Эффект воздушного шарика

Сташка Гринич
Эффект воздушного шарика

Сашка распилил глобус! Два полукруга поверхности шара со сходством контуров и соотношений земных площадей валялись на цветистой скатерти, отсвечивая пустотой. Когда-то в детстве я также испуганно и обиженно смотрела на расколотую голову пластмассовой куклы. Только оттуда выпирало приспособление для кукольных глаз – моя Илонка с его помощью моргала! Здесь абсолютно пусто – глобусу нет нужды выглядеть живым. Однако сердце задрожало. Вечно этот Сашка лезет, куда его не просят!
--Что за мальчишеские замашки?! – взялась я за брата. – Саша, скажи, зачем тебе сдался глобус? Он в нашей семье, как реликвия. Как память про школьные годы нашего прадеда…. Сейчас глобусы делают из других материалов, ты же знаешь.
--Конечно, сестричка! Мне все известно, но мне хотелось заглянуть, что же там внутри. Ну, как наши предки представляли строение Земли…
Сашка начал оправдываться. Если честно, остальное я пропустила мимо ушей. Мне так жаль было этого глобуса на подставке, которая вверху эффектно обрисовывала экватор!
--О строении Земли ты мог бы прочитать. Необязательно постигать знания с помощью пилы, когда существует международная электронная библиотека.
Сашка покраснел. Видно, он не собирался со мной соглашаться.
--Я склею глобус, - промолвил, бросив на меня косой взгляд исподлобья. Потом подцепил пальцами одной руки земные полушария и закрылся в своей комнате.
Мне предстоял сложный день. Дел накопилось по горло. Да и на каком, скажите, заводе мало работы? Еще около двух часов после окончания смены я бегала по магазинам, зашла в банк, в налоговую инспекцию. Словом, домой возвратилась темной ночью, кое-как перекусила и зарылась спать, уставшая до «не могу». Казалось, кто-то высосал из меня энергию, да так, что не хватало сил закрыть глаза, а не то, чтобы о чем-то рассуждать. Глаза болели и слезились, может, от работы, может, от мартовского солнца, набиравшего силу с каждым днем. Я вытерла глаза пододеяльником. Раз-второй…. Затем уткнулась лицом в подушку, и, не обращая внимания на слезы, успокоилась. Хорошо, что завтра выходной!
Тогда и подумалось: весна – самое приятное, пара первой листвы. Утро и застало меня в клейкой листве каких-то обрывков: будто Африка болталась на ветру неровной бумажкой с глобуса, вот-вот намеревалась вылететь через открытое окно Антарктида…. Ох, Сашка с его придумкой! И не выходит же с моей головы этот несчастный глобус!
Я открыла глаза и побледнела. Напротив меня сидела…я и листала женский журнал «Эльф», который приобрела вчера из-за броского заголовка «Обыкновенные несовпадения произойдут в полночь!»
--Что, так и будем молчать? – спросила Она-Я.
--Ты кто?
Я никак не могла понять, неужели можно увидеть себя да еще разговаривать похожими голосами! Когда у меня тонкий, чуть ли не детский голосок…. Гм…
--Тебе же повезло поприветствовать себя лично. Зачем удивляться? Не верить, подозревать в розыгрыше? Лучше давай ближе познакомимся. Вероятно, вместо утренней пробежки по стадиону сегодня организуем прогулку по городу?
Отвечать на вопрос я не собиралась. Вскочила с койки, быстренько ее застелила. Потом несмело предложила гостье пойти на кухню и выпить чая. Та отказалась, дескать, предпочитает кофе, и вообще утренние мои дела ее не касаются.
--Как же?! – не сдержалась я. – Разве ж ты – копия? Я – это я! У меня свои привычки, черты характера. И лицо, и прическа, и вот – свои дела...
--Неужто? – прищурила глаза Она-Я.
--Да ты просто…. Да ты…
Что сказать, я так и не придумала. Только чувствовала, как волна раздражения перехлестывает через край. «Вернусь с кухни, - подумала я, - проснусь, как следует. И это наваждение исчезнет!» Едва взялась за посуду, брошенную немытой со вчерашнего дня, как в дверном проеме возникла фигура Сашки. Мой худой и высокий братец сунулся со своей комнаты в ванную.
--Санька! Сань! – зашептала я. – Быстрее! Спросить надо!
--Спрашивай! – пробасил Санька.
Я аж руками замахала. Кто просит реветь на всю квартиру?!
--Ты не видел в зале…меня? – мой вопрос моментально вывел брата с полусонного состояния. Какая-то радость промелькнула в Сашкином взгляде. Факт, Сашка обрадовался! И бросился ко мне:
--Ты точно, натурально, в своем воплощении?! Отлично! Родненькая сестренка! Ты лучшая в мире! Сейчас есть убежденность…. Стой! А где она? Ты…. Ой, совсем запутался! Говори! Не молчи только! Где ты видела свое подобие, во сколько времени, при каких обстоятельствах…
Я не дала Сашке договорить. Вообще-то Она-Я сидела в зале и слышала наш разговор. Я схватила брата за руку и потянула его из кухни – знакомиться. В зале было пусто! На кресле валялся раскрытый журнал…
--Сашенька, она только что была тут! Может, куда вышла?
Брат быстренько подбежал к окну и закричал:
--Смотри! Вон! Смотри, ты идешь по тротуару. Беги, прошу, догони ее! Если не согласиться вернуться, то хоть поговори с ней. Ты сама не понимаешь, насколько это важно!
Ого! Конечно! Важнее не бывает, чем ввести в обиду себя самую, а потом лететь вдогонку…
Я догнала ее. Попросила прощения. Она-Я не обращала на меня никакого внимания. Мы уже входили в парк, когда я, наконец, не выдержала:
--Понимаю, - сказала я, - мы с тобой хорошие штучки. И обижаться умеем одинаково. И вот… слышать ни о чем не желаем. А ведь такие встречи в жизни невозможны. Может, галлюцинации?
--Нет, все абсолютно реально, - ответила Она-Я. – Правда, совсем ненадолго.
--Почему?
Она-Я посмотрела на солнце и ее глаза заслезились. Мы засмеялись, потому что также происходило и со мной.
--Знаешь, скоро все уладится. Вернется обыденность – и не допустит никаких расхождений и несовпадений.
--Ты вычитала это в «Эльфе»?
--Я так чувствую. А если женские журналы подхватились объяснять глобальные перемены, то это значит, что произошло, на самом деле, что-то чрезвычайное.
Мне сделалось немного грустно. Я не интересовалась, каким днем живу, не помнила чисел, не читала газет и журналов, не слушала последних новостей и сплетен. Казалось, сплетен – несчетное количество, и они портят настроение, отбирают желание заниматься делами.
--Ты считаешь, правда – это не настойчивое убеждение в собственных силах? – спросила я.
Она-Я внимательно посмотрела мне в глаза. Затем произнесла:
--У нас не осталось времени на рассуждения. Поэтому слушай и не задавай вопросов. Наша планета населена людьми много тысячелетий. Люди пользовались ее благами, строили фабрики и заводы, изобретали опытным путем элементы, которые не существуют в природе. Науки, как комары, тянули кровь с тела планеты и описывали ее в трактатах. Изучались атмосфера, биосфера, ноосфера. Земные кладовые природных запасов давали возможности существовать производству. Описывалось строение Земли ради людской уверенности в надежности земного дома. А Земля в результате оказалась внутри абсолютно пустой. Ни ядра, ни магмы – ничего! Одно – научные предположения, которые невозможно проверить, второе – результат жизнедеятельности человека.
Воодушевленная красноречием Она-Я заявила, что за Солнцем существовала планета-двойник, такая же Земля. Ее мы видеть не могли, как не видим человека за своей спиной и предмета, спрятанного за предмет. Двойник притянул Землю. С чудовищной скоростью она обогнула Солнце и наложилась на новую поверхность. Через 2500 миллиардов лет повторится то же самое, потому что именно столько времени требуется для обновления внутри Земли того, что люди называют полезными ископаемыми.
Ее рассуждения выглядели убедительно. Однако мне показалось: не все они объясняют. Когда Она-Я замолчала, я поинтересовалась:
--Но почему так получилось?
--Это эффект воздушного шарика, - заявила Она-Я.
--Что такое эффект воздушного шарика?
--Я так называю, - произнесла Она-Я. – Воображение подкидывает сравнения. Воздушный шарик, если его надуть и не завязать, неповторим в своем полете. Припомни, когда-то еще Ньютон высказал предположение, что Земля не совершенный шар, а тело, сплюснутое около полюсов. На протяжении столетий было установлено это, а спутниковая геодезия принесла сенсацию – Земля имеет грушевидную форму. Вот груша и сделалась пустотелой, чтобы превратиться в подобие воздушного шарика. И полетела, чтобы продолжать существование. Все, между прочим, остается незаметным для людей…
--Ты в это, на самом деле, веришь?
--Не верю, а знаю, - сказала Она-Я. - Иначе мы с тобой не встретились бы. Кстати, нам пора торопиться…
Я хорошо помню: она взяла меня за руку, когда мы переступали порог квартиры…. Комната расплывается…. Что было после воссоздать невозможно. Скорее всего, я потеряла сознание.
…Я лежала в зале на диване. Рядом со мной сидел Сашка.
--Саш, ты настоящий? – вымолвилось, наконец, с большим трудом.
--Это я. Не волнуйся, сестренка. У тебя нервное перенапряжение. Отдохни, полежи. Прорвемся!
Сашка накапал в ложку каких-то капель, поднял мою голову, чтобы помочь их выпить. Но я решительно отвела его руку в сторону. На столе – один в один – стоял целенький глобус!
--Сашка! Зачем ты склеил глобус?! – закричала я.
А Сашка, удивленный, даже пораженный моим вопросом, встал с дивана и тихо сказал:
--Сестренка, миленькая моя, я не дотрагивался до этого глобуса. Он является семейной реликвией. Что ты придумала?
--И ты не пилил его на части, чтобы узнать…
--Что «узнать» с макета? Спи, моя хорошая, набирайся сил. Хорошо, что завтра выходной день!
--А сегодня не было выходного?
--Ты сама недавно пришла с работы. Забыла?
Я пожала брату руку. И он пошел в свою комнату. Вероятно, до утра будет биться над своей новой физической теорией. Да, мой Сашка – доктор физико-математических наук.

Добавлю еще только одно. Бывает, я вспоминаю саму себя. Обвинять в чем-то и обижать отучилась. Теперь я не живу жизнью муравья, и мир не прячется от меня с его чудесами. Очень люблю бывать на природе. Не перестаю поражаться ее преображениям.
А про тот, выпавший из обыкновенного календаря день, я так никому и не рассказала. Почему-то все ищу несовпадения, близкие тем, в которых в тот «несуществующий» день оказались мы с братом…