Правила поведения в Горах из книги Правил

Александр Капустин
       Правила поведения в горах

(Рисунок С.Корсуна, с его разрешения)

Эпиграф
….встретил в магазине женские духи
Под названием – «Турист»
Хочешь, чтобы от твоей жены
Туристом пахло?......
(из анекдота)

       Возможно, я вообще не имею права писать о горах, поскольку в ТЕХ правильных горах мне бывать не приходилось. Один раз был в отпуске на вулкане Тейде на Тенерифе. Это почти 3000 над уровнем моря, облака внизу в километре, снег вокруг…..Но это , конечно же «матрасные» горы – от слова «матрасники», т.е. люди отдыхающие на матрасе. Многие из правил я почерпнул из рассказов своего друга Юры и его супруги Луизы. Вот это настоящие бродяги. Когда-то давно мы вместе просто шатались по лесам, потом Юра занялся водным туризмом. Мне, конечно, тоже предлагалось поплавать, но как-то не срослось. Уж больно я рыбалку люблю, а тут греби изо всех сил, чтобы к определенному времени приплыть к определенному месту. Такие «клеевые» места пролетают мимо, сердце кровью обливается. То же самое произошло и с моим другом Стасом, любовно называемым мной Анастасий. Он известнейший в России рыболов-спортсмен. Пытался приобщить меня к рыболовному спорту, но когда я узнал правила – по свистку на лед или на воду, и никак не раньше свистка, по свистку на взвешивание, по свистку обратно…….в общем , не мое, ну жалко мне времени «до свистка» и «после свистка» и «на взвешивания», за это время можно столько раз увидеть поплавок, швырнуть блесну, ощутить поклевку. Вот такой вот я жадный, ну и фиг с ним со мной. Я про горы. Когда Юра проплавал по речкам разных категорий и сложностей, на катамаранах и плотах разной конфигурации, ему попались на глаза альпинисты. Все , крыша съехала… «…лучше гор , могут быть только горы». Мне тоже Юра предложил участвовать. Увы, я ему тогда сказал – «Юр! Если там на макушке скалы есть озерцо с окунями , то я тоже полезу, а если нет, то не полезу. Много лет Юра искал для меня такую гору ….с окунями… Он стал кандидатом в мастера спорта по альпинизму. Я бы ему еще присвоил звание – «Заслуженный Мастер спорта по романтике» и Олимпийский чемпион по оптимизму. Там , на заре альпинистской деятельности и родилось первое Правило.
Правило 1.Как провести медовый месяц настоящему альпинисту?
Юра с Луизой отправились сразу после свадьбы в пеший поход по полярному Уралу-батюшке!!! 10!! Холодных ночевок в палатке или иглу. Как они ухитрились после этого детей нарожать? Думаю все дело в романтике
Понимаю, к половине читающих эти строчки пришел «кондратий», а палец свело судорогой, от того , что его крутили около виска. Зато, есть огромная другая половина человечества, романтиков, туристов, альпинистов , которые, наоборот , уважительно крякнули, мечтательно прищурив свои мозолистые лица….
Далее правила пойдут в той последовательности, в которой Юра с Луизой наперебой вспоминают нам до сих пор, когда, сидя у костерка, мы в перерывах между гитарой , и стопкой кристальной , холодной «ой ты господи водочкой», разинув варежки слушаем их рассказы.
Правило 2. Любой альпинист-оптимист
Его (Юрино) жизненное кредо можно выразить словами – не было случая, чтобы кто-то куда-то не доехал. Он эту фразу родил , сидя на крыше своей изрядно потрепанной «девятки», утонувшей в огромной колдобине, в лесу , около какой-то речки. Его семья – жена и двое детей, испуганно выглядывали через стекла изнутри автомобиля. После волшебной фразы, все успокаивались, переставали , кто вслед за папой вылезать на крышу машины, кто разбирать заднюю стенку машины, и пробраться , опять же для чего-то в багажник. Оптимизм – великая сила! Все равно они через какое-то время оказывались дома……или в другой раз, в другой луже. Другое его кредообразующее выражение такое – когда-нибудь мы будем бессовестно богатыми.
Правило 3. Как устраивают туалет при ночевке на маршруте
Очень нравятся нам у костра его альпинистские байки. Причем его супруга Луиза – тоже бааальшой туристо-альпинисто, загорается романтическим глазом ,и добавляет взахлеб разные подробности. Например, как на отвесной скале ходят в туалет? Оказывается, натягиваются две страховочные веревки – одна уходит в одну сторону за угол скалы. Другая, в другую сторону, тоже за угол. Думаете все? Неееет!! Оказывается на скале , даже естественные надобности справляют вдвоем. Ну не дословно «вдвоем», а просто один уходит по страховке за угол. В ту или другую сторону скалы, зависит от пола естествоиспытателя-экстремала. А вот второй, из-за угла, обязан изредка подергивать страховочную веревку, проверяя – все ли в порядке у оппонента. Тот, в свою очередь должен каким либо сигналом (интересно звуковым , или еще каким) подтвердить, что все в порядке. Особенно веселой процедура на скале, получается, оттого, что все-таки на скале мужчин бывает больше, чем представительниц прекрасного пола, поэтому мушкетерам зачастую предстоит страховать и их.
Правило 4 .Как пить на скале. Пить в смысле жажды, а не в смысле выпить. В смысле выпить на скале, нельзя, поскольку себе дороже выйдет…..в смысле себя потом собирать, как у Владимира Семеновича Высоцкого - …мне скелет раздробил на кусочки. А вот когда успешно спустишься, вот тут уже -….ооооо!!!! В смысле выпить. Бывает. Так вот, возвращаясь к вопросу «Как?Пить на скале?» Есть еще одна альпинистская хитрость – оказывается самая полезная вещь из снаряжения – это пластиковый кембрик (трубочка, похожая на соломку для коктейля). Почему? На скале всегда очень хочется пить, да и воды в трещинах бывает много. Но вот как выпить ее? Очень просто – воткнуть кембрик в расселину и высасывать живительную влагу…..Вот такие катаклизмы (прошу не путать с клизмой) им приходилось переживать постоянно.
       Правило 5. Как ночевать на скале. Особенно смешно получаются ночевки на скале. Представьте себе карнизик, площадью в полтора квадратных метра на отвесной скале. На нем нужно поставить палатку, поужинать и переночевать трем-четырем альпинистам(ткам). Делается это так – под верхом палатки протягивается веревка, которая пристреливается к скале, чтобы палатка не свалилась. К этой же веревке пристегиваются карабинами на ночь все ночевщики , и все вещи. Утром вся эта куча-мала, просыпается друг на друге, висящей в одном углу палатки над обрывом. На ком спит кто-то, а на ком, ботинки или котелок….