Экранизация классики

Анастасия Кравец
Сейчас стало модным экранизировать классику. Естественно, что к такому кино у зрителей отношение неоднозначное. Да и зритель разный: некоторые читали произведение перед просмотром фильма, а некоторые – нет. Отсюда – разность восприятий.
       Многие режиссёры пытаются переосмыслить классику на современный лад. Нужно ли это? С одной стороны, сам факт «переделки» классического авторского текста – своего рода дерзость со стороны режиссёра. С другой – режиссёр посчитал необходимым доказать, что классика – не пыльные тома на забытом языке, а произведения о живых людях, таких, как мы с вами. О людях, живших в другом времени, но мучившихся над теми же проблемами, что и современный человек. Но, пересказывая классику на свой лад, режиссёр чаще всего упускает из виду полифоничность произведения, а какие-то важные детали и вовсе отсекаются.
       В передаче Александра Гордона «Закрытый показ» недавно обсуждали сериал «Преступление и наказание» Дмитрия Светозарова. В первую очередь был поставлен вопрос, почему из великого романа Ф.М. Достоевского сделали сериал. У современной публики крайне негативное отношение к этому термину. Начнём с того, что во времена Пушкина сам по себе роман считался не ахти каким произведением: «Любви нас не природа учит, а первый пакостный роман» (слова великого русского поэта). А между тем, в «Толковом словаре» Ожегова даётся чёткое определение: «сериал – многосерийный фильм с несколькими сюжетными линиями». Я полностью согласна с тем, что «Преступление и наказание» - произведение со сложным сюжетом, и поэтому неудивительно, что роман превратился в сериал. Моё мнение подтверждают слова Дмитрия Светозарова, режиссёра фильма: «Мы пытались играть по партитуре Достоевского». Вообще, лучше и культурнее получается, если режиссёр соблюдает канон произведения, с которым работает. Иначе выходит «Тихий Дон» по-американски. Это неприятно.
       Итак, подведём итог. Плюсы экранизации классических произведений – новизна восприятия, возникновение желания перечитать произведение. Минусы – у молодёжи это желание может и не возникнуть. А вообще, продюсер Андрей Сигле на «Закрытом показе» очень точно заметил, что «Если экранизация завораживает, то человек будет её смотреть». К тому же картины по классическим произведениям – отдушина для современного зрителя, уставшего от штампованных голливудских фильмов и большого количества отечественных кинолент на военную тему.