О теософской газете, вечных вопросах и И. Кеплере

Демид Морозов
       Под моей мышью вместо коврика лежит газета.
       Газета эзотерического содержания. Теософская, если говорить по существу. Заполненная статьями о Разумном Космосе, эволюциях общины и Иерархиях Света.
       Мне её принесли знакомые, чтобы вместе со мною поиронизировать над её издателями — и над её читательской аудиторией. Я же вдруг поймал себя на том, что сочувствую этим долбаным сектантам.
       Сочувствую.
       Потому что их газета не наполнена опостылевшей рекламой, статьями об интимной жизни знаменитостей, пошлыми анекдотами, криминальными хрониками и обоюдоострым цинизмом.
       Где вы видели в нормальном мире газету, на страницах которой журналисты рассуждали бы о глобальных судьбах цивилизации? Причём — рассуждали бы серьёзно, не прячась от читателя за легкомысленный тон? И рассуждали бы доступным языком, не прячась от читателя за пирамиды псевдонейтральных псевдонаучных словооборотов? Последняя моя колкость — в адрес научно-популярной периодики, если вы не догадались.
       И даже они видят, что цивилизация в тупике...
       Естественно, нормального человека, видящего данную точку зрения этих «долбаных сектантов», так и тянет занять прямо противоположную позицию — заявив, что всё в этом мире просто превосходно. Птички поют? Поют. Небо голубое? Голубое. Чего ещё надо?
       О глобальном кризисе цивилизации говорили ещё тысячу лет назад. Не правда ли?
       Да. И нет. Во-первых, непрерывные крики «Волк! Волк!» ещё не доказывают, что волк когда-нибудь не придёт. Во-вторых, неизвестно, что следует считать «цивилизационным тупиком». Почему мы считаем, что находящаяся в тупике цивилизация непременно должна погибнуть? Почему бы не допустить, что и тысячу лет назад цивилизация была в тупике — так же, как и теперь? Если считать признаком «цивилизационного тупика» само его ощущение, то противоречия здесь не будет.

       Здесь мои рассуждения косвенно смыкаются с другими — более ранними.
       Существует ряд вопросов, которые волнуют индивидуума в юности и практически не волнуют по её завершении. Круг этих вопросов обычно сводится к философии и метафизике. Иллюзорна ли реальность? Существует ли свобода выбора? Можем ли мы что-нибудь против Системы — и стоит ли против неё выступать? Оправдывает ли цель средства? В чём Первопричина всего? В чём смысл жизни?
       Все перечисленные вопросы — за исключением разве что последнего — в большей или меньшей степени педалируются в фильме «Матрица». И в высшей степени показательна реакция взрослого населения на этот фильм. В большинстве своём оно его не приняло.
       Если бы пафос фильма был хоть немного разбавлен насмешечками и самоиронией — как в фильме «Люди в чёрном» — реакция была бы положительной.
       Но фильм был прям, как луч лазера. Прям, как юность, ищущая ответы на успевшие надоесть всем взрослым вопросы. В результате большинство рецензий некоммерческого характера к этому фильму так и сочились сарказмом.
       Кстати, последний вопрос из представленного выше списка — «В чём смысл жизни?» — вопреки распространённому мнению, имеет значение даже для атеиста. Просто в несколько иной формулировке: «Какой жизненный путь максимально будет способствовать неиллюзорному ощущению моей самореализации? Или — самореализации человечества?» Уточнение «неиллюзорному» важно — поскольку мало кто согласился бы погрузиться в Виртуальную Реальность, послушно выполняющую все его желания, но существующую лишь для него одного.
       Эти вопросы традиционно терзают индивидуума примерно до двадцати лет, после чего начинают вызывать отторжение, иронию и сарказм; у некоторых — чувство усталости. У некоторых — позу отрицания.
       Вышеозначенный временной порог — двадцатилетие — в последние годы имеет тенденцию к снижению. Всё больше и больше появляется тинейджеров-пенсионеров, которые ещё в пятнадцатилетнем возрасте громогласно заявляют о бессмысленности вышеперечисленных вопросов.
       Тенденция к Снижению Порога родилась не сегодня. По косвенным данным из литературы, раньше Порог Перехода находился приблизительно на уровне тридцати лет.
       Вероятно, причина в том, что сам Возраст Вечных Вопросов — благодаря приобщению к мировой литературе и телевизии — теперь наступает для индивидуума значительно раньше.
       И раньше заканчивается.
       Почему существует Порог — сам по себе? Почему в некий момент времени вопросы определённого типа начинают казаться индивидууму бессмысленными? Скорее всего, потому, что на подсознательном уровне индивидуум начинает ощущать свою неспособность найти ответ на вышеперечисленные вопросы. К тому же, на тот момент времени у него появляются более неотложные и непосредственно важные занятия.
       Но ведь сами вопросы не потеряли свою актуальность?
       Вы иронизируете над фильмом «Матрица» — но знаете ли Вы сами, насколько реальна действительность? Или Вы считаете этот вопрос не имеющим значения?
       На чём основано это мнение?
       На том, что умный Вы так и не смогли за тысячу подходов осилить этот вопрос — и, устав от бесчисленных попыток его решения, стали испытывать идиосинкразию и отвращение к нему? Но ведь то, что не удалось Вам, вполне может получиться у кого-нибудь другого.
       На том, что тысячи мудрецов, включая средневековых теологов и античных философов, тщетно пытались решить вопрос об иллюзорности нашего бытия? Но ведь то же самое было и с попытками вычислить пути планет, пока не появился Коперник — или Аристарх Самосский. Или Иоганн Кеплер, выведший строгие законы обращения планет по эллиптическим орбитам вокруг Солнца.
       На фатализме забитого работяги: «Чему быть, того не миновать, а как барин решит, так тому и быть»? Встретьтесь с собою пятнадцатилетним и повторите, глядя ему в глаза, эти слова.
       Помните об этом.
       Помните об этом каждый раз, когда вы собираетесь усмехнуться, наблюдая чью-то попытку разобраться в смысле существования цивилизации — или в природе нашей реальности. Помните об этом каждый раз, когда ваше горло собирается родить фразу: «Конструированием социальных утопий занимались тысячи людей до тебя». Помните: стоящий перед Вами парень вполне может оказаться Иоганном Кеплером.
       Помните: никем не решённая проблема остаётся проблемой. То, что над неким вопросом тысячи поколений тщетно ломали себе голову, лишь подчёркивает важность вопроса.
       Если его так и не смогли сформулировать — тем хуже для нас. Ведь от отсутствия чёткой формулировки он не перестанет нас тревожить — по крайней мере, тех из нас, кто не успел заблокировать свой мозг.
       Блокада мозга — не выход.
       Если мы на протяжении тысячелетий чувствуем в воздухе запах миндаля, то вполне возможно, что мы живём в местности, насыщенной цианистым калием, и концентрация этого яда в наших тканях с каждым поколением возрастает. Чего мы достигнем, отключив обоняние? Лишь лишим себя шанса избежать угрозы.
       Можно ли решить хотя бы один из Вечных Вопросов? Вы никогда не узнаете об этом, если перестанете пытаться. Ведь Иоганном Кеплером вполне можете оказаться и Вы.
       Или Вы можете внести свой вклад в открытие будущего Иоганна Кеплера — подобно Тихо Браге, скромному трудяге-астроному, заготовившему тысячи записей о звёздных путях, без которых Кеплер впоследствии не смог бы вывести законы эллиптического планетного обращения.