Глава вторая. Ужасное открытие

Светлана Подклетнова
На следующий утро Эми очень захотелось выяснить, получилось или нет у мосье Пауля договориться о расширении его бизнеса. Девочка знала, что ей нужно работать в доме, чтобы, как говорила хозяйка, «не быть дармоедкой», но ей так не хотелось сейчас ничего делать… Каждый день рано утром дверь комнаты Эми открывалась, и на пороге появлялась Сара, чтобы дать ей задание на это утро. Сейчас ещё было слишком рано, и Эми лихорадочно искала возможность уклониться от работы по дому и выскользнуть на улицу. Что же делать? Конечно! Выход есть!

Эми проскользнула в пустой коридор еще не проснувшегося дома и пошла на кухню. Кира уже во всю кашеварила.

— Что-то ты рано… — вместо приветствия как всегда с недовольством сказала ей повариха.

— Я подумала, может вам нужно что-нибудь купить в магазине, — ответила девочка Кире. — На улице холодно, вы замерзнете, и вам еще нужно готовить завтрак.

— Чего это тебе приспичило идти в магазин? — повариха с сомнением оглядела девочку. — Ну ладно, — сказала она более доброжелательно, — я как раз собиралась купить свежего хлеба. Держи кредитку.

Эми взяла карточку и побежала в комнату одеваться. Не успев открыть дверь в свою комнатушку, девочка заметила приближающуюся к ней Сару.

— Дочка, — услышала она голос служанки, — пора приниматься за уборку.

— Кира велела мне сходить за хлебом, — Эми старалась сделать свой взгляд как можно более наивным.

— Но ведь сейчас очень холодно! — Сара озабоченно посмотрела на девочку.

— Я оденусь, — Эми слишком поздно поняла, что совершила большую ошибку.

— Откуда у тебя одежда на этот сезон? — Сара распахнула комнату девочки и вошла без приглашения.

Открыв большой старый сундук, стоявший около детской кровати, она ошеломленно уставилась на его содержимое. Сара взяла в руки теплый пушистый свитер, когда-то принадлежавший Сержу:

— Где ты это взяла?

Эми молчала. Она не хотела открывать Саре свой секрет.

— У кого ты это украла? — повысила голос Сара.

— Я не крала… — ответила девочка.

— Ты такая же дрянь, как твоя мать! — Сара уже не слышала Эми. С ней это иногда случалось.

Когда Сара выходила из себя, она уже никого больше не слышала. В эти моменты Эми хотелось спрятаться как можно дальше, скрыться в самом дальнем углу дома, сделаться невидимой и неслышимой всеми на свете. Сейчас на крик Сары прибежит хозяйка и такое начнется! Что же придумать, чтобы Сара успокоилась?

— Мне нужно идти за хлебом, — робко промолвила девочка.

Сара остановилась на полуслове.

— Ступай, — более спокойно ответила она, — но как только вернешься, придешь ко мне и объяснишь, наконец, где ты это взяла!

Эми натянула свитер и выбежала на улицу. Ей не хотелось возвращаться, но что было делать? У нее не было другого дома… Эми шла и не замечала, как слезы вместе с дождем капают с её длинных ресниц. Как же ей быть? Если она расскажет, кто дал ей эту одежду, она больше никогда не сможет войти в дом с удивительным крылечком… Эми почему-то казалось, что хозяйка прячет её от людей. Когда кто-то приходил в дом, мадам Софи всегда отправляла её в комнату, не позволяя ей показываться гостям. Если же она промолчит… Эми не знала, что тогда будет. Скорее всего, всю её одежду выбросят. Хотя, если она расскажет, откуда эта одежда, её тоже у нее отберут. Пока девочка решала, что для неё лучше, перед её глазами возник двухэтажный супермаркет. Эми очень нравилось ходить в этот магазин, несмотря на то, что продавцы всегда смотрели на нее подозрительно и пытались незаметно от девочки проследить за тем, чтобы та ничего не стянула у них с прилавка.

Эми окинула взглядом двухэтажное стеклянное здание и подошла к самораскрывающимся дверям, которые её тут же впустили. Едва она вошла в супермаркет, навстречу ей попалась ни кто иная, как мадам Софи, также пришедшая за свежим хлебом.

Мадам Софи улыбнулась девочке и спросила:

— Почему у тебя такие красные глазки? Что случилось?

Эми не выдержала и снова расплакалась. Улыбка исчезла с лица мадам Софи за одно мгновение.

— Ну-ка, пойдем ко мне, девочка, — повелительным тоном сказала она.

— Мне нужно купить хлеба, — в который раз за это утро проговорила Эми.

Они купили девочке хлеба, и мадам Софи увела её в свой дом. Когда Эми разделась и немного успокоилась, женщина усадила девочку за стол и накормила мягкими булочками с молоком.

— Как Сара? — поинтересовалась хозяйка дома.

— Она выздоровела, — ответила Эми.

— Как выздоровела? — мадам Софи выглядела недоуменной.

— Хозяйка сказала, что доктор ошибся, заболевание Сары не было столь серьезным. Доктор очень рассердился…

— Постой, а что за доктор лечил Сару? — мадам Софи с интересом смотрела на девочку.

— Кажется, они называли его Брауэром.

— Мосье Брауэр, конечно, не высокооплачиваемый врач, но он очень хороший специалист. Странно, что он мог так ошибиться… — Мадам Софи на минуту задумалась и подошла к окну, в котором вчера гости мосье Пауля чуть было не застали подслушивающую Эми. — Но если с Сарой всё в порядке, почему ты плачешь.

Эми посмотрела на женщину и, ничего не скрывая, рассказала о ситуации, в которую попала этим утром по неосторожности.

— Я понимаю, тебе не хочется, чтобы у тебя забрали все теплые вещи, но это не страшно…

— Нет! — перебила Эми. — Мне нет дела до вещей! Я боюсь, что мне запретят видеться с вами.

Эми опять заплакала.

— Я схожу и поговорю с ними, — решила мадам Софи. — Они не могут считать тебя воровкой, когда ты ничего не украла!

— Нет! Пожалуйста… Вы их не знаете…

— Успокойся, малышка, они не могут быть такими монстрами. А если они и в самом деле так ненавидят тебя, я смогу упросить их отдать тебя нам, ведь они не твои родители, правда?

Девочка кивнула.

Мадам Софи помогла одеться Эми, накинула свой плащ и пошла вместе с ней к дому ее хозяйки. Эми только покачала головой. Как объяснить этой доброй женщине, что нельзя так просто идти в этот дом? Все бесполезно. И Эми с опущенной головой, как на казнь, поплелась за своей «спасительницей».

По дороге мадам Софи всячески пыталась утешить Эми, но та лишь повторяла, что не к добру они затеяли все это. Мадам Софи подошла к крыльцу самого шикарного в этом квартале двухэтажного особняка и позвонила в дверной звонок. Дверь открыла Сара. На мгновение мадам Софи показалось, что Сара испугалась, увидев её на пороге дома.

— Что ещё наделала эта маленькая шкодница? — переводя взгляд с соседки на девочку, спросила она.

— Здравствуйте. Я могу войти? — вопросом на вопрос ответила мадам Софи.

— Сейчас я позову хозяйку, — Сара собралась отойти от двери, но мадам Софи опередила её, не дав уйти и оставить себя за порогом.

— Нет, — быстро ответила она, — я хочу поговорить именно с вами.

— Со мной? Ну, тогда проходите… — озадаченно произнесла служанка. — Эми, ступай к себе! — приказала Сара девочке.

— Нет, — опять возразила мадам Софи, — мне нужно поговорить с вами при девочке.

Сара кивнула, и Эми прошла вслед за взрослыми в комнату Сары. Там было довольно тесно, и на всю комнату была лишь одна табуретка. Сара села на свою кровать, предложив мадам Софи табуретку. Эми осталась стоять возле двери, рассматривая пол и не ожидая ничего хорошего от этого разговора.

— Так о чем вы хотели поговорить со мной? — Сара внимательно посмотрела на гостью.

— Эми рассказала мне о том, что произошло сегодня утром, — начала мадам Софи. — Мне очень прискорбно, что вы посчитали, что эта девочка может что-либо украсть. Эти вещи дала Эми я…

Сара резко встала и вышла из комнаты, ничего не объяснив гостье. Эми побледнела.

— Что вы наделали? — прошептала она.

Через несколько мгновений ворвалась Сара вместе с рассерженной хозяйкой, которая швырнула одежду в руки мадам Софи.

— Вы думаете, мы нищие и не можем одеть своего ребенка? — вскричала мадемуазель Элизабет. — Убирайтесь! И чтобы ноги вашей больше не было в моём доме! А ты марш в комнату, попрошайка, — обратилась хозяйка к Эми.

И мадемуазель Элизабет вытолкнула Мадам Софи за дверь. После того, как мадам Софи очутилась на улице, ей больше ничего не оставалось, как уйти. А Эми, не пререкаясь, припустилась со всех ног в свою маленькую комнатку. Она ждала, что кто-то придет и начнет её ругать, но этого не случилось. В коридоре было очень тихо, создавалось впечатление, что ни Сара, ни хозяйка не выходили из комнаты служанки.

Эми выглянула в коридор. Пусто! И она решилась. На цыпочках девочка пробралась к комнате Сары и начала слушать.

— Как ты могла впустить эту женщину, ты же знаешь, кто она? — услышала Эми голос хозяйки. — Бес нас попутал подобрать этого ребенка!

— Я даже понятия не имела, зачем она пришла… А потом… Она так напирала… — оправдывалась Сара.

— Как думаешь, я была слишком резка? Она не обратится в суд? — хозяйка, казалось, была испугана. — Если она обратится в суд, ни мне, ни тебе не поздоровится. Ты понимаешь, что ты наделала? У девочки нет никаких документов! По закону её просто нет!

Эми остолбенела. Так вот в чем дело! Вот почему она не может пойти в школу, вот почему она не может играть со своими сверстниками, вот почему… Ее просто нет… Эми медленно поплелась в свою комнатку, закрыла за собой дверь, села на маленькую кроватку и заплакала, потом встрепенулась и вытерла слезы. Она слишком часто плакала в последнее время! Нужно что-то делать! У них нет её документов, значит, они не имеют на неё никаких прав. Если она сможет сбежать, никто не станет обращаться в полицию, никто не будет искать маленькую девочку, которой нет… Эми открыла сундук – он был пуст, чего и следовало ожидать. «Ничего! До дома мадам Софи не очень далеко, доберусь так», — подумала девочка, тихо открыла дверь и, больше ни о чём не раздумывая, пошла к выходу. Но не успела Эми закрыть за собой входную дверь, как почувствовала, что кто-то больно-пребольно схватил ее за ухо.

— Ты куда это собралась? — услышала Эми голос Киры. — Мадемуазель, мадемуазель, девчонка пытается куда-то удрать.

Тут же из комнаты Сары вылетели хозяйка со своей служанкой. Дальше все было как во сне. Хозяйка схватила девочку за руку, швырнула её в комнату и закрыла дверь снаружи. Больше выхода не было… Эми сидела на своей кроватке и тупо смотрела на голую стену. И почему она не проверила, свободен ли путь? Ведь Эми было известно, что Кира всегда шпионит за всеми в этом доме.

Эми не знала, сколько прошло времени с тех пор, как её заперли, до того момента, как она услышала щелчок замка на своей двери. Она даже не обернулась, ожидая, что кто-то войдет и этот кошмар повторится. Никогда за всю жизнь не испытывала Эми столько потрясений, сколько за один этот день. Дверь открылась, но никто не начал кричать. Эми с удивлением повернула голову, в дверях её маленькой комнатки стояла Сара.

— И с чего это ты решила бежать? — услышала Эми тихий, как обычно ласковый голос подруги.

Ком подступил к горлу девочки, но она ничего не сказала.

— Прости меня, малыш, — Сара осторожно закрыла дверь, села рядом с Эми и обняла её за плечи. — Сегодня просто такой неудачный день. Я не должна была называть тебя воровкой.

— Ничего, — ответила Эми просто для того, чтобы что-то сказать.

— Ты хочешь что-то спросить у меня? — Сара внимательно смотрела на девочку.

— Я подслушала ваш разговор с хозяйкой о том, что у меня нет документов, — просто ответила ее подопечная.

— Так вот в чем дело? Ты узнала то, что не должна была узнать!

— Расскажи мне, — попросила Эми.

— Ну, слушай! — и Сара начала рассказ. — …Твоя мама была очень плохой женщиной, она не любила тебя. Она подбросила тебя… — тут Сара замялась, — к порогу нашего дома, не оставив даже записки. Хозяйка подобрала тебя, не зная ни кто ты, ни кто твои родители. Документов, естественно, при тебе не было. Конечно, нам нужно было бы оформить документы на тебя, но то не было времени, то еще что-то происходило. В общем, мы так и не зарегистрировали тебя, а по истечении года надо было бы заплатить большой штраф за то, что мы не зарегистрировали тебя. Ты же знаешь хозяйку, она не любит платить…

— И поэтому я не могу пойти в школу? — задала вопрос девочка.

— Да, малышка, — Сара погладила Эми по голове, ласково прижав девочку к себе. Эми уже привыкла к переменам настроения Сары. Она то злилась, то становилась удивительно нежной…

— Как же я буду жить? — Эми подняла на Сару глаза.

— Тут всегда найдется для тебя работа, и голодной ты не останешься, — улыбнулась женщина.

— Но я думала, что смогу выучиться… Я не хочу всю жизнь работать прислугой! — пробормотала Эми.

Сара строго посмотрела на девочку:

— Я всю жизнь работаю прислугой! — сообщила она ей. — И что? Что ты хочешь сказать?

— Я просто хочу учиться, — спокойно ответила Эми.

— Я ответила на все твои вопросы, девочка. Теперь и ты ответь мне – куда ты хотела пойти? — Сара смотрела на Эми требовательно и выжидающе.

— Я подумала, что… — девочка замялась, она не хотела отвечать именно на этот вопрос; где-то внутри себя она чувствовала, что знай Сара ответ, Эми никогда больше не сможет увидеть ни мадам Софи, ни мосье Пауля, ни Сержа.

— Ты хотела пойти к ней? — снова спросила Сара. — К этой женщине? Ты думаешь, что нужна ей? — Эми почувствовала, как Сара вновь начала сердиться. — Ты никому не нужна на этом свете, кроме нас! И коли ты такая упрямая, будешь сидеть тут взаперти!

Сара хлопнула дверью, щёлкнул замок, и девочка снова осталась одна.

Вздохнув, Эми легла на свою кровать. Последние два дня были настолько насыщены событиями, что девочка была на грани нервного срыва. Она знала, что ей надо быть послушной, иначе жизнь её станет просто невыносимой, но сейчас… Раньше у неё была хотя бы какая-то надежда, что она сможет вырасти и вырваться из этого богатого дома, теперь и эта надежда исчезла, испарилась, словно её и не было. Кому она нужна? Зачем она родилась на свет? Родители бросили её. Мама, которая так часто приходила к ней во сне…

* * *

— Эми, Эми, — в голове девочки прозвучал такой родной голос, но Эми старалась не слышать его.

— Эми, ты сердишься на меня?

Эми открыла глаза. Около её кровати на коленях стояла женщина, которую она всегда называла своей мамой. Как всегда молодая, как всегда красивая. На ней было надето нежное, воздушное, почти невесомое белое платье.

— Как ты можешь быть моей мамой? — задала вопрос девочка. — Ты слишком молода, чтобы быть моей мамой.

— Я всегда такая, дитя мое. Я такая была и такая буду. На самом деле мне очень много лет, просто я не старею, — мама смотрела на Эми с улыбкой и от этой улыбки по всему телу разливалась такая нега, что Эми не хотела расставаться с этой женщиной.

— Но если ты моя мама, то это именно ты подбросила меня им? Ты бросила меня? — девочка смотрела на маму, словно впервые.

— У меня не было другого выхода, дочка, — улыбнулась женщина, ласково проведя по волосам ребёнка.

— Почему? Папа оставил тебя? — Эми старалась не поддаваться тому ощущению полного счастья, которое охватывало её, как только мама прикасалась к ней. Ей нужно было получить ответы на интересующие её вопросы, и нужны были эти ответы ей прямо сейчас.

— Нет, дитя мое! Конечно, нет! — рассмеялась мама.

— Что же случилось? — Эми недоверчиво смотрела на мать.

— Я должна была отдать тебя в тот дом, из которого вскоре смогла бы забрать. Не в этот дом, в другой, — женщина отняла руку от головы девочки, видимо, решив удовлетворить её любопытство.

— Но отдала в этот! — воскликнула Эми, очнувшись от охватившей её неги.

— Это было ошибкой, солнышко мое, — мама снова погладила Эми по голове, и на душе у ребенка опять стало удивительно спокойно.

— Зачем ты отдала меня им? — снова спросила девочка. — Неужели ты не могла просто остаться со мной? Мне ничего не нужно, кроме того, чтобы ты была рядом. Забери меня отсюда!

Мама все гладила и гладила Эми по голове, волнения покидали девочку, покой и легкость поселялись в ее душе.

— Я не могу забрать тебя, счастье мое, не могу…

* * *

— Вставай, живо! Выдумала – спать посреди бела дня! — перед Эми стояла мадемуазель Элизабет.

— Да, хозяйка, я уже встала, — Эми села на своей кроватке. — Что вы хотели?

— Что я хотела??? Скажи-ка мне, дитя мое, — начала мадемуазель, и в голосе ее Эми не уловила ничего хорошего, — куда это ты собралась сегодня днем? Удрать решила?

Эми молчала.

— Я тебя спрашиваю, маленькая паршивка, или нет! — хозяйка размахнулась и Эми ощутила жгучую боль на своей щеке. — Решила удрать?

— Да, — тихо ответила девочка.

— Ты никогда больше не выйдешь из этого дома. Слышишь – никогда! Бери ведро и тряпку, и чтобы к ужину весь дом блестел. Я сегодня жду гостей.

Хозяйка хлопнула дверью, на этот раз не закрыв дверь на замок.

Эми пошла в кладовку, взяла ведро и швабру и пошла отмывать полы в доме. Интересно, кто придет к хозяйке в гости? И почему об этом стало известно только во второй половине дня? Эми знала, что когда в доме намечается прием, к нему готовятся аж за две недели. Последние дни действительно творилось нечто странное. Когда девочка мыла вестибюль, она, проверив, нет ли кого поблизости, попробовала открыть дверь. По-видимому, дверь предусмотрительно заперли. Уборка была закончена, и Эми предполагала, что сейчас её опять запрут. Девочке очень не хотелось снова сидеть одной в пустой комнате, да к тому же она была очень голодна, но, кажется, сегодня все в этом доме забыли, что ей тоже надо питаться. Эми не решилась идти на кухню и спрашивать у Киры, что можно поесть. И к Саре идти сейчас опасно, она слишком сердита за то, что девочка хотела удрать. К хозяйке подходить Эми не решилась бы ни за что и никогда. Что же делать? Эми прошла по коридору и подошла к кухне. Приложив ухо к двери, она не услышала ни единого звука. «Только бы там никого не было», — подумала девочка, зажмурилась и открыла дверь. Кухня была пуста. Эми быстро отрезала кусок хлеба, налила себе чашку молока и прошла в свою комнату. Слава богу, её никто не заметил. Девочка залезла на подоконник, задернув тяжелые шторы, и стала есть. Когда Эми доела и уже было собралась слезть с подоконника и отнести посуду назад в кухню, за дверью раздались шаги. Девочка замерла и не решалась даже вздохнуть. Дверь отворилась.

— Эми, — позвала ее Сара. — Мадемуазель, ее здесь нет!

— Где она может быть? Входная дверь закрыта на ключ, девчонка не могла убежать, — раздался голос хозяйки.

— Мне кажется, она больше не будет никуда бегать, — ответила Сара. — Хозяйка, — тихо добавила она, — не отдавайте им малышку, у меня кроме неё никого нет.

— Как я могу отдать им её? Я их совсем не знаю: вдруг их подослала полиция? И вообще, она выполняет столько работы в доме, что я бы разорилась, если бы наняла кого-нибудь вместо неё!

Дверь скрипнула и Эми услышала удаляющиеся шаги. Кому они не хотят её отдавать? Неужели есть кто-то, кому она так нужна, что за ней пришли сюда? А что будет, если её отдадут чужим людям? «Хуже, чем сейчас вряд ли может быть», — решила Эми, слезла с подоконника и выглянула в коридор. Коридор был пуст. Если бы ей еще немного повезло, и её бы не заметила Кира. Девочка подошла к кухне и открыла дверь. Кухня была пуста. Эми вымыла посуду, села за стол и задумалась: если бы она смогла куда-нибудь спрятаться, чтобы узнать, что происходит в доме и кто хочет её забрать. Но куда? Девочка встала и вышла в коридор. Прямо навстречу ей шла Кира, улыбающаяся во весь рот.

— Мадемуазель Элизабет! — закричала повариха. — Я нашла её! Она ошивалась на кухне.

— Сейчас мне некогда с ней разбираться, — услышала Эми ответ хозяйки, — запри её в комнате!

Кира схватила Эми за руку, втолкнула её в комнату и закрыла дверь на замок.