Над пропастью - выйдя из ржи

Олег Васанта
В рецензиях на краткий биографический очерк о Сэлинджере, написанный Savanna, я наткнулся на следующую:

«В возрасте Христа, Сэлинджер не стал бы писать просто о мечтательном подростке, - сверхзадача повести не в дзен-буддизме.
Маленькая сестра Холдена Фиби может погибнуть, уйдя вместе с братом из дома в окружающий мир из Нью-Йорка, пупа благополучия и бездушия буржуазной жизни, калечащей мальчиков и девочек. Холден не бунтарь, но понял свое предназначение – ловить играющих детей, выбегающих из густой ржи над пропастью. Все его братья и сестры - это параллельные персонажи этой идеи со своей индивидуальной судьбой».

Каринберг Всеволод Карлович 17.05.2004


Прочтя это, я подумал, что ведь действительно - подросшая Фиби вполне могла бы повторить путь Холдена, да и не только Фиби... и что задача повести – показать, что на настоящий момент общество устроено таким образом, что достаточно утонченные подростки в определенный момент приходят к глубокому внутреннему кризису. Когда кажется, что идти больше не за кем и не куда. Выйдя из «густой ржи», в которой они росли, до поры до времени не слишком задумываясь об окружающем мире, они вдруг оказываются перед пропастью. Общественные ценности видятся ложными, а цели – уродливыми. И в этот момент, очень нужен кто-то, стоящий над самым обрывом, - тот, кто успеет тебя подхватить до того, как ты сорвешься вниз. Ловец во ржи.

Впрочем, такой спасатель нужен не одним только подросткам... Сэлиджер не раз возвращался к теме кризиса, по сути, она проходит красной нитью через его основные произведения.

В цикле о Глассах, старшего из братьев - гениального и не совсем адекватного (с точки зрения обывателей) Симора Гласса вынуждают обратиться к психоаналитику, отчасти в результате чего Симор и кончает жизнь самоубийством; Френни шепчет Молитву странника, для того чтобы хоть как-то подстроиться под окружающих и стать более терпимой (!), да и Зуи, похоже, никак не может найти ни одного человека из плоти и крови, который бы ему действительно нравился. Бадди - семейный летописец, терзается мыслями о погибшем Сеймуре, о плюсах и минусах того огромного влияния, которое тот оказал на мировоззрение младших братьев и сестер, тщетно (?) пытаясь найти правильные ответы…

Здесь же можно вспомнить и рассказ "Тедди", в конце которого юный герой вполне сознательно "выходит из игры"...

Все это похоже на конец. На самом деле, для кого-то это и есть конец. После книг Сэлинджера складывается ощущение, что наш мир не для таких людей как Симор Гласс, Фрэнни или Холден Колфилд. Он, скорее, для тех, кто с удовольствием читает бестселлеры в мягких обложках, каждый день смотрит телевизор, активно болеет за «Спартак», копит на новую иномарку или мечтает об одежде от «Армани», под настроение с удовольствием рассуждает о политике, религии и т.д. Не верите?.. Посмотрите в окно. Вы увидите там кого угодно, кроме того единственного человека, который мог бы подхватить вас в последний момент, перед тем как вы сорветесь в пропасть...


13.05.08