Новые истории тьмы и света

Никита Мисюров
       

       ОТ АВТОРА

Данный цикл рассказов был написан мною очень давно, в 1991 - 1993 годах и был тесно связан с тогдашней моей школьно-студенческой научно-исследовательской работой на тему ’’ Тёмные Силы в древней и средневековой китайской литературе ’’. По сути, это не что иное, как подражание фантастическим рассказам Пу Сунлина ( 1640 - 1715 ), замечательного китайского писателя. Заверю, что ни один сюжет, однако, мною оттуда не позаимствован и никакой особой востоковедческой эрудиции читателю не потребуется. Основные действующие лица - лисицы-оборотни, бесы, духи, животные, люди.

       Совет мудреца
       Чжан Пэй, читая ’’ Вёсны и Осени ’’ Конфуция, решил, что он стал очень мудр, и всем об этом поведал. Весть дошла и до Хань Мо. Хань Мо, по природе своей скупец, надумал обратиться к Чжану за советом, как можно сказочно разбогатеть. Чжан Пэй, заведомо желая надуть скупердяя, сказал ему : ’’ Будешь ты чрезмерно богат, если выбросишь всё, что цветом будто лилия на горе Луньшань. Но сначала заплати 30 лянов серебром, и тогда я поведаю, что это.’’ Хань Мо, придя домой, начал беспорядочно выкидывать всё желтое. Наконец он утомился и пошел к мудрецу. И немного поторговавшись, дал ему 25 лянов. Тот сказал : ’’ Выкинь сгнившие тыквы, забравшись на гору Цузихэ, что в государстве Чу.’’ Хань Мо, решив, что он неимоверно разорится, добираясь туда, по пришествии домой изрубил злобно все тыквы. Чжан Пэй внимательно разглядел слитки, данные ему Хань Мо, и увидел, что это олово. Разозлился и в гневе стал читать ’’ Комментарий Цзю ’’. И пришел к выводу, что он глупец.

       Лис крадёт серебро

       Ли Инь был поначалу очень богат и хранил все слитки серебра в сундуке. Но во времена ’’ Сюй ’’ случился в доме пожар, стали золу разгребать - пропали деньги. Ли остался беден. Пришлось наниматься в работники - убирать ячмень на уездных полях. Как-то принесла Ли Иню жена обед в поле. Сел он в тенёк, глядь, рядом, среди ячменя холмик. Присмотрелся - а это не холм, а какой-то зверёк на задних лапах стоит и держит что-то сверкающее. Ли Инь кинул мотыгой. Тварь упала. Ли подбежал, а это лиса. И вокруг слитки серебра, лянов 30. Рассмотрел он слитки и увидел на них свою печать. Понял Ли Инь, что лиса дом подожгла, а всё серебро утащила. Пнул Ли ногой тварь - дохлая. Разбогател опять Ли Инь, обзавёлся новым домом.

       

       Бес - пьяница
       
       Вань Бэ был охоч до вина. Как наступает время четвёртой стражи, берёт шэн вина и чашку с мясом , напивается и засыпает. Так, как-то напившись, Вань лёг спать. Чувствует сквозь сон, кто-то остатки вина допивает из чарки и скверный дух источает. Вань, решив поймать наглеца, прыгнул на него, накрыл одеялом да так и захрапел. Проснулся поутру, глядь, а под одеялом один лист гаоляна ( грубое просо ). Думая, что существо убежало, Вань Бэ выбросил лист. Но не оставил надежду изловить того, кто пил его вино. Приготовил выпивки целый жбан, но сам пить не стал. Как наступила пятая стража, лёг он в кровать и затаился. Явился гость. Вань Бэ, не долго думая, вскочил, выхватил нож и пырнул наугад. Раздался звериный вопль. Вань зажег светильник, присмотрелся - то полулисица-полуобезьяна. Люди такую тварь называли ’’ бесом ручья Шань ’’.

       Он думает

       В окружении князя Цаня был Ци Шэй. Князь ещё не знал, какой он человек, предан ли он государю и действительно ли он так мудр, как сказывают. Вот однажды слуга доложил князю, что пришел бедный человек просить денег и риса. Князь послал Ци, чтобы тот дал бедняку немного денег. Но как только Ци увидел ’’ бедняка ’’, то сразу же признал в нём местного скупца Пу Линцзю. Ци приказал дать ему тридцать палок, приметив невдалеке его слуг. Вернувшись, Ци Шэй сообщил, что пока он думал, сколько дать бедняку, тот ’’ разбогател ’’ и Ци приказал выдать богачу 30 ударов. Князь Цань подивился ответу и решил, что Ци, очевидно, имел ввиду слуг. Таким образом Цань, удостоверившись в находчивости Шэя, оставил его при себе.

       Злой бес
 
       Студент Гао надумал нарисовать портрет красавицы Лю. Он рисовал шесть дней напролёт. Закончил портрет Гао поздно ночью, в третью стражу. В изнеможении повалился спать, даже не погасив светильник. Потом, сквозь дремоту чувствует : кто-то толкает его. Проснулся, смотрит - какая-то красотка лежит рядом. Гао пригляделся, а это красавица Лю. Бросил взгляд на портрет - оказалось, там пустота! Испугавшись злого наваждения, студент толкнул на беса светильник, она и вспыхнула. Появилась-то она из холста. Дом сгорел.

       

       Изучил
 
       Би Цзинь изучил ’’ Искусство пальца Будды ’’. Бывало, возьмёт бревно, ударит пальцем - и прошибает насквозь. Или так - положит камень на ладонь, подкинет, и в воздухе пальцем вдребезги разнесёт.
       Однажды шел Би по базару, увидел быка - тык пальцем в голову ему. Убил. Пришлось платить.
       
       Существо боится винного духа
       
       Оказалось, что в доме Ма Сяня, во времена правления государя Ю-ди, завелась некая тварь. Кто та тварь никто понять не мог, но домочадцы сильно страдали от её бесовских выходок, так как существо имело обыкновение рисовать разные каракули на стенах и расшвыривать вещи. Причём повторялось это довольно часто. Никак изловить и подстеречь эту тварь не удавалось, потому как она не показывалась людям на глаза и была невидима. Ма Сянь пробовал приглашать заклинателей, но ничего не помогло : существо, не известно откуда, обдало пришедших зловонием и кинуло пригорошню набранных в отхожем месте нечистот. Заклинатели, глубоко оскорбившись, ушли не с чем. Правда, нечисть некоторое время вела себя спокойно.
       В те времена в округе очутился бродячий даос ( монах ) Лунь Чжи. Поговаривали, будто он умел изгонять всякую бесовщину и оборотней. Проходя мимо двора Ма Сяня, даос получил приглашение зайти. Ма стал одаривать гостя вином и слёзно просил избавить дом от твари. Даос хмыкнул, потребовал целый кувшин вина и уселся посреди двора. Напившись до ужасного состояния, монах стал петь песни и покачиваться из стороны в сторону. Хозяева недоумевали. Тут произошло нечто : существо, появившись, стремительно метнулось мимо сидящего Луня к воротам. С виду оно напоминало суслика, только красно-бордового цвета и с перепончатым гребнем на спине. Даос мгновенно бросился на тварь и накрыл её полой своего халата. Тварь скрипуче взвизгнула. Лунь Чжи, обдавая всё в округе винным запахом и ухмыляясь без причины, затолкал пойманное существо в свою котомку и ушел со двора. А куда - неизвестно. Потом говорили, что бес тот не выносил винного духа и именовался Красный Писчий.