Рецензия на альбом Global Warning Jon Oliva s Pain

Галина Рыженкова
* Любимые альбомы

Jon Oliva's Pain
"Global Warning" (2008)
AFM Records
progressive heavy metal, hard rock
10/10

Для поклонников Savatage – две новости. Одна безрадостная, но и не неожиданная: музыканты предпочли не оставлять ради знаменитого, но малоприбыльного ансамбля набравший приличную скорость коммерческий Транссибирский экспре... оркестр. Концертов Savatage тоже можно не ждать, разве что разового юбилейного. Впрочем, "Саватаж", выйдя из анабиоза, вряд ли стал бы таким же, каким он был в 80-х – начале 90-х, и плавная трансформация в Trans-Siberian Orchestra – закономерное развитие группы. Вторая новость утешительная: Джон Олива заявил, что Jon Oliva’s Pain сейчас – самый близкий аналог "Savatage", имеющийся в распоряжении фанатов, и доказал это на деле.

21 марта команда Jon Oliva’s Pain (http://www.jonoliva.net/) выпустила свой третий диск – "Global Warning". На нём 13 основных треков, а в лимитированное издание включен бонус "No More Saturday Nights", отсылающий слушателя в 1985 год, когда эта песня исполнялась во время тура "Power of the Night". Для японского издания бонусом стала "I See".

Если описать новый альбом кратко, то он эмоционален, мелодичен и эпичен. Мелодии яркие, в большинстве своем быстро запоминающиеся; длина композиций варьируется от 1,45 ("O to G") до 7,18 минут ("Someone / Souls") при общей длительности диска около 60 минут. В музыкальном плане "Global Warning" напоминает работы раннего и среднего периода творчества Savatage (в частности "Streets"). Охарактеризовать стиль этого диска, прикрепив какой-то один ярлык, сложно – здесь и прогрессив-хэви, и хард-рок, и элементы арт-рока, и "электронные" эксперименты с вокалом, и всегда присущее работам Оливы театральное начало: участие хора, ролевое исполнение композиций многоликим лидером группы (так, в "Before I Hang" перед слушателем предстают сразу два персонажа).

Как и в предыдущих дисках Jon Oliva’s Pain, в "Global Warning" присутствуют риффы, сочиненные еще во времена ранних "Savatage", но тогда не использованные. Особенно близка новая работа к "Maniacal Renderings" – в плане обличения политики (политиков) и мирового зла, скрывающегося под разными масками. Однако "Global Warning" стилистически разнообразнее, динамичнее, отточеннее. Он не столь агрессивен и напорист, как предшественник (точнее, как большинство его композиций), но при этом драматичнее.

В лирике альбома можно выделить две основные темы: собственно, предупреждение миру с описанием безрадостной действительности (призыв открыть глаза и увидеть наконец, что происходит вокруг, как лжецы играют нами и т. п.) – и поиск (выбор) дальнейшего пути. В текстах повторяются подчеркивающие настроение (-я) и тематику альбома фразы – "open up your eyes", "lie... liars... lying", "adding the cost", "they play the game", а одна из самых значимых строк – "Show me where I can run / Where no one carries a gun" ("Firefly").

Из всех композиций особенно выделяются две. Это уже упомянутая "O to G", пронзительная, очень трогательная песня – прощание со звукоинженером и другом группы Грегом Маршаком (Greg "Super G" Marchak), умершим в сентябре 2007 года, и "Master", в которой Олива покусился на самое святое для человека XXI века – его величество компьютер. В песне о технике, полностью подчинившей себе волю человека и превратившей пользователя в своего раба, Джон выступает в роли всесильного ПК: "Аз есьм компьютер" – и очень напоминает Мефистофеля из "Beethoven’s Last Night". Форма здесь под стать содержанию: электронные вставки, имитирующие скрежет и "компьютерные" звуки; искаженный вокал, дьявольский хохот... вроде бы шутливо, однако это самая зловещая вещь в альбоме.

Оформление обложки, как и у "Maniacal Renderings", не без иронии и черного юмора: сидят на фоне атомных и прочих взрывов под мертвым деревом пять скелетов (участники группы) – спокойно так сидят, словно охотники или грибники у костра на закате...

Из трех работ Jon Oliva’s Pain эта, без сомнения, лучшая; не уступает она и шедеврам Savatage – как по музыке, так и по текстам. В царстве Горного Короля продолжают создаваться прекрасные произведения.