Комариная песня

Виктор Свиридов
       Можно подумать, что я думаю, что люди ничего не знают про комаров и прочую летающую кровососущую (звенящую, пищащую, жужжащую, молчащую) тварь. Пусть люди не думают, что я так думаю. Я думаю о людях хорошо, думаю, что всех людей однажды достали эти…
Просто я хочу изложить, сочинить, напечатать, извалять (пардон, - изваять) в мраморе своё представление об этом… существе.

       На севере (конкретно в Инте пятидесятых, когда я туда попал) комары были для меня таким же естественным предметом окружающей среды , как дождь, как деревянные тротуары, как колонны заключённых, идущих на работу и с работы…

       Представьте, в Инте того времени была открытая танцплощадка. Летом, конечно! И было смешно видеть танцующие пары, без конца хлещущие себя вениками, как в бане. В ту пору антикомарин - типа демитилфталат (ДЭТА появилась позже) был жутким дефицитом, и к тому же очень раздражал кожу, сам на себе испытал многократно. Кстати, от демитилфталата трескалось стекло на ручных часах – факт!!!
       
       Что такое серьёзный комар я понял чуть позже. Это произошло на охоте, тогда мне было пятнадцать лет. (Вообще-то, папа стал брать меня на охоту уже с двенадцати лет.) В тот раз мне крупно повезло: сразу подстрелил несколько уток. Я всегда стесняюсь хвалиться охотничьими удачами, т.к. люди считают это враньём. Но правда – была удача. Утки упали в реку Косью. В азарте я сбросил всю одежду и, как собака, поплыл за трофеями. (Папа был недалеко, но этого не видел)
       Течение Косью довольно быстрое. Меня снесло вниз… Выбрался на берег с утками. Комары облепили меня в три слоя. Ну просто мохнатый чёрно-серый мальчик. Попытки стереть или стряхнуть – безуспешны. Пока я добежал по берегу до одежды…. Комментарии излишни. На другой день у меня поднялась температура до сорока. Думали – простудился. Но опытный северный доктор поставил диагноз: комариная интоксикация, через пару дней пройдёт. А вот если бы то же самое, но подольше – то можно и помереть!

       С тех пор судьба связала меня с северными комарами и т.п. тварью на много-
много лет. Уже будучи туполевским инженером я в первый раз пригласил своих новых друзей на север, и они увидели, как уха, снятая с костра, тут же покрывается трёхсантиметровым слоем комаров.
Мы накрывались с головой, чтобы хоть как-то поглотить пищу…

       Мой друг Валера, с которым мы каждый год ездили на север, относился к комарам с нежностью. Он никогда не убивал комара без особой необходимости, а нежно сдувал его: без комара не будет рыбы, говорил он.

       Самое главное не пустить комаров в палатку. Сначала их гонят из неё полотенцем, а потом, застегнувшись, при помощи фонаря выявляют оставшихся и…
А за палаткой дикий звон! Это беснуются жаждущие нашей крови!
Рыжий, ради эксперимента, прикладывает ладонь к брезенту палатки… Комары прокусывают этот брезент и впиваются в руку нашего друга…
       Может кто-то не поверил? Напрасно! Комары прокусывают палаточный брезент!

       Утром в палатке обнаруживаются несколько недобитков. Они насосались нашей крови так, что не могут летать! Рыжий аккуратно подбрасывает такого: лети! А тот плюхается измождено, весь красный, аж светится!

       Овод, мошка и т.п.… всё это всем известно и испытано.
Овод… На Байкале в стройотряде мы носили вдвоём шестиметровый брус по стене второго этажа, а овод садился и кусал… А ты не можешь сопротивляться, ибо нельзя бросить брус…

       А мошка залезала сквозь портянки в сапоги и буквально объедала ноги…
       
       Но только раз на реке Сыня мы испытали нечто, чему нет описания. Внезапно остановилось время. Наступила невообразимая тишь. Воздух сгустился так, что стал похож на манную кашу. И… появился гнус. О, это не мошка! Это микроскопическая тварь, которая не летает, а плавает, парит в воздухе. Любой твой вздох засасывает тысячи этих тварей в нос, в рот… Глаза нельзя открыть – тут же в глазах несколько этих гадов. И уши уже набиты этой субстанцией… Накомарники не помогают, слишком малы эти… как их там… Мы их называли ***рашичками, в отличии от более крупных хуерариев.
Этот ужас, этот кошмар, этот ад, которого ни до, ни после мы не испытывали, длился ровно полчаса. Потом подул лёгенький ветерок и эту тварь снесло…
       

       Так вот, друзья мои, что я Вам скажу:
хуже Московского домашнего комара ничего нет! Он не чета дикому лесному комару.
Дикий комар - благородный! Он открыто идёт в бой… Идёт на Вы, на дуэль, готов погибнуть в неравной битве. Его укус довольно быстро проходит…
А домашний комар жиденький, гнусный, коварный . Его не прибьёшь, как лесного. Его уже вроде прихлопнул, он сплющился… и… отряхнулся и улетел.
И летать научился противозенитным зигзагом! Никак в воздухе не хлопнешь! (А лесного – делать нечего: с первого выстрела!)
И кусается домашний комар – ой-ё-ёй!!! Кто испытал – знает.

       А настоящего дикого комара всё меньше и меньше! Уж поверьте (или проверьте!) А городских кровососов всё больше и больше! (Говорят, они и в Кремле селятся…)

       Вот и думаю: как сберечь диких комаров и избавиться
       от городских?

1. На фото - наш друг напялил на лицо шапку, чтобы хоть
       немного отдохнуть от комаров. (север, июль 1969 года)