Истоки преступления Раскольникова

Марина Лелиан
Любое преступление – это не только нарушение законов того или иного государства, это, в первую очередь, пренебрежение всяческими морально-нравственными нормами и вообще природой человека как компонента живой оболочки Земли. Тысячи людей умирают постоянно от болезней, несчастных случаев да и просто от старости. Это закономерность, естественный отбор; так нужно. Но преступление (в данном случае под словом «преступление» подразумевается убийство) нельзя считать частью необходимого, ибо оно – мотивированное злодеяние, направленное против жизни в целом. Именно поэтому определение истоков преступления Раскольникова, главного героя романа Ф. М. Достоевского, - важнейшая тема анализа произведения.

Конец девятнадцатого века. Российское образованное общество, а уж тем более студенчество, полно революционных идей. То там, то здесь, как огоньки, возникают и собираются в большой костер различные идеи (нигилизма, анархизма, социализма и так далее). Молодой Раскольников, хоть и не общается напрямую с членами революционных группировок, подсознательно воспринимает мысль о том, что можно одним ударом сделать что-то грандиозное, которое поможет впоследствии обществу.

Однако изначально роман «Преступление и наказание» задумывался Ф. М. Достоевским как своеобразный протест революционерам, так как, по словам критика Г. Фридлендера, писатель не верил в «возможность действенной, революционной борьбы с основами классового общества и государства…». Поэтому не стоит серьезно думать о витающих в воздухе идеях как об одном из мотивов преступления нашего героя.

Далее. Письмо матери Родиона. «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь и в благость творца и искупителя нашего?» - спрашивает Пульхерия Александровна своего сына. Но Раскольников не молится Богу, он уже давно потерял веру. позже он скажет Сонечке Мармеладовой, которую выбрал для своего признания в грехе: «Да, может, и бога-то совсем нет».

Как известно, Ф. М. Достоевский огромную роль в создании своих героев уделял вере. По соображениям писателя, безверный человек – потерянная душа. Выходит, безверный Раскольников потерян для этого мира и отсутствие у него духовного пристанища – одно из звеньев в цепочке мотивов преступления.

Другой косвенный исток злодеяния нашего героя – окружающая его обстановка. Жил он в «крошечной клетушке, шагов в шесть длиной, имевшей самый жалкий вид».Замкнутое пространство давит на человека, вызывает страх и безумие, помутнение рассудка. Раскольников редко убирал свою комнатушку, если убирал вообще. На желтых обоях, диване, столике скопилась грязь и пыль. Возможно, это не столь сильно действовало на здоровье Родиона, однако беспорядок и убожество постоянно угнетали героя и расстраивали его сознание.

То же можно сказать и о Петербурге, городе, где жил Раскольников. Грязь, смрад, входящие в кабаки и выходящие оттуда пьяницы, липкие столы в питейных, равнодушная, занятая только собой толпа, плывущая по улицам, невыносимая жара. В такой обстановке у Родиона не могли не сформироваться разочарованность, озлобленность, агрессия.

Немаловажную роль на пути к преступлению играет и судьба Раскольникова. Он приехал из маленького поместья в огромных город, чтобы получить образование, а после – прокормить оставленную семью: мать и сестрицу Авдотью Романовну. нелегка участь нашего героя. Каким бы сильным ни был он в начале пути, Родион сгибается под тяжестью обязанностей, возлагаемых на него. И уже что угодно сломит его. До момента этого – только шаг.

Наш герой выстраивает теорию, согласно которой разделяет всех людей на «вшей» и «право имеющих». Он считает, что для всеобщего блага существуют некие моральные правила, позволяющие отдельным лицам вроде Наполеона, Ликурга или Магомета совершать злодеяния, которые впоследствии приводят к добру. Как же не прав Родион! Зло способно породить только зло. Увы, молодой человек не осознает этого. Да и происходящие вокруг него события не позволяют ему разувериться в правоте своей теории.

Далее все идет как по маслу. Жизнь предоставляет Раскольникову случай за случаем, которые все более и более заставляют его верить в справедливость идеи о «вшах» и «право имеющих».

Наш герой случайно подслушивает в трактире разговор студента офицера. «Одна смерть и сто жизней взамен», - произносит один из них. Раскольников делает выводы, полностью соглашаясь со студентом. Из того же разговора Родион узнает о старухе-процентщице Алене Ивановне, которую тут же выбирает себе в жертвы…

Он серьезно готовится к преступлению, сооружает поддельный заклад, узнает все о старухе. Раскольников полон решимости.

После совершения «пробы» (визита к Алене Ивановне под видом одного из ее клиентов) Родион встречается с семьей Мармеладовых, опустившихся, падших людей. Желание помочь таким, как они, нищим, обделенным, уничтоженным бедностью – еще одна причина поступка нашего героя. немного позже на улице Раскольников сталкивается с пьяной обманутой девочкой. Несправедливость, ложь и порок этого мира все сильнее подталкивают молодого человека к преступлению.

И вот убийство совершено. Жестокое, глупое, неоправданное, в чем Родион множество раз убедится и о чем серьезно пожалеет. Но уже ничего не поделать.

Девятнадцатый век. Революционные идеи, заполонившие газеты, встречи, беседы. Грубость и нищета, вселяющие в людей безверие. Среда, одним словом. находясь в ней, слабый (а вернее, ослабленный) человек не может сопротивляться жестоким мыслям, проникающим в его сознание. Они идет на преступление, желая хоть что-то поменять в мире. И меняет, не мир, а себя, не в лучшую сторону, а в худшую.