Современность

Никита Мисюров
Современность. Пьеса в восьми действиях
       
 Действующие лица :

Дух Сергея Есенина

Ёксель
Моксель } хулиганьё, бездельники, панки и потерянное поколение
их Шмара - молодая девушка, эквивалент Ёкселя и Мокселя
Заёц - жизнерадостное создание
герр Оберст - молодой параноик, мечтающий стать фюрером. Мнит себя Печориным,
       Онегиным, Обломовым, Долоховым и тд.
Наполеон - его друг, соратник по интересам, думает, что император
Рассольник - хитрый хохол
Ольга
Елена } современные девушки, все одинаковые
Наталья
Умный Мозг - дух ученья , сродни Белой Горячке, приходит под сессию
гумбы - любители пива, девушек, простоты и покоя
толпа кошмаров герра Оберста и Императора Наполеона
прочие, без речей

       
       Пролог на Небесах.

Утро. В небесном тумане слышатся крики. Возникает русоволосый молодой человек , по всему видно, что у него похмелье. Следом за молодым человеком появляется древний старец.
АПОСТОЛ ПЁТР: ( грозя клюкой ) Ох, Сергуня! Почто устроил ты вчера в Раю такую грешную, страшнейшую гульбу!!! Тебя я должен наказать, постой-ка ; что ж придумать мне?!
ЕСЕНИН: ( поправляя измятую одежду ) Не устрашуся гибели, Ни копий, ни стрел дождей, - Так говорит по библии Пророк Есенин Сергей.
АПОСТОЛ ПЁТР: Срамник, эх! Ну что с тобой за грех!
ЕСЕНИН: Дедушка! Ты б, право, дал попить!
АПОСТОЛ ПЁТР: Похмелие залить?! Да на, страдалец! Боль моя, куда же дену я тебя …
ЕСЕНИН: Если крикнет рать святая : ’’ Кинь ты Русь, живи в Раю! ’’ Я скажу :’’ Не надо рая, дайте родину мою ’’. Кроме шуток : хоть бы одним глазком на молодёжь родимую! А?!
АПОСТОЛ ПЁТР: Ой, горе! В добрый час. (вслед )Да ты позорь поменьше нас! Трезвитесь, бодрствуйте, потому, что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твёрдою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
       
       Действие первое

На сцене герр Оберст, Наполеон, Заёц, гумбы. Тяжелая атмосфера учёбы.

НАПОЛЕОН: Одна скала, гробница славы…Там погружались в хладный сон, Воспоминанья величавы :Там угасал Наполеон. О, кошмарная тягость образованья! Но свыше наделён особым я приятьем мира и суждено мне бремя гения столь тяжкое нести! Ведь верно сказано поэтом, что алгеброй гармонии не покоришь. А посему мне не к лицу роптать на жизнь и на судьбу, а надобно лишь про себя вздыхать и чертыхаться!
ОБЕРСТ: (желчно плюнув) Да, к дьяволу всё! В учебе нам необходим блицкриг : мы будем веселиться и плеваться, но петухов услышав крик, пора бы с мыслями и силами собраться и совершить решительный прорыв …
РАССОЛЬНИК: Ты про сессию?!
НАПОЛЕОН:( Оберсту ) Предупреждал Вас, герр полковник, что Судный День давно уже стучался в дверь! Вы говорили : ’’ Ничего - броня крепка и танки наши быстры.’’
РАССОЛЬНИК: А смысла?
ОБЕРСТ: Я верю: Провидение хранит меня в безумное мгновение. На белом танке по чужим костям …
ЗАЁЦ: Флаг вам! Уж день ли не прекрасен?
ГУМБА первый : О да, было б пиво!
ГУМБА второй : Нет, водка лучше.
ГУМБА третий : ( с кислой миной ) Поморщусь я брезгливо. Не могу её пить.
ГУМБА второй : Братан, ты чё?!
в следующий момент гумбы мешаются с компанией девушек. К ним присоединяется Рассольник.
РАССОЛЬНИК: Начнём с того : кто угостит папиросочкой? А нет ли у кого доступно и доходчиво расписанного объясненья по учебе? И можно так же книжечку у вас спросить? Премного благодарен …
Затем Рассольник вновь уходит к Оберсту и Наполеону.
ОБЕРСТ: Давайте, Господа, будемте говорить о женщинах. Именно эта тема более всего занимает меня, но никак не текущий общеобразовательный момент.
РАССОЛЬНИК: О, точно!!!
НАПОЛЕОН: Могу сказать, что они - штука опасная, вот что. Для разума. И для сердца. Лично я уже множество раз убеждался в том, что окружающие нас представительницы прекрасного пола, большей частью, не хотят быть любимыми истинным гением. Как чего-нибудь надо, так : ’’ Буонапартик, милый …’’, а как поцелуй подарить - так ведь нет … Я вот к ней всё с ласками да обьятьями, а она вырывается да ещё и разговор на другую тему страрается перевести. Зарекаюсь уже всякое дело с ними иметь …
ОБЕРСТ: Вы, милостивый государь, прям-таки говорите : К вашей своре собачьей Пора б простыть!..Дорогая, я плачу … Прости, прости!
РАССОЛЬНИК: Это откуда?!
ОБЕРСТ: Есенин, темнота! От наших женщин у меня хандра. Их мысли стали хилы, а страсть - ленива.
НАПОЛЕОН: Полковник! Вы каждодневно, как по списку, с девушками хитрую ведёте переписку. Пером Вы тренируете свой ум, девичью душу разрезая как ножом. Да только не выходит ни черта - в Вас не влюбляется она! Вы вновь шипите о разбитом сердце, надменно хмыкая, бранясь.
ОБЕРСТ: Что толку - Вы глядите каждой юбке вслед! Гадая про себя, где выгодней её облапить, поймать и ласками томить.
РАССОЛЬНИК: Хи - кхи -кхи …
НАПОЛЕОН: Хочу я молвить, что одни, как ветра паруса, полны, другие же таятся, незнамо отчего, а третьи томятся с характера дурного своего. Мы ж будем безответно любить, в одиночестве великие дела вершить …
ОБЕРСТ: Увольте! Я намерен дерзкую вести игру, пощады не давая никому! (возбуждённо, в сторону Ольги ) Излюбили тебя, измызгали Невтерпёж. Что ж ты смотришь синими брызгами, Или в морду хошь!?
ОЛЬГА: Ты грубый и хам.
РАССОЛЬНИК: Поди опять из Есенина? Чего это сегодня из тебя прёт?! Вот однажды я спьяну поимел хорошенькую девчушку! Гм.
затыкается, видя каменные лица собеседников
ЗАЁЦ :( весело ) Но ведь вы - не сахар, мужчины!
ОБЕРСТ:( глядя куда-то в угол ) Сочинитель бедный, это ты ли Сочиняешь песни о луне?Уж давно глаза мои остыли На любви, на картах и вине.
ЗАЁЦ : Плющит?
ОБЕРСТ: О да, мне видится кошмар!!!
РАССОЛЬНИК: ( Ольге ) Начитался вчера на ночь Есенина!
НАПОЛЕОН: Где?! Что?! Людишек и холопов толпы вижу ; кровь!!!Изыди, прочь!
они омахиваются вдвоём от кошмаров.
Мгновение спустя в тёмном углу, невидимая для глаз окружающих, появляется фигура в пушкинской крылатке, с шелковым цилиндром в руках ; русые волосы на прямой пробор и печальные похмельные глаза василькового цвета .
дух Сергея Есенина : Всё слышал я. Печально мне уж от того ; не ведая ещё и малой части настроений. Мне мельком лишь дано взглянуть на молодое поколенье… О время! О нравы!
уходит прочь.

       Действие второе

Горит очень тусклый свет пары свечек. Девушки - Наталья, Ольга, Елена - собираются гадать.
ОЛЬГА: ( Наталье ) Зачем ты нас сюда позвала?! Как будто я и в жизни не гадала! По-моему, сейчас бы в самый раз поехать нам на танцы или с парнями пиво пить.
НАТАЛЬЯ: Вот балда! Наверно, лучше знаю это и сама!? Успеем мы сто раз, ведь нам ещё мотаться целый час! А тут повеселимся от души.
ОЛЬГА: Верчением тарелок?! Что за чушь …
ЕЛЕНА : Холодно, мрачно, уныло ( поёживается ).
ОЛЬГА: Ну, блин! Чего ты заныла?!
НАТАЛЬЯ: Беритесь за блюдце ; сейчас же начнём.
ЕЛЕНА : Скорее от страха умрём …
ОЛЬГА: Туфта! Жеребёнка рожу я!
НАТАЛЬЯ: ( теряя терпение ) Девочки! Да прямо детский сад!!! Сказала я вам, хватайте тарелку!
Нехотя приступают.
ЕЛЕНА : С кем же беседовать будем сегодня?
НАТАЛЬЯ: Мне кажется, лучше с поэтом. Похабником иль скандалистом.
ОЛЬГА: Только не с Пушкиным - он прошлый раз в меня тарелкой кинул. Ещё и дурой обозвал.
НАТАЛЬЯ: Ох, жалко : не докинул. Есенин сойдёт?
ЕЛЕНА : Не наврёт?
НАТАЛЬЯ : Если ты, подобно Ольге, лошадью не станешь ржать, то, возможно, не придёться и бежать.
Проходящий мимо Сергей Есенин слышит своё имя и подходит, потом прячется за шторами.
ЕСЕНИН: ( шепотом ) Повременю с явлением, понаблюдаю я мгновение …
заставляет блюдце вертеться
НАТАЛЬЯ: ( тихо и осторожно ) Я ж говорила! Крутится! Спросите, ну-ка, что-нибудь.
ОЛЬГА: Кто ты, дух?
НАТАЛЬЯ: Вопрос твой глуп …
ОЛЬГА: Сама ты дура! Знаю я, что спрашивать сперва! Вот вдруг наврёт, не тот придёт?!
ЕСЕНИН: ( подумав, отвечает из-за шторы замогильным голосом ) Я - бутылка красного вина, к тебе, красавица, любовью томною полна!
девушки взвизгивают
ОЛЬГА: Мама!
НАТАЛЬЯ: Боже, он с нами говорит!
ЕЛЕНА : Меня аж холодит!
ЕСЕНИН: ( серьёзным тоном ) Чего ж вы, дурочки, причитаете?! Спрашивайте, коли я тут.
ЕЛЕНА : ( торопливо, оправившись )Когда любви постигну суть?
ЕСЕНИН: Глупое сердце, не бейся. Все мы обмануты счастьем, Нищий лишь просит участья …Глупое сердце, не бейся.
ЕЛЕНА : Толком не ясно …
ЕСЕНИН : Напрасно.
ОЛЬГА: Теперь я! А много ль будет у меня детей?
ЕСЕНИН:( хихикая ) Да мало - трое всего … коней!!!
ОЛЬГА: Фу, какой.
НАТАЛЬЯ: Постой ; в старости я стану какой?
ЕСЕНИН: Много я видел и много я странствовал, Много любил я и много страдал, И оттого хулиганил и пьянствовал, Что лучше тебя никого не видал.
НАТАЛЬЯ : ( кокетливо ) Спасибо.
ОЛЬГА: Во, обласкал! Света конец настал?!
в следующую секунду раздаётся оглушительный грохот, девушки с воплями и визгами выбегают вон. Из темноты появляется Моксель, затем Ёксель
МОКСЕЛЬ: Наставил гад какой-то стульев - я нос расквасил в темноте!
ЁКСЕЛЬ: Да он пожар хотел, вдобавок, учинить : свеча горит тут неспроста!
прикуривает от свечи
ЁКСЕЛЬ: Необходимо потушить, кабы не полыхнуло …
сцена погружается в кромешную тьму
МОКСЕЛЬ: Во дуб!
ЁКСЕЛЬ: Кто? Я?!
МОКСЕЛЬ: Ведь вновь не видно ни хрена!
слышно, как они двигаются к выходу
ЁКСЕЛЬ: По-моему …
МОКСЕЛЬ: ОГО!!!
опять шумно сталкивается с каким-то препятствием
МОКСЕЛЬ: За это пива отопью я твоего …

       Действие третье


На сцене - пьяный Ёксель скрипуче поёт заунывную песнь под расстроенную гитару Мокселя. На кушетке спит пьяная Шмара. Везде видны пустые бутылки из-под пива, окурки.

ЁКСЕЛЬ : Кха - ха! Ой - ё … ик … Ещё, другой аккорд.
МОКСЕЛЬ : Жаль, на гитаре игре я не обучен, трень - трень … эээрг …
понемногу выстраивается некая мелодия
ЁКСЕЛЬ : ( сходу ) А вче-ра я у се-бя на жопе об-на-ружил прыщ зе-лён-ова цве-та…
МОКСЕЛЬ сосредоточенно лупит по струнам, пытаясь прислушаться.
ЁКСЕЛЬ : Зззззззззз!!!! А па-том я по-нял чтэ эт-та бы-ла …
МОКСЕЛЬ буйно бьёт по струнам, слышно, как некоторые из них рвутся
ЁКСЕЛЬ : Я-ЗЗЗ-ВА!!!!!! Зз, я-зз-ва-а-аа-ай, ай, ай, аиаиаиаияй-яй, о, но, но, но, но-но-но-но, о, но, оно! Я-зз-з-ваа!!!
в исступлении падает, скрючившись, давясь хриплым хохотом. Моксель раскалывает гитару о сцену и трясет длинными волосами. Шмара от этой какафонии просыпается.
МОКСЕЛЬ : Круто! Брат, натренькали молодцом! А-ха-хаа …
ЁКСЕЛЬ : По кайфу, мужик! Гы-гы …
ШМАРА : Кого поцеловать?

       Действие четвёртое
 
По сцене прогуливаются, взявшись под руки, Наталья, Елена и Ольга.

ЕЛЕНА : ( давя зевоту ) Какая скука. Мучает меня хандра и всё мне надоело!
НАТАЛЬЯ : Да, когда бы счастье в личной жизни прилетело! Без меры счастлива была б.
ЕЛЕНА : Кто? Я? Да больно нужно.
ОЛЬГА : Мужики - козлы. В том нет ни сколько нашей, женской вины! Все одинаковы.
НАТАЛЬЯ : Ничем нас не порадуют, увы. Всё нам знакомо и банально.
ЕЛЕНА : А скука-то!
ОЛЬГА : Печально! Чем же нам себя развлечь, коль пол мужской неинтересен?
НАТЛЬЯ : Для пользы - с кем-то вновь в постель залечь, а то мир тесен - исчерпана давно вся выгода в друзьях.
ЕЛЕНА : Ах!
ОЛЬГА : А мне хватает тех, двоих.
ЕЛЕНА : Чьих?
ОЛЬГА : Ну тех, моих. Последних двух. Они и до сих пор.
НАТАЛЬЯ : Да, право, юмор! То пользы нет, то вот беда - не бросили б и эти два!
ЕЛЕНА : ( Ольге ) Ты всё про Оберста и этого Рассольника?
ОЛЬГА : ( возмутившись ) Фу-у, я вовсе про другое!!!
НАТАЛЬЯ : А с Оберстом - былое … ах…
Тут на сцене появляется Есенин, в цилиндре и крылтке.
ЕСЕНИН : О! Барышни! Я рад, что встретил вас.
ОЛЬГА : Хи-хи.
ЕЛЕНА : Ой, кто это?
НАТАЛЬЯ : Мужчина, позвльте иметь знакомство с Вами?
ЕСЕНИН : Когда-то славен был стихами, поэт я давний.
ЕЛЕНА : Поэт?! Ну, это скучно.
НАТЛЬЯ : Попозже встретимся, прости.
ОЛЬГА : Должны немедля мы идти.
ЕСЕНИН:(в недоумении, в сторону) У-у, паршивые бабы - капризны, легкомысленны, тупы. Пойду в кабак!

       Действие пятое


Сидят ещё трезвые Ёксель и Моксель и сосредоточенно созерцают стоящий перед ними ящик с пивом.

МОКСЕЛЬ : Ну, брат, поехали мы пиво пить!
ЁКСЕЛЬ : Давай! Только, спьяну, чур, в табло не бить!
МОКСЕЛЬ : Да здравствуют все наши кореши, папаши рока да поля анаши!
ЁКСЕЛЬ : Звучит музон крутой и песни наши хороши! Ура!
появляется Есенин.
МОКСЕЛЬ : О! Братан - Есенин!
ЁКСЕЛЬ : Пива хошь? Ик …
ЕСЕНИН : Признали вы меня, я удивлён.
МОКСЕЛЬ : Как видишь, пивом стол не обделён.
ЁКСЕЛЬ : Садись! Ты с панками хоть раз повеселись!
МОКСЕЛЬ : Ээээррг …
ЁКСЕЛЬ : Ха-ха, отрыжкой прорвало!!!
ЕСЕНИН : Ик. Ага, а с пива и меня уж повело. Весёлая, гляжу я, вы братва!
ЁКСЕЛЬ : Литра три ты выпей сперва. Потом, брр-ээ, потренькаем на славу!
МОКСЕЛЬ : Точно так, мужики.
ЕСЕНИН : По-моему, избавлены вы от поколений тоски.
ЁКСЕЛЬ : Кхи-хи, бр-ээррг, и печали!
МОКСЕЛЬ : Что, по литру ещё закачали?
спустя три часа в их компании откуда-то появляется уже пьяная Шмара. Обнимая её, Есенин, в стельку напившись, декламирует стихи, Моксель нестройно подыгрывет на гитаре, а Ёксель разбавляет всё трелями на губной гармошке. Поют :


Есть одна хорошая песня у соловушки -
Песня панихидная по моей головушке.

Цвела - забубенная, росла - ножевая,
А теперь вдруг свесилась, словно неживая.

Думы мои, думы! Боль в висках и темени.
Промотал я молодость без поры, без времени.

Как случилось-сталось, сам не понимаю.
Ночью жесткую подушку к сердцу прижимаю.

Лейся, песня звонкая, вылей трель унылую.
В темноте мне кажется - обнимаю милую.

За окном гармоника и сиянье месяца.
Только знаю - милая никогда не встретится.

Эх, любовь-калинушка, кровь - заря вишнёвая,
Как гитара старая и как песня новая.

С теми же улыбками, радостью и муками,
Что певалось дедами, то поётся внуками.

Пейте, пойте в юности, бейте в жизнь без промаха -
Всё равно любимая отцветёт черёмухой.

Я отцвёл, не знаю где. В пьянстве, что ли? В славе ли?
В молодости нравился, а теперь оставили.

Потому хорошая песня у соловушки,
Песня панихидная по моей головушке.

Цвела - забубённая, была - ножевая,
А теперь вдруг свесилась, словно неживая.
       
       Действие шестое

На сцене один Умный Мозг, копается в книгах, чертит чертежи, выводит формулы, решает сложные алгебраические примеры.

УМНЫЙ МОЗГ: Я - квинтэссенция наук, мудрейший, преогромнейший паук! Являю я собой собранье наилучших качеств, лишен я романтических чудачеств а с ними и фантазии никчёмной. Владею степенью искусно я ученой, умением над книгою корпеть и горы трудных теорем преодолеть. Часами, днями и ночами, питаясь лишь духовной пищей, мне доставляет упоение скормить уму учение. Пусть сказано коряво, но, право, так сказать верней. Но к радости моей дано мне властвовать над толпами студентов жалких, каких мне надлежит учить и через тернии наук сопроводить. Конечно, есть способные весьма ученики, у них приятно велики и тяга к знаньям, старанье и лодырничать нежеланье. Они не станут пить вино и веселиться, а будут с гордостью лишь к мудрости стремиться. Им дом родной - библиотека да информации полезной картотека, где будут сутками они искомое искать, учёное писать и наслаждаться. Найти поболее таких мне надо постараться. Из пропащих же бездельников наделаю я в скором времени добротных веников!
буйно, возбуждённо подскакивает на месте
УМНЫЙ МОЗГ: Я бог образования и бич темнейшего незнания!!!

       Действие седьмое

На сцену выходит великий и ужасный Умный Мозг, беспардонно волоча за собою чьи-то трупы.

УМНЫЙ МОЗГ: Ну что, ребятушки, отвоевались вы, хана!
       Козлятушки, поперли напролом какого-то рожна!
       Головушки полопались от перегрузу -
       Кто ж вынесет учебы тяжкую обузу?!
явление всех, кроме упомянутых в пятом действии
НАПОЛЕОН: А, мерзкий дух ученья! С тобой, безжалостным, одно мученье!
ОБЕРСТ: Образованья вонь и смрад! Оставь в покое нас, упрямый гад!
УМНЫЙ МОЗГ: Вас заключу в свои сейчас обьятья, в мучениях издохнете зараз - в несчастии собратья!
ГУМБА первый: Ты, ё!!! Попались! Где нам теперь спасения искать?
ГУМБА второй : Говорил ведь - надо водку жрать!
ГУМБА третий : От паники я стал без умолку икать …
УМНЫЙ МОЗГ : Особо буду я любить того, кто в знаниях добился уж всего!!!
ГУМБА второй :Чего?!
ЗАЁЦ : Ой, мамочка! Нежданно грянула беда! В апатию впадаю, и похоже - навсегда!
РАССОЛЬНИК: Заметьте, ведь у барышень наверняка есть избавленья путь.
ОЛЬГА: Забудь. Пшол прочь, ты вредный.
РАССОЛЬНИК: Не заслужил такого обращения; отнюдь… Позвольте напоследок ручку целовнуть?
УМНЫЙ МОЗГ: Ничтожные! Мне жалко вас, студентов!
       Так не хватает кой-каких ингридиентов
       В мозгах ленивых ваших иногда!
       Поближе к сессии поправим - не беда!
       Увидите, как много в знаньях предстоит!
       Пытливый трудности все победит!
ГУМБА первый: Чего он там мудреное твердит? С меня уж крыша, бедная, летит!
ГУМБА второй: Во, блин, раз-так и пере-так!!! В мозгах моих сплошной бардак!
РАССОЛЬНИК : Ха-ха, бардак!!! Что ж так?
НАПОЛЕОН : (Мозгу) Мы будем биться, ты, злодей, несущий муки!
       Великих так не остановишь об гранит науки!
УМНЫЙ МОЗГ: Я потираю в предвкушеньи битвы руки!!!
ОБЕРСТ: Желаний нет и сил месить его смрадную тушу.
       И вовсе перед бездною развёрстою не трушу!
       Банально гибну я в корпениях над книгой,
       А небеса прельщают участью великой!!!
НАПОЛЕОН: Вставай, солдат, держись, дерись!
       Ты ж, Умный Мозг, скорей угомонись!

Сцена исчезает с треском в облаках дыма. Слышны проклятия, вопли, жуткий гул.

       
       Действие восьмое
       
Среди лежащих вповалку безжизненных тел появляются трезвые Ёксель и Моксель. Осматриваются.

МОКСЕЛЬ: Чё, вечеринка кончилась? А какого тут так напотели?! …
ЁКСЕЛЬ (шмыгает носом).
МОКСЕЛЬ: Брательник, мы вчера с Есениным пили или не пили?!
ЁКСЕЛЬ: Точно; квасили. Слушай, а где Шмара?


       занавес.
25.12.96 -27.09.98