Россия. дорога в ад

Настя Массаракш
Выбегает Маша, за ней Саша, он догоняет ее и останавливает.
Саша. Маш, ну постой. Ну что ты злишься?
Маша. Я не хочу, чтобы ты работал водителем у этого банкира!
Саша. Маш, ну где я еще найду работу за такие деньги в нашем городе? Завод переделали под этот торгово-развлекательный центр, куда мне деваться? В Москву на заработки? Так это надо в бригаду попасть, а туда очередь из родственников знаешь какая? Мне же просто повезло, что эта вакансия подвернулась.
Маша. Я не хочу, чтобы ты участвовал в этих бандитских разборках, от этих людей надо держаться подальше. Ты забыл историю с дядей Семой? Который работал водителем на грузовике? Был в детстве шпаной, потом женился, остепенился, спокойно работал. Пока однажды его друзья детства не подошли к нему с просьбой вывезти за город труп и захоронить его там. И он не смог отказаться, потому что он в любом случае уже знал, что они убили человека.
Тебе напомнить чем все кончилось? Его арестовали, заставили выдать своих друзей, после чего он выпрыгнул со второго этажа больницы, куда его положили после милицейских пыток. А его жена осталась с тремя детьми. На съемной квартире, с зарплатой медсестры. Что с ней дальше стало тебе напомнить?
Саша. Не надо.
Маша. Не надо? А я все-таки напомню. Она начала пить, пошла по рукам, стала вокзальной шлюхой, пока однажды зимой не замерзла в сугробе. А ведь это было еще при социализме и спилась она не от безденежья, а от горя. Детей отдали в детдом и они выросли нормальными людьми. А что со мной будет сейчас, если с тобой что-то случится? Ты об этом подумал?
Саша. Ну я не буду ни в чем участвовать, я буду просто его возить по городу.
Маша. Ага, на разборки и обратно.
Саша. Да не будет он со мной на разборки ездить, у него для этого есть другие люди.
Маша. Значит, на разборки он все-таки ездит.
Саша. Да какая мне разница, чем он занимается, лишь бы зарплату вовремя платил. К тому же меня берут только на лето, с испытательным сроком.
Маша. Если кого-нибудь пристрелят, ты займешь его место! Замечательная перспектива!
Саша. Вы женщины любите преувеличивать опасность и кудахтать не по делу.
Маша. Кудахтать? Кудахтать?!! Ладно, все! Работай, где хочешь, с кем хочешь. Меня это больше не касается. Я вижу, мое мнение тебя не интересует, то есть тебе на меня наплевать. А ты мне … да сто лет ты мне такой не нужен!
Саша. Какой такой? Какой такой?! Я Чечню прошел, я такое видел, что тебе и не снилось. И сидеть около женской юбки не собираюсь.
Маша…. Идиот!
Она уходит.
Саша. Ну и черт с тобой, не очень-то и хотелось.
Он набирает номер на мобильном.
Саша. Когда мне выходить на работу?




Комната Маши.
Отец читает газету, мать гладит, Маша сидит в кресле, задумавшись.
Мама Маши. Отец, тебе в этом месяце премию дадут.
Папа Маши. (настороженно) А что?.
Мама Маши. Надо будет Маше купить какую-нибудь обновку.
Папа Маши. Можно подумать ей не в чем ходить. Шкаф вон ломится.
Мама. Надо купить ей на лето брючный костюм. Молодая девушка должна хорошо одеваться.
Папа. Можно подумать, этой девушке не в чем выйти из дома.
Мама. Ты давай не ворчи, а готовь деньги. Маша, ты слышишь? Надо купить тебе на лето брючный костюм.
Маша. Не хочу брючный костюм.
Мама. Маша, молодая девушка должна хорошо одеваться, красиво выглядеть.
Маша. Не хочу красиво выглядеть.
Папа опускает газету и смотрит на нее внимательно. А мама, слившись с утюгом, продолжает, не замечая назревающего скандала.
Мама. Маша, Золушки вышли из моды еще в прошлом веке. Кто тебя полюбит, если будешь замарашкой?
Маша. А не надо мне ничьей любви. Поняла? Не надо!
И она выходит, хлопнув дверью.
Мама(наконец-то оторвавшись от утюга, в полном изумлении) Я что-то пропустила?
Папа. А ты что не заметила, что она уже второй вечер дома сидит.
Мама. Точно! И телефон не звонит. Поссорились? Или забеременела? ( и отвечает сама себе) Поссорились… а ты не знаешь в чем там дело?
Папа отрицательно качает головой.
Мама. Точно не знаешь?
Папа. Сказал, не знаю.
Мама. Позвони-ка его матери, может она знает.
Папа прижимает палец к губам и указывает на дверь.
Мама. Позвоню-ка я с балкона.
Она берет телефон и уходит.

 
Утро. Коля сидит в машине. Подбегает Саша, сразу видно, что он опаздывает. Он влезает в машину. Коля демонстративно смотрит на часы.
Коля. Ты знаешь, что на нашей работе нельзя опаздывать?
Он смотрит на мальчика, сидящего рядом с мрачным лицом человека, размышляющего над вопросом «Быть или не быть» и понимает, что тому сейчас не до работы. Такая степень отчаяния бывает только в юности, когда все впервые – и любовь, и предательство, ну и прочее, что взрослым людям уже привычно. Коля подавляет усмешку и делает строгое лицо.
Саша. Извини, шеф. Такие дела, просто жить неохота.
Коля. Да ну? А что случилось?
У Саши зазвонил мобильный. Коля бросает взгляд на экран мобильника, видит фотографию Маши. Саша мрачнеет еще больше, немного думает, все-таки включает кнопку вызовы и выходит из машины. Коля усмехается, качает головой, улыбка его становится все шире, ему смешно. Он выходит из машины.
Саша закончил говорить по телефону, сложил его, повернулся лицом к Коле. Теперь он сияет, счастье так и брызжет из глаз. Коля не может сдержать ответной улыбки.
Коля. Помирились?
Саша, на выдохе. Да!!!
Коля. А теперь переключайся на работу, если ты забыл, то мы здесь не просто так. А при серьезном деле. Ты знаешь, сколько нашего брата погибло вместо своих хозяев? Сели в машину, не оглядев ее как следует,… и все.
Саша. Слушай, а если вдруг что-то, … неужели я должен ради этого банкира лезть под пули?
Коля. Не об этом сейчас речь, а о том, что надо внимательно смотреть по сторонам, отслеживать, что творится вокруг машины. Понимаешь? Это только кажется, что у нас работа, спокойная, непыльная. На самом деле ты должен всегда, каждую минуту быть настороже. Как пионер, который всегда готов. И отслеживать всех, кто крутится вокруг машины.
Саша. Слушай, а если перестрелка? Неужели они надеются, что я полезу под пули. Вот ты полезешь? Будешь рисковать своей жизнью?
Коля. Я не понял. Ты что тут с такими вопросами делаешь? Боишься, иди работать грузчиком.
Саша. Да ты кому это говоришь?! Да я в Чечне в таких заварушках бывал… Знаешь сколько пацанов я похоронил… Такие ребята были… Но там все было понятно – служба такая. А тут охранять этого банкира. Им-то на нас наплевать. Мы для них так… живой бронежилет.
Коля. Значит так, мы с Виктором тоже прошли Чечню, и тебя, кстати, выбрали из претендентов тоже по этой причине, так что кулачками здесь не размахивай и щечки не надувай. А эти свои рассуждения ты держи при себе или давай завтра же с вещами на выход.
Саша. Ты не думай, если что я не подведу и тебя всегда прикрою… Потому что ты свой, а вот по поводу этого банкира… как-то сомневаюсь, что он этого стоит… Можешь, конечно, меня заложить и выкинуть… Я работу найду. Мне деньги на квартиру нужны. Жениться хочу… Машка, она такая… Лучше всех.
Коля. Лучше говоришь? Ну-ну.
У Саши зазвонил мобильник.
Саша. Маш, мне сейчас некогда… Все в порядке…Просто не до тебя…Ты меня не так поняла…
Коля берет Сашин телефон, видит Машину фотографию.
Коля. Маша, с вами говорит начальник службы безопасности. Давайте мы с вами договоримся, что вы больше во время работы Саше звонить не будете. Хорошо?
В трубке растерянный девичий голос:»Да»
Коля отключает телефон и кладет его в карман.
Коля. Отдам после работы. И учти, что личный мобильный у тебя для экстренных случаев, а не для пустой болтовни.
Саша. Понял. А кто такой пионер?
Коля. Какой пионер?
Саша. Ну, ты сказал, что я должен быть всегда готов как пионер.
Коля. А ты не знаешь, кто такие были пионеры? Черт, даже не знаю, как объяснить? Короче, такая организация была, чтобы дети делали всякие добрые дела, металлолом собирали, старушек через улицу переводили.
Саша. Дети сдавали металлолом?! И это считалось «добрым делом»? У нас на даче провода срезали и тоже в металлолом сдали. Это что тоже пионеры сделали?
Коля. Нет, мы провода не срезали, мы собирали старый хлам всякий, кастрюли дырявые, кровати старые, а по дачам лазали только за яблоками.
Саша. Все-таки пионеры лазали по дачам? Это что была какая-то воровская организация?
Коля. Ты что, какие воры? Я же говорю, добрые дела, старушек через улицу переводили, помогали друг другу в учебе.
Саша. Старушек? А при чем тут боевая готовность?
Коля. Все, забудь про пионеров навсегда.
Саша. Понял! Это что-то типа бойскаутов.
Коля. Кто такие бойскауты? Не надо, не объясняй! А то я начинаю чувствовать себя престарелым мамонтом, которого забыли пристрелить.



Мимо проходит распространитель газет и кладет одну из газет на машину. Саша берет ее, разворачивает.
Саша. Опять про Стабилизационный Фонд. Четыре триллиона рублей! Триллиона!!! А я не знаю, где взять деньги на квартиру… Слушай, а тебе никогда не приходило в голову, что наш Президент – американский шпион?
Коля, внимательно оглядывающий окрестности, от неожиданности просто выпадает из своего состояния, он смотрит на Сашу прямо-таки квадратными глазами и крутит пальцем у виска.
Коля. У тебя что, с головой плохо?
Саша. Ну, ты сам подумай! Нормальный человек, думающий о гражданах своей страны, будет вкладывать деньги в экономику страны, которая является нашим главным конкурентом во всем? Да еще вкладывать их в разоряющиеся американские банки.
Коля. А ты когда-нибудь слышал, что быть слишком умным это опасно. Тебе какая разница, где эти деньги? Тебе они не достанутся. По-любому! Так что, забудь и не вспоминай.
Саша. Но это же наши деньги! Которые должны работать на наше государство! А ты слышал, что Герман Греф как-то сказал, что мы будем продавать все, что у нас захотят купить. У меня дед, как это услышал, с ним чуть инфаркт не случился. Мы, говорит, строили-строили, а он пришел на все готовенькое и продавать! Сидит, чуть не плачет, разнервничался, давление подскочило. Мы его еле откачали. Скорую пришлось вызывать. Хоть выбрасывай этот телевизор, потому что дед как новости посмотрит, все… такая злость на этих придурков берет, из-за деда.
Коля смотрит на него внимательно и сочувственно.
Коля. Про американского шпиона, его идея?
Саша. Нет, моя.
Коля. Я надеюсь, ты с ним этой идеей делиться не собираешься.
Саша (смеется). Да уж, его от таких мыслей точно кондрашка хватит, никакая «скорая» не поможет.
 Коля (качая головой). Это ж надо придумать – Путин, американский шпион… Ты только никому это больше не говори. А то знаешь…
Саша. Думаешь, это уже опасно? Думаешь, они уже отслеживают и прослушивают?
Коля. На счет этого не знаю. Но это опасно для мозгов. В России вообще опасно много думать. Можно до такого додуматься. Спать перестанешь. Я с этим делом завязал еще в армии. А у тебя я смотрю замедленное развитие.
Саша. Да, в армии мне повезло. Знаешь, какой у нас был командир? Мы его батей называли, а он нас «сынки».
Коля. Да я вообще-то, его знаю. Мы же с Витей по контракту в этой части служили, под его началом.
Саша. Да?!
Коля. А ты думаешь ты здесь по чьей рекомендации.
Саша. А-а.
Коля. Но ты с этим все-таки не затягивай.
Саша. С чем?
Коля. С привычкой думать. Это очень вредная привычка. Хуже наркотиков. Лучше не начинать, а то бросать трудно.
Двор. Стоит Виктор. Подходят Коля и Саша. Они здороваются.
Виктор. Как смена?
Коля. Без происшествий вообще-то. Но мне не понравился один пацан… показалось, что он меня сфотографировал на мобильник.
Виктор. Сфотографировал?
Коля. Может не меня, может кого другого… но ты смотри вокруг внимательней.
Виктор. (кивая на Сашу). А это кто?
Коля. Вить, знакомься это Саша.
Виктор. Новенький? А кто выбыл?
Коля. Типун тебе на язык. Стажер, на лето. Ты в отпуск собираешься?
Виктор радостно кивает.
Коля. Я тоже. Вот Сашу поднатаскаем, а сами на море.
Виктор. Не, я на рыбалку.
Саша. Я тоже рыбалку люблю.
Виктор. Свой человек! Ты куришь?
Саша. Конечно.
Виктор. Молодца! А то Коля у нас некурящий.
Они с Сашей закуривают. Зазвонил мобильни. Зазвонил мобильник Виктора.
Саша.(Коле) А ты, что действительно не куришь?
Коля. Да я спортом всегда увлекался, с раннего детства. Так и не закурил.
Саша. Уважаю.
Виктор(отключив мобильник). Есть такие, кто мечтал о выходном в субботу? Отменяется. Объявляется готовность номер три.
Саша. Черт, только не в этот раз.
Виктор. А что, что-то намечалось?
Саша. Да мы уже давно купили билеты в ночной клуб.
Коля. Решили оттянуться по полной? Танцы, виски, девочки!
Саша. Девочка. Маша. (Его лицо освещается счастливой улыбкой)
Коля. Девочка?
Саша мрачнеет и смотрит на Колю тяжелым взглядом.
Коля. Извини, я же не знал, что у тебя все так серьезно. Думал, раз ночной клуб, значит по обычной программе.
Саша. Да в том-то и дело, что билеты в клубе мы купили ее родителям. Еле уговорили.
Виктор. Не понял.
Коля. А что тут понимать? Маша у родителей одна или есть маленький братишка, который по ночам спит, не интересуясь, чем там занимается сестренка с дядей Сашей.
Саша краснеет.
Виктор. Блин, да он краснеет.
Саша краснеет еще больше.
Виктор. Ну, прямо не знаю завидовать тебе или сочувствовать.
Коля. Просто помолчи. Ладно, Вить, спокойной смены, мы пошли.
Коля с Сашей уходят.

Коля едет в троллейбусе, вдруг зазвонил мобильник. Он достает свой, но понимает, что сигналит другой и достает из кармана мобильник Саши.
Голос Саши. Я забыл забрать мобильник.
Коля. Черт. Ты где сейчас?
Саша. Около центральной библиотеки.
Коля. Как раз по пути. Я сейчас подъеду.
Саша. Ладно, жду.
Через некоторое время Коля выходит из троллейбуса и встречается с Сашей и Машей. Он отдает мобильник Саше.
Коля. Извини, конфисковал и забыл.
Саша. Маш, познакомься, это начальник нашей службы охраны, Николай.
Маша (глядя на Колю с изучающим прищуром). Здравствуйте.
Коля. Здравствуйте, извините, что подвел, задержал, надеюсь, я не очень помешал вашим планам.
Саша. Да какие там планы! Весь вечер сидеть в библиотеке и слушать гитарную дребедень.
Коля. Гитары в библиотеке?
Саша. Да у них тут обосновался клуб бардовской песни.
Коля. Не знал, что у нас в городе есть такой клуб. Неужели молодежь все еще этим интересуется?
Маша. А вы знакомы с бардовской песней?
Коля. Я даже знаю такие фамилии как Визбор, Суханов, а Окуджава мой любимый поэт.
Саша. Слушай, так может пойдешь с нами? А то мне одному скучно. Представляешь, там сейчас будет прослушивание молодых талантов. Машка, кстати, тоже будет участвовать в этом конкурсе. А жюри будет распределять места в зависимости от того, сколько зрителей дослушало песню до конца, не заснув. А я в прошлый раз уснул, чуть со стула не свалился и Маше дали последнее место. Может пойдешь с нами, будешь толкать меня в бок, если опять усну.
Маша. Знаешь, Саша… иди-ка ты спать.
Она поворачивается и уходит.
Саша. Перелет! Ладно, Коль, я пошел извиняться, а то опять поссоримся.
Он убегает вслед за Машей. Коля с улыбкой смотрит им вслед.
Утро следующего дня. Виктор, Коля, Саша.
Коля (спрашивает у Виктора). Как смена?
Виктор. Да, нормально. Всю ночь простоял около ночного клуба, так что, вполне возможно, вам сегодня объявят выходной.
Саша. И так бывает?
Коля. Бывает всякое.
Саша. А зарплата?
Коля. У нас же оклад, фиксированный.
Виктор. Пока сидел в машине, прочитал кое-что интересное. В Африке, в джунглях огородили территорию, на которой проживала стая обезьян… или стадо? Как у обезьян это называется?
Коля. Неважно.
Виктор. Отследили территорию, где они ходят все время и огородили. На огороженной территории было достаточно и пищи и воды. Но когда обезьяны обнаружили проволоку и поняли. что находятся на замкнутой территории, то сошли с ума. Стали драться, матери брали детенышей и разбивали их о дерево.
Саша. Кошмар.
Коля. Очень интересная история. Главное веселая.
Виктор. Понимаешь, ведь пищи было достаточно, да и не выходили они никогда за пределы этой проволоки. Ничего в их жизни не изменилось.
Саша. И чем кончилось?
Виктор. Ученые сняли проволоку.
Коля. Иногда они соображают правильно.
Саша. Значит, увидев, что находятся на замкнутой территории, обезьяны сошли с ума.
Виктор. Вот именно.
Саша. А мы, в смысле человечество, ведь тоже только недавно поняли, что живем на замкнутой планете. И сразу появились наркотики, пьянство. А ведь это такой, самый приятный способ самоубийства. Может быть мы тоже сошли с ума, когда узнали, что живем на маленькой , замкнутой планете.
Виктор. Вот об этом я и говорю.
Коля. Ну, вы философы. Прямо мыслители.
Виктор. Коль, с тобой иногда прямо поговорить не о чем.
Коля. Ничего, будешь теперь с Сашей философствовать. Он тоже любит это дело.
Его отвлек звонок мобильного. Поговорив по телефону, он обращается к Саше.
Коля. Сегодня у нас выходной.
Саша. Значит по домам?
Коля. Значит по домам.
Саша хватает мобильник и с возгласом: «Маша. Я сегодня не работаю», убегает.
Виктор. Забавный парнишка.
Коля. Молодой.

Коля идет по улице, вдруг его окликает человек, оказавшийся его одноклассником. С которым они не виделись лет двадцать. Назовем его… назовем его разу же Киллер.
Киллер. Колян! Ты?
Коля, не узнавая, смотрит на окликнувшего его мужчину.
Киллер. Колян, ты что не узнаешь вратаря?
Коля. Какого вратаря?
Киллер. Вратаря десятого «б»! ну?!
Коля. Пашка?! Ты? Черт возьми! Вот это да!
Киллер. В натуре.
Коля. Черт побери! Это ты? А я думал все, пропал с концами. А ты жив-здоров, такой красавец.
Киллер. Да вот решил заглянуть в родные пенаты. Вон в том доме, квартира 25, держи ключи, я только в гастроном заскочу.
Коля. Скинемся?
Киллер. Я угощаю.
Коля уходит.
Квартира. Коля сидит, входит Киллер.
Киллер. Я сегодня только приехал. Иду, думаю, где бы Коляна найти. А он мне навстречу шкондыбает собственной персоной. Слушай, а ты что не работаешь.
Коля. Выходной.
Киллер. Выходной в будни.
Коля. Да я водилой работаю у одного банкира, он всю ночь кутил, теперь отсыпается. А я отдыхаю.
Киллер. Что за банкир.
Коля. Да. Так, из молодых и наглых. Слушац, ты мне зубы не заговаривай. Давай рассказывай. Где ты, как? Почему не приезжал.
Киллер. Да. То работа, то Париж, поездку все как-то откладывал. А тут. Проезжал мимо по делам и решил заскочить.
Коля. Да ты я смотрю крутой! Неужели правда и в Париже побывал.
Киллер. И в Париже, и а Нью-Йорке, и даже в Москве.
Коля. Да ты я смотрю все юморишь. Помнишь какие мы КВНы разыгрывали?
Киллер. Масляков отдыхает. А помнишь у нас сценка была. Я выходил на сцену, весь в соплях, как Пьеро и спрашивал: а что я мог сделать один? Кто там потом выходил?
Коля. Юрка, кажется.
Киллер. Неважно. Он тоже спрашивал: а что я мог сделать один? Потом ты выбегал и еще человек десять, вся наша команда.
Коля. И в конце концов мы маршировали в такт и скандировали хором: а что я мог сделать один! А что я мог сделать один! А что я мог сделать один!... хорошие были временны.
Киллер. Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя. Предлагаю за это выпить. Тем более ты сегодня не за рулем.
Коля. Вообще-то, он ведь может проснуться и вызвать меня по мобильнику.
Киллер. Тогда просто закусим. Как тетя Катя.
Коля. Мама умерла, в прошлом году.
Киллер. Рак?
Коля. Возраст. Восемьдесят лет.
Киллер. Это возраст. Замечательная она была женщина. Я же помню, когда у меня мать умерла, она забрала меня к себе прямо с похорон. Потом бегала по кабинетам, просила не отдавать меня в детдом, опеку оформляла.
Коля. Она тебя часто вспоминала. Беспокоилась. Где ты? Ты исчез так внезапно.
Киллер. Потом как-нибудь расскажу. А у тебя жена, дети.
Коля. Были и сплыли за бугор.
Киллер. В смысле?
Коля. Он подала заявление в бюро брачных агенств и ей нашли жениха в Англии.
Киллер. При живом муже?
Коля. Сказала. Что сделала это просто так. Для интереса. А когда жених нашелся, развелась со мной и уехала.
Киллер. А дети?
Коля. Да они уже большие были, пора было определяться с учебой. Короче, там им лучше, чем в этой помойке.
Киллер. Значит кукуешь один. Слушай. А давай-ка мы сегодня все-таки напьемся.
Коля. Нет. Не могу. У нас в этом городишке с работой очень плохо. А хозяин у меня…короче, в следующий раз.
Киллер. Ладно. Тогда есть предложение заработать.
Коля. В смысле?
Киллер. Я здесь по делам. Мне заказали твоего хозяина.
Коля. Ты это серьезно?
Киллер. Вполне.
Коля. Так вот как ты зарабатываешь деньги.
Киллер. Ты же помнишь, я был в классе лучшим стрелком.
Коля. А я смотрю ты не шутишь.
Киллер. Когда мне вчера показали фотографию твоего хозяина возле машины, я тебя сразу узнал. А так как стрелять придется из автомата, на ходу с мотоцикла, то водитель тоже попадает. Вот я и решил тебя предупредить.
Коля. Слушай, а что тебе сказала перед смертью твоя мать.
Киллер. Сказала: сынок, в этой жизни каждый сам за себя.
Коля. А мне моя мама сказала. Что совесть можно продать, но нельзя купить обратно.
Киллер. Ты давай не дави мне на совесть. Просто позвони сменщику и скажи, что заболел на три дня.
Коля. Подставить Витька? А ты знаешь. Что в Чечне. Когда мы попали в засаду, меня ранило, я без сознания лежал и он два часа отстреливался, пока наши не подоспели.
Киллер. Ты был в Чечне?
Коля. Был, на мебель зарабатывал. Вот жена в это время и нашла себе жениха в Англии.
Киллер. Понятно. У вас же там еще один есть.
Коля. Да он же совсем пацан.
Киллер. Напрасно я это затеял. Правильно говорят. что благими намерениям вымощена дорога в ад. Ладно, я тебя предупредил. Но если ты вздумаешь заложить меня ментам, ты из кабинета не успеешь выйти, а я уже буду это знать.
Коля посмотрел на него, повернулся и ушел.


Комната Коли. Он сидит в кресле с телефонной трубкой в руках.
Коля набирает номер и подносит трубку к уху, слышит детский голос: алле! Это говорит Дашуня.
Коля улыбается. А папа где?
Дашуня. Папа моется в душе. Что-нибудь передать.
Коля. Передай, что звонил дядя Коля.
Коля набирает еще один телефон.
Коля. Саша, я должен тебя огорчить. Ты нам не подходишь, ты уволен. На работу больше не приходи. Понял меня?
Саша. Понял. На работу больше не приходить.
Коля. Извини, дружище, так получилось, но ты не расстраивайся.
Он отключился и тут же звонок Виктора.
Виктор. Звонил?
Коля. Слушай, мне на следующей неделе надо будет отъехать, поэтому эти три дня я сам поработаю.
Виктор. Ладно. А что какие-то планы.
Коля. Потом расскажу.
 
Кладбище, памятник с фотографией женщины. На лице ее добрая улыбка. Появляется Коля, заходит в ограду, садится на скамейку, смотрит на ее фотографию. Тихий ветерок, шевелит его волосы и ему кажется, что это мамина ласковая рука гладит его по голове. «Что мне делать, мама?», мысленно спрашивает он, но фотография молчит. И только ветерок тихо перебирает пряди его волос. Коля вздыхает, встает и выходит за ограду, оборачивается еще раз посмотреть на фотографию. « Ты только не расстраивайся, мамочка, но, видимо, мы скоро с тобой встретимся… там… так что до свидания, мам». Он идет между кладбищенских оград, а вслед ему смотрит женщина с доброй улыбкой.
   Ночь. Тихий дачный поселок. По дороге между дач движется машина. Она останавливается, из нее выходит Коля. Он подходит к воротам одной из дач, открывает их и входит. Маленький участочек в три сотки, скромная одноэтажная дача. Этот сад когда-то получила от завода его мать. Они ездили сюда в переполненных автобусах, сажали здесь картошку, собирали землянику.  Коля входит в домик, находит керосиновую лампу, зажигает её, ставит на стол и выходит в сад. Осматривается. Таинственный в лунном свете сад, стрекот ночных насекомых. Он возвращается в дом, оттуда слышен шум передвигаемой мебели. Молчаливые деревья, облитые лунным светом, ждут его. Коля выходит с шезлонгом в руках, раскладывает его, садится, закинув руки за голову, и смотрит в ночное, звездное небо.
Вокруг ни души, только деревья вокруг. Где-то упало яблоко, Коля вздрогнул и посмотрел в ту сторону. Он вспомнил, как они с мамой сажали эту яблоню, он тогда учился в пятом классе. Мама сказала: «Ну вот, лет через семь будем есть яблоки». «Через семь?!»- возмутился маленький Коля, -«Да когда это будет!». А молодая мама засмеялась и сказала: «Да, поспеют как раз к твоему возвращению из армии». Коля положил руки на подлокотники и закрыл глаза. Из под ресниц заблестели слезы. Он наклонился вперед, обхватив голову руками, покачивая головой, как будто не соглашаясь с кем-то и говоря ему «Нет. Нет, нет, нет…». Звезды и деревья молча смотрят на него. Сколько они уже видели разных людей и в отчаянии и в радости… Они точно знают, что все проходит, пройдет и это.
    А Роберт Иванович спит в это время в своей квартире. Форточка открыта, оттуда веет ночной прохладой. В ее проеме видны та же Луна и те же звезды, с которыми прощается сейчас Коля.
   В дачном поселке забрезжила заря. Коля встает, заносит шезлонг, закрывает дачу, садится в машину и уезжает.

В кабинете начальника отдела по убийствам сидят Начальник и следователь, который позже будет допрашивать Сашу.
Начальник. Ну, какие версии у тебя по взрыву машину этого банкира? Журналисты уже обзвонились. Требуют версий!
Следователь. Думаю, это криминальные разборки.
Начальник. Нет, эта версия мне не нравится. Придется отслеживать его связи, допрашивать его партнеров, беспокоить занятых людей. Кто там егорасстрелял на самом деле они без нас разберутся. Ты давай подготовь кого-нибудь для журналистов.
Следователь. Может посмотреть связи водилы. Этого Николая.
Начальник. Точно. Он ведь тоже погиб. Может этого его хотели уничтожить, а наш банкир, так сказать, попал за компанию. И не будем портить свои отчеты организованной преступностью. Задача ясна?
Следователь. Так точно.
Начальник. Иди работай.

Кабинет следователя. Видно, что Сашу уже избили.
Следователь. Ну, будешь признаваться, что расстрелял машину из чувства мести.
Саша. Да за что мне ему мстить-то? Я у него работал всего неделю, потом меня уволили.
Следователь. А за что уволили?
Саша. Откуда мне знать? Просто Коля позвонил и сказал, чтобы я больше не выходил на работу. Я сам ничего не понял.
Следователь. А в списках ты числился как работающий. Никто тебя не увольнял. Что-то ты недоговариваешь. Может мне тебя еще раз в соседний кабинет отправить, чтобы у тебя память лучше заработала.
Саша. Да поймите, мне нечего вспоминать. Я в этот день и в городе-то не был.
Следователь. А где ты был?
Саша. На даче.
Следователь. Проверим. Кто может подтвердить? Ты был один.
Саша. Соседи, наверное, видели меня.
Следователь. Наверное, видели. Но ведь ты мог кого-то попросить подложить мину в машину, а сам на дачу. А? У тебя же есть друзья? Дружки-бандиты? А? Есть или нет?
Саша. Да зачем мне это нужно? Машину эту расстреливать, да еще вместе с Колей?
Следователь. А чтобы отомстить за то, что он тебя уволил.
Саша. Ну вы сказали! И потом, он вечером мне позвонил, сказал, что я уволен, днем машину расстреляли. Да где бы я за это время нашел автомат и мотоцикл. Они ж просто так на дороге не валяются.
Следователь. Не валяются… . А какие отношения у тебя были с этим Колей?
Саша. Нормальные. Он должен был меня обучить и подготовить для работы водителем.
Следователь. Обучить и подготовить… обучить и подготовить… а вместо этого вдруг позвонил и запретил тебе выходить на работу… почему-то он отстранил тебя от работы…
Телефонный звонок.
Следователь ( в телефонную трубку) слушаю… давай говори… да ну… так вот в чем дело… спасибо, за своевременную информацию.
Он кладет трубку и смотрит на Сашу с довольной усмешкой.
Следователь. Уволил, говоришь? А документы на увольнение не оформил. Хочешь скажу почему?
Саша. Почему?
Следователь. Он ведь тебя квартиру подарил, а тебе так не терпелось туда заехать, что ты решил прихлопнуть его побыстрее.
Саша. Подождите. Коля подарил мне квартиру?
Следователь. Хочешь сделать вид, что ты этого не знаешь?
Саша. Какую квартиру?
Следователь. Какую, какую… свою квартиру тебе подарил в полное пользование, за бесплатно. А?
Саша. Этого не может быть. У нас с ним об этом даже разговора не было.
Следователь. Был разговор, был. Ну ничего, ты у меня все вспомнишь.
Саша. Вы, конечно, можете заставить меня подписать все, что вам надо. Но ведь на суде я все равно откажусь.
Следователь. Спасибо, что предупредил.
Он вызывает милиционера.
Следователь. В камеру его. Да, и сообщи там его соседям, что обвиняется он в изнасиловании.
Саша. Что?
Следователь. Ничего, к суду ты у меня шелковый будешь. Увести.
       

Чтобы добиться от Саши нужных показаний, его сажают к уголовникам. Петров договаривается, чтобы они его «опустили». Но ночью, во время драки, Саша погибает.

Квартира Маши. В комнате Маша лежит на диване, лицом уткнувшись спинку. Входит мама.
Мама. Маша, ты спишь?
Маша молчит, мама укрывает ее пледом и выходит на кухню, где курит отец.
Володя. Ну что?
Даша. Молчит.
Володя. Ты отпуска продлила?
Даша. Да. Еще на неделю. Ничего не сказали, но ты же знаешь мою мымру, небось уже ищет замену.
Володя. Черт с ней, с работой. Машку нельзя оставлять одну.
Даша. Ты думаешь…
Володя. Думаю! Может нам вообще переехать?
Даша. Поменять квартиру в другой район?
Володя. Лучше в Москву. Деньги теперь есть. Эти проклятые деньги!
Даша. А ты думаешь, они разрешат нам забрать Колины деньги и воспользоваться ими?
Володя. Наверное. Но даже если нет. Все равно надо что-то делать.
Даша. Когда сказали о смерти Саши, я подумала – хорошо, что нет ребенка. А теперь думаю, что если бы был ребенок, она бы быстрее вышла из этого состояния.
Входит Маша.
Маша. Мама, папа, я забыла вам сказать, у меня будет ребенок.
Даша. Слава Богу!
Володя. Что ж ты стоишь, садись.
Он усаживает дочь. Даша садится рядом, обнимает ее.
Даша. Машенька, это такое счастье, что у тебя будет ребенок. С начала он будет такой маленький, пухленький, будет улыбаться тебе беззубым ртом, потом начнет ползать и везде лезть, потом сделает первый шажок, потом начнет говорить… Маша, ребенок, это самое большое счастье.
Маша. У него не будет отца.
Даша. Почему? Ты девочка красивая, после родов станешь женственней и еще красивей… найдешь ты еще свое счастье.
Маша смотрит на нее с удивлением.
Володя. Да не надо нам никого.
Он садится рядом с Машей, обнимает ее с другого бока.
Володя. Девочки, мы справимся сами. Мы с мамой еще не старые, заработаем. Все будет нормально.
Даша. Это надо отметить. Володька, я сгоняю в магазин, устроим вечером посиделки.
Даша уходит.
Маша прижимается к отцу, кладет ему голову на плечо.
Маша. Не принесла я вам счастья, пап.
Володя. Ничего, мы справимся, дочка. Все потихоньку наладится.
Маша садится прямо.
Маша. Папа, он не будет счастлив. В этой стране нельзя быть счастливым.
Володя молчит.
Маша. Здесь страшно жить.
Володя встает и отходит, чтобы Маша не видела, что он плачет. Маша сидит прямо с сухими глазами.
Маша. Пап, ты прости нас с Сашей. И маме скажи, чтобы не плакала.
Она выходит в другую комнату, открывает окно, встает на подоконник.
Входит Даша.
Даша. Маша!
Маша, оборачиваясь. Мамочка, ты только не расстраивайся, умирать совсем не страшно, жить страшнее.
И она делает шаг из окна