Апостол Петр. Светлой памяти моей мамы

Григорий Иосифович Тер-Азарян
После распятия Иисуса Христа и его вознесения, апостолы разошлись по миру проповедовать его учение. Они подвергались постоянным гонениям, их преследовали, над ними измывались, но они продолжали нести людям слово Божье. Среди них был и Апостол Пётр.
Он уже долго шёл по пустыне, а солнце безжалостно палило с небес. Казалось, что жаре и пескам нет конца. Даже змеи и скорпионы попрятались в норы.
Грустные думы одолевали Петра. Он постоянно вспоминал Равви, его ласковый и добрый взгляд. Прекрасно помнил и страшный день, когда Иисуса вели на распятие. И Равви молча, не проронив ни стона, в терновом венке, одетый в багряницу, нес огромный крест. Как потом они, апостолы, прятались от людей, ибо толпа, подстрекаемая фарисеями, жаждала их растерзать, закидать камнями. Только после явления ученикам Иисуса Христа, наступило успокоение в их душах. Казалось, будто прекрасное, светлое, ранее неизведанное чувство, поселилось внутри. Какой–то невидимый свет проник в душу и навсегда там остался. На апостолов снизошла Божья благодать, о которой рассказывал ученикам Равви.
 И сейчас Пётр в очередной раз вспомнил жуткий день распятия Равви.
– У меня никогда бы не хватило мужества ради веры взойти на крест, – говорил он сам себе. - Я слаб духом, чтобы совершить такой поступок
Тут же, с небес, раздался голос.
– Смог бы Пётр! Смог! Ты сам не знаешь, на что способен!
– Это ты, Равви? – удивленно вскинул голову апостол.
– Да, Пётр, ты не ошибся. Я же часто в наших беседах говорил, что не оставлю в беде и трудностях, и буду повсюду следовать за вами, помогать и оберегать. Вы должны нести людям слово Отца моего и проповедовать то, чему я вас учил.
– Не знаю, Равви, смогу ли выполнить твой наказ, – загрустил Петр. – Я смертен и слаб. Ты помнишь, как в ту страшную ночь я трижды отказался от тебя, прежде, чем петух прокукарекал? До сих пор стыд, за боязнь, что и меня казнят, жжёт моё нутро.
– Пётр, – вновь раздался голос. – Я знал, что ты откажешься от меня. Такова твоя планида. И в Гефсиманском саду поведал, что ждёт тебя. Но, знал и другое, что твоя душа чиста, как родник, что любишь меня, а твоя слабость, в ту ночь, понята мной и давно прощена. Вспомни, что я говорил. Никогда не клянись вовсе. И пусть твое «да» будет «да», а «нет» будет «нет». А что сверх того, то – от лукавого. Вспомнил? И я знаю, что сейчас шагаешь по пустыне, и, хоть нестерпимая жажда мучит тебя, думаешь не о теле своём, а о душе. О той бессмертной душе, которая и делает человека человеком. Ибо тело смертно, оно, рано или поздно, превращается в прах, как и всё созданное отцом моим. Но душа - они бессмертна и времени не подвластна. А, вот где ей пребывать – в царствии ли моего Отца, Господа нашего, или она достанется Сатане, теперь зависит от тебя. Чем больше людей ты сможешь наставить на путь нашей веры, тем меньше душ достанутся лукавому. И, запомни, Пётр, кто потребует от тебя в качестве доказательства учения сотворить чудеса, тот не способен уверовать душой. Истинный верующий увидит то, что недоступно другим и скрыто в самом человеке, выше которого – нет чуда на земле.
– Равви! – воскликнул Пётр, – Мне не хватает тебя, твоих притчей! Ты рассказывал людям простые, житейские истории, и, слушая их, самый неверующий человек становился нашим последователем. Что мне ответить потомкам Адама, если они потребуют от меня чудес? Что им сказать?
Я помню, когда ты рассказывал людям притчу о десяти золотых, притчу о найденной овце, которая считалась потерянной или притчу о злых виноградарях. В те мгновения глаза людей горели. Твои слова были просты и понятны любому. Они вливались в душу и навечно оставались там. Или, когда ты читал проповедь на горе, я видел, что люди каждое слово внимали сердцем, а лица их светлели и озарялись улыбкой. Я не умею так убедительно и красиво говорить, как ты, Равви. Любое твоё слово, как жемчужина, нанизывалась на нить души, и получалось прекрасное ожерелье, похожее на волшебную музыку, на божественный сон.
– Пётр, я знаю, что сомнения постоянно одолевают тебя. Но знай, что только глупцы не сомневаются. И, чем глупее смертный, тем большим праведником он себя считает, а свое мнение – непререкаемой истиной. Умный же человек – постоянно в сомнениях, душа его часто неспокойна. Ему кажется, что он ничего не знает. Разумный муж, в отличие от надутых глупцов, никогда не вздумает поучать других. Не надо расстраиваться. Твои сомнения – свидетельство того, что душа твоя светла и находится в поисках истины, которая известна лишь Отцу моему, создателю человека, а также всего живого и мёртвого в мире.
Я знаю, что каждый твой шаг даётся с трудом и болью. Что же помогает тебе, несмотря на страдания, продолжать идти?
– Вера! – воскликнул Пётр. – Вера в то, что ты не дашь мне умереть. Вера в то, что, как бы ни был долог мой путь, впереди ожидает прохладный родник.
– Видишь, Пётр, ты правильно ответил. Вера наполняет силами, чтобы достичь родника и напиться. Так и душа. Ей тоже хочется прильнуть к роднику нашей веры и утолить жажду. Ибо душа без веры – мёртвая душа. А человек, у которого мертва душа, не способен ничего хорошего принести в мир. Там, где он пройдёт, останется выжженная земля. Как волчица способна рожать только волчат, как у овцы могут быть только ягнята, так и для души без веры, родной может быть только мертвечина.
Ты помнишь, Пётр, когда я, проповедуя на горе, сказал, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует. Так и всякий, кто не думает постоянно о своей душе, какой бы праведной жизнью он не жил, уже грешник. А помнишь мои слова, сказанные в тот день народу: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже станет ни к чему не годна, как разве – выбросить её на попрание людям. И человек, потерявший душу, никому не нужен, даже своим родным. Человек без души не способен созидать, но способен уничтожить много прекрасного и всё омертвить».
Помни, Пётр, я всегда с вами, и не оставлю ни в час беды, ни в час радости. Посмотри, что отражается на песке?
Апостол повернулся и увидел, что рядом с отпечатками его ног появились ещё следы. И вдруг, будто какая–то неведомая сила приподняла Петра и понесла, а на земле оставались следы пары ног.
– Ты понял, Пётр? – вопросил голос.
– Нет, Равви. Только почувствовал, что какая–то сила подняла меня.
– Запомни Пётр, что я всегда буду идти рядом, когда тебе хорошо, и понесу на руках, когда увижу, что тебе плохо. Я люблю вас всех, и моя любовь не имеет границ.
– Равви, но ты творил чудеса. Ты воскресил Лазаря, сделал слепого зрячим, сумел семью хлебами накормить верующих. У меня нет такого дара.
– Пётр, ты не понял. То были не чудеса, а вера в способности самого человека. Вера в его душу. Если бы зрячий не хотел от всей души прозреть, если бы Лазарь не пожелал воскреснуть, я бы ничем не смог помочь. Знай, Пётр, вера способна творить многое. Но подчас люди, чтобы уверовать во Всевышнего, требуют божественного огня. Однако смертные забывают, что от Бога нельзя чего-либо требовать. Его только можно просить, с верой в душе, что желание сбудется. Они не понимают, что божественный огонь опасен. Он может всё испепелить. Но всегда найдётся, хоть один глупец, который будет требовать пламени. Такова ненасытная сущность людей. Однако, раз ты так часто говоришь о чудесах, расскажу известную притчу. Может она поможет и многое объяснит тебе.
Один человек как–то вышел ловить рыбу. Но вскоре над озером поднялся сильный ветер, и волны перевернули лодку. До берега было очень далеко, и рыбак понял, что он не сможет доплыть. Тогда он воззвал к Отцу моему, Господу Богу, с молитвой о помощи.
– Господи, спаси меня, – просил смертный. – Соверши чудо и не дай мне утонуть. На берегу осталась моя семья, жена и маленькие дети, которые пропадут, если я погибну.
Тут из тумана, выплыла лодка. Сидящего за веслами почти не было видно, и рыбак только услышал его голос: «Возьмись за весло и поднимись в лодку.»
Рыбак ответил, что ему Господь поможет выбраться, и лодка уплыла в туман. Человек вновь продолжал неистово молиться и взывать к Богу о помощи. Появилась другая лодка. И опять рыбак отказался в неё подняться. Он кричал, что жил праведной жизнью и Господь Бог, Отец наш Всевышний, спасёт его, сотворит чудо.
В третий раз из тумана выплыла лодка, и в третий раз человек отказался ухватиться за весло. Он всё ещё продолжал верить, что свершится чудо, и ангелы небесные вынесут его прямо на берег. Силы рыбака были на исходе, и он в последний раз воззвал к Всевышнему.
– Господи! Я так верил в тебя! Почему Ты меня оставил в трудный час? Почему не совершил чуда и не вынес на берег?
С такими словами на устах человек утонул, а душа его прилетела на суд Божий.
Там душа рыбака обратилась к Творцу: «Боже, за что ты оставил меня, когда была нужна твоя помощь?»
Тут он услышал ответ: «Я трижды внял твоим мольбам о помощи и трижды посылал ангела c лодкой, чтобы спасти тебя. Но ты надеялся на волшебство, надеялся, что некая сила поднимет тебя и вынесет на берег. А чудо было совсем рядом. Надо было лишь ухватиться за весло, и был бы спасен».
– Подчас, люди, Пётр, не хотят понять, что чудо совсем рядом, только надо открыть свою душу и увидеть его. Разве не чудо, когда на небе играет радуга? Пение птиц – не чудо? А какое чудо, когда из маленького семечка, посаженного в землю, вырастает огромное дерево, которое дарит тень в жаркий день и угощает своими плодами. Однако люди подобные чудеса воспринимают как должное, а часто и не замечают их. Поэтому я и говорю: «Да увидит зрячий, и да услышит слушающий».
Разве не великое чудо – рождение ребенка, продолжателя рода человеческого? Какие ещё чудеса нужны людям? Они не поняли, что высшее чудо, которое есть на земле – их душа. Бессмертный сосуд, в котором скрыты такие чувства как доброта, любовь, нежность, ласка, храбрость. Если не она самое великое чудо, Сатана не стремился бы её смутить и забрать. Заполучить и наполнить этот священный сосуд не добротой и любовью, данные Творцом, а ненавистью, завистью, алчностью, трусостью, подлостью и предательством. Не душа ли является извечным промыслом Дьявола? Он даже меня старался искусить…
– Равви! – воскликнул Пётр. – Я все понял! Отныне мне не страшны любые испытания. Понял, что человек совершенен, как Отец наш небесный, ибо Он создал его по своему принципу и подобию. С верой в душе человек способен совершить любое чудо. Ему подвластно всё! И, как ты, Равви, говоришь: «Если правая рука соблазняет, то лучше её отрубить, чтобы спасти всё тело». Так и здесь: «Если прошла мысль, что необходимо чудо, выбрось такую мысль, чтобы не потерять душу. Так как нет предела желаниям – нет той границы, когда душа насытится чудесами. И, чем больше таких желаний, тем больше в человеке будет от лукавого.»
– Ты верно понял мои слова, Пётр и сможешь преодолеть любые трудности. Теперь внимательно посмотри вперёд.
Апостол увидел оазис, где бил чистый родник, а пальмы давали тень от палящего солнца.
– Садись, Пётр. Отдохни и наберись сил, чтобы продолжить свой путь. Отныне я за тебя спокоен. Ты понял, что надо делать. У тебя всё получится.
– Спасибо, Равви! – воскликнул ученик. – Ты слышишь меня?
Ответом послужило молчание. Лишь на песке отпечатывались следы, уходящие вдаль. Казалось, что кто–то невидимый быстрой и лёгкой походкой шагает в глубь пустыни, указывая ему, Петру, путь, по которому следует идти.