: «Вы, наверное, составили обо мне неправильное мнение. Я не имею к вашему мужу никакого отношения, хотя как посмотреть. По крайней мере, оно вовсе не то, о котором вы подумали, я не любовница вашему мужу. Я – его дочь».
       Тамара Андреевна чуть было не села мимо кресла. И вправду ее сходство с Володей было неоспоримым. Словно две капли воды. Те же синие глаза, черные брови, бледная кожа, высокие скулы. И как она сразу не поняла, ведь даже в ее голосе по телефону она уловила смутно знакомые нотки, а лицо, телосложение, жесты – да она вылитая отец! Дочь, которой у нее никогда не было. Сестра, иметь которую мечтал ее единственный сын. Внучка, мечты о которой заставляли улыбаться грозного деда. Вот она сидит напротив и спокойно смотрит на нее. «И как такое могло случиться? Откуда она взялась?» - эти вопросы были несколько неожиданными для женщины с тремя высшими образованьями. «Откуда – откуда, откуда и все…». Василиса заговорила первой, отвечая на вопросы, которые Тамара Андреевна задавала сама себе. Неужели она, как и Вова, умеет читать мысли?
       «Ваш муж очень часто ездил по работе в командировки по стране. Во время одной из них они случайно встретились с моей мамой в одном сибирском городке. Понравились друг другу, познакомились… и разъехались – каждый к себе домой. А потом мама узнала, что беременна. Они встретились еще раз здесь в Ленинграде, поговорили и расстались. А потом родилась я… Вы не думайте, мне от вас ничего не нужно, у меня все есть, я хорошо зарабатываю, просто хочу увидеть отца. Вы одна можете мне помочь».
       «Если вам ничего от нас не нужно, тогда зачем он вам?» - «Я тоже много раз себя спрашивала, зачем хочу найти человека, который до сих пор не нашел меня, зная о моем существовании. В детстве я очень переживала, когда меня называли безотцовщиной, но сейчас я выросла, собираюсь создать свою семью и хочу увидеть человека, который дал мне жизнь. У меня нет к нему претензий или обид, есть просто бескорыстный интерес – дочери к своему отцу». Тамара Андреевна, вздохнув, и потупив глаза, сказала: «Извините, Василиса, но я ни чем не могу вам помочь. Мы с Владимиром развелись, не общаемся уже много лет. Я не знаю, где его искать» - Василиса минуту молча смотрела на нее тяжелым, немигающим взглядом, от которого хотелось спрятаться, было жуткое ощущение, что она видит ее насквозь.
       Василиса улыбнулась, встала: «Ну что ж, Тамара Андреевна, спасибо за прием. Если вы вдруг что – то вспомните или узнаете о Владимире Степановиче, то свяжитесь, пожалуйста, со мной». Девушка протянула визитку: «Звонок бесплатный». Тамара Андреевна, с облегчением вздохнув, повела нежеланную гостью к выходу. Уже в дверях Василиса обернулась, пристально посмотрела на нее своими пронзительно синими, как у Вовы, глазами и сказала: «Вы знаете, ведь это ему больше нужно, чем мне. Время идет, потом может быть поздно». Улыбнулась, попрощалась и исчезла с порога. Но не из жизни.
       Почему–то выкинуть ее из головы было не возможно. Голова разболелась, поднялось давление, в висках стучало «Дочь! Дочь! Дочь!». Тамара Андреевна набрала номер сотового сына: «Андрей, привет» – « Здравствуй, мама» - «У тебя есть сестра» - «Сестра? Мама, что ты такое говоришь?» - «Ладно, я позже перезвоню и объясню тебе все. Ты рад?» - «Сестренка, это здорово, мам!».
       Она набрала номер бывшего мужа: «Володя, привет. Я никогда не могла понять, за что тебя так судьба любит. Ты знаешь, счастливчик, у тебя есть дочь. Ее зовут Василиса. Ей 25 лет. Запиши ее телефон…». Если бы у него был характер дочери, все могло бы быть по-другому.
       Тамара Андреевна подошла к окну. В этот солнечный выходной во дворе была масса народу: в песочнице резвились дети, молодежь собралась у подъезда, люди старшего возраста сидели на лавочках, родители гуляли со своими детьми. Вдруг одна девочка лет пяти в розовом комбинезоне, держащая за руку папу, подняла глаза и, увидев ее, улыбнулась, весело помахав рукой.
       Чья – то дочь, чья – то внучка.

       

26.09.04 г. Ванда Клавцан