7 ступеней освоения культуры - и мы

Солнца Г.И.
       
      
Эпиграф « Безусловно – человечество слышало о правилах вежливости, но только Человек – знает и использует их, в своей жизни».

     Слово культурный очень распространено в обиходе, однако, при просьбе дать его определение, т.е. объяснить какое содержание вкладывается в этот термин, большинство лишь снисходительно улыбаются, считая это само собой разумеющимся.

    Но действительно ли это понятно каждому?

     Уточнение степени понимания слов культурный показывает, что присвоение «этого титула» человеку осуществляется при наличии лишь ограниченного набора внешних признаков (опознавательных знаков). Эти знаки обозначают даже не «лицо», а только приблизительно-небрежную «маску культурного человека».

     «Маска» в социуме настолько неопровержима, что стоит ее только «присвоить», как обладатель автоматически включается в разряд чуть ли не «деятелей культуры», а любое произнесенное им, даже бессвязное слово или бессмысленное деяние считается следствием «культурности». Проявления эти цементируются в сознании большинства настолько, что опровергать их - считается результатом бескультурья. Интересно, что в случае, если носитель опознавательных знаков чем-то вызывает сомнение, то раздражение направляется не на человека как мистификатора, а на то, что своим поведением он позорит опознавательные знаки.

    Частными примерами такой «культурности» одно время были герои Салтыкова-Щедрина (с «любовью» к непонятным словам), затем М. Зощенко, где опознавательными знаками служили - очки, шляпа, галстук и, конечно, использование слов непонятных для окружающих.

     Современники более близких нам времен указывают, что этот набор должен был сочетаться с золотыми зубами, но, вследствие особой «притягательности», они как символ, перекочевали через сферы распределения к уголовным элементам, где постепенно приобрели самостоятельное значение (фикса, как фишка).
    
     Со временем произошла некоторая смена опознавательных знаков.

    Очки сменились обязательностью курения, потребления алкоголя, наркотиков разных видов и доз или наличием небольшого, но нескромного набора извращений.

Шляпа трансформировалась в костюм с лейблом и золотыми цепями. Дополнительно появилась необходимость иметь какой-нибудь сертификат о присутствии на лекциях или престижную операцию на каких-нибудь маловажных органах, типа, шунтирования сердца, но - за рубежом.
    
     Особенно следует подчеркнуть - способность применения непонятных многим слов, но перемежающихся известным набором мата, осталась знаком устойчивым и приобрела наибольшую притягательность.

     И наша жизнь незаметно, но устойчиво уподобилась маскараду. Вереница действующих лиц - и практически все в масках. Кто под ними на самом деле, приходится лишь догадываться. Только по косвенным признакам – по выкрикам, по интонациям, по манере поведения и другим...
     То, что «стоящее пред тобой» (даже не «ощипанный петух») опирается на две ноги и ловко туда-сюда перемещается, не всегда гарантирует наличие под масками человека. Порой, особенно в экстремальных ситуациях - когда вдруг маска на миг приоткрывается, наступает оцепенение от Нечто, проявившегося в глазах или от нечеловеческого выражения на, якобы, человеческом лице….

     Сказки свидетельствуют о том, что героям всегда кто-то помогает отличать человека от иных, чужих. Но помощь или подсказки СВОИХ из мира действительности оказывалась только Человеку - при наличии у него отзывчивости, т.е. сердечности и здоровых, т.е. естественных ощущений.
 Потеря отзывчивости, притупленные ощущения, зацикливание на эгоцентризме, увеличивали  склонность к ошибкам и тогда, человек начинает бессмысленно отталкивать не только чужого, но и своего – человека. Сегодня оказалось так, что человек, затягиваемый в виртуальный мир цивилизационных хитростей, оказался там один на один - с миром. Он оказался в роли сказочных антигероев, когда ему некому подсказывать, да, он никого и не слушает.

     Почему столь простые маски так распространены и привлекательны?

     Такая простота устраивает тех, кому маска позволяет без усилий и быстро – само утверждаться.

     Маска создает ощущение состояния «простоты ночи», где все одинаково серы и нет необходимости что-то осваивать или - просто изображать. Для поддержания «естественности неестественности», «владельцами масок» искусно создается атмосфера, в которой не всем, а точнее всем - было бы непонятно, что опознавательные знаки, как таковые, должны существовать лишь в совокупности с сущностью, которую опознают.

     Как достигается такая атмосфера?
     Во-первых, созданием чувства неуверенности у человека без маски перед пророческой мудростью маски, устанавливающей в социуме систему взаимоотношений взрослых, родителей и детей.
     Взрослых сегодня мало - поэтому их присутствие неприметно. Основная масса это родители и дети. Понятно, что дети мало знают о мире - в силу этого доверяют не тому, что есть, а тому, что им говорят родители. Трудно не согласиться с тем, что только младенческое сознание может позволить знакам быть самостоятельными – в отрыве от сущности. Вспомните себя в детстве - стоило надеть какую-нибудь игрушечную атрибутику и Вы уже генерал или родитель множества детей и ситуация не кажется вам смешной.

     Во-вторых, созданием туманной, т.е. неконкретной обстановки в настоящем, при одновременном охаивании прошлого и восхвалении «сияющего будущего». Туман создается тем, что в настоящем не позволяется осознавать и конкретно оценивать происходящее.
Любое стремление тех, кто хочет направить свое внимание сюда и сейчас и конкретизировать происходящее, отвлекается и распыляется. Взамен сейчас - предоставляется возможность участвовать в создании очередной фантасмагории, но с условием достижения «баснословного эффекта» - завтра и не в строго определенном месте. В такой ситуации всех вовлекают в бесконечную беготню, подобную игре в жмурки, но когда у всех участников завязаны глаза и они искусно лишены возможности кого-либо или что-либо поймать. С восторгом, отдавая «волшебникам в масках» последнюю энергию, так необходимую для устроения и развития личной жизни, «бедные дети» смиренно покоряются необходимости облизывать «пустые блюда сейчас» в несбыточной надежде получить полноценную пищу, но - завтра.
     К сожалению, такое смирение – не признак истинности, а плод искушения, ускоренно проявляющий и укрепляющий глупость, с послевкусием – скорбь, уныние и скука.

     В чем секрет эффективности такого явного, постоянно повторяющегося и безответственного «волшебства»? Прежде всего, в нежелании, а чаще, в постоянно поддерживаемом в человеке «неумении» прикладывать личные усилия для достижения своего благосостояния и благополучия здесь и сейчас.
Неумение формируется и поддерживается, так называемой «простотой душевной» - заквашенной на алчности.

     В-третьих, созданием путаницы в терминологии. В таком положении человек теряет последнюю возможность конкретно оценить происходящее, а нарушающееся человеческое взаимопонимание не позволяет направлять энергию в нужном, т.е. естественном направлении не только для многих, но и - лично. При этом людям внушают, что ОНИ ВСЁ ПОНИМАЮТ!!! - для того, чтобы человек бесконтрольно усваивал подсовываемую извне информацию и считал, что - она важная.

     Всё же, а, что такое - культурный?

     Рассмотрение многочисленной литературы показывает, что рост и развитие человека постоянно протекают в условиях совершенствования при освоении семи условных ступеней или уровней организации культуры (темнота, дикость, цивилизованность, образованность, аналитичность, синтетичность, интеллигентность).
     Дополнительным пояснением термина человек культуры и культурный человек может послужить аналогия с лестницей, которая ведет в дом. Идя по лестнице (взрослея), человек может только сказать, что он идет к дому, хотя лестница и принадлежит дому, но дома он окажется, только поднявшись по всем ступеням лестницы. За исключением тех, кто какую-либо из ступенек воспринял как конечный пункт или не смог осилить в результате ряда объективных причин.

     Какой ступени организации культуры достигнет человек, будет зависеть от степени освоения им законов развития трех основных миров, с которыми человек взаимосвязан неразрывно (
1. законы внутреннего мира человека (развитие внутреннего человека.
2. законы социума.
3. законы мира).

     Хочется повторить мысль, что каждый, взрослея, пребывает на разных ступенях развития. За счёт впитывания условий, событий и внутренних сигналов, человек по разному подстраивает и перестраивает свою психику для жизни в обществе.

     Можно констатировать, что сегодня мало кто доходит «до дома», но программу себе представлять – должен.
     Рассмотрим, как на разных ступенях формируются взаимоотношения человека.

     1 ступень - ТЕМНОТА.

     Человек - не отделяет процессы внутреннего мира от предметного и природного миров. Он слит с ними неразрывно и неосознанно, а отсутствие достаточной информации об известных большинству правил, законов и причинно-следственных связей происходящего приводит к тому, что основным критерием оценки явлений и событий служит ограниченный личный опыт.
     Суженая сфера знания и сознания человека порождает младенческое поведение, полностью зависящее от окружения. Поскольку нет объективных сознательных точек зрения, то - могут впитаться любые близлежащие. Подспудное влечение к беспредельному своеволию, естественно ограничивается со стороны окружения, что приводит к непониманию происходящего и развитию у темного бесконечного страха.
     Страх преодолевается чаще всего не приобретением знаний, а за счет развития вредных привычек или одевания маски культурности.

     Человек, не воспринимающий,  таит в себе нечто опасное и пугающее, и может быть чрезвычайно опасен для других. У него развивается тенденция к нападению и уничтожению всего, чего он не понимает. Подобным образом он склонен поступать и из чувства простого любопытства.

     В нём отсутствуют способности к критическому анализу, поэтому он нуждается в указаниях и руководстве. Непонимание и оттого неприятие внешнего мира, зачастую приводит к тому, что действия и поступки его отличаются такой беспомощностью и замешательством, что он предпочитает тюремное заключение.

     Он подобен большому младенцу с неконтролируемыми мыслями и эмоциями. Как младенец он может сунуть в рот и пробовать все то, что попадает ему в руки.
Что будет, если убить и расчленить человека? На подобный вопрос такой человек нередко ответит: «Давайте посмотрим. Может быть, интересно будет даже попробовать его на вкус». Так, в подобной ситуации действует каннибал.

     «Такой» обычно не знает, почему он поступает так, а не иначе. На вопрос судьи: «Почему вы убили эту семью?» или «Почему вы обокрали этот ларёк?», он чаще всего отвечает: «Не знаю. Просто так. Так получилось». Его мышление грубое и конкретное, а если развивается воображение, то в ущерб разуму, чем усиливается расположенность к гипнотическому воздействию. Он ищет удовольствий при избегании боли, но поскольку в действиях управляем инстинктивными, чаще злобными, эмоциями: гнев, влечение и страх…, то другим причиняет боль - без промедления.

     Это - невольник инстинктов, которого сопровождает тупость, сходная с кретинизмом.

     Главной ценностью «тёмного» становится желание «выжить - прежде всего», поэтому едят потому, что это необходимо для жизни, но требуют пищу «мне – первому!».
Половая близость основана только на биологическом влечении.

     Воспринимает окружающих исключительно как средство для достижения собственных целей.
При общении отводит взгляд. Искренних привязанностей не испытывает. Обычно склонен к выполнению простой, чаще всего рутинной работы, т.к. без руководства часто попадает в затруднительное положение. При отсутствии надлежащего контроля проявляет преступные наклонности.

     Такой «человек», плохо соображающий или питающийся иллюзиями, является идеальным образцом, пригодным для тоталитарных режимов и сект разных мастей и направлений. Зачастую оказывается вовлеченным в основанные на суеверном страхе действа, такие, как черная магия и поклонение дьяволу (всё равно белый или чёрный сатанизм). Такого очаровывает смерть, и он часто убивает животных (даже людей) из простого любопытства.

     Неконтролируемо интересуется пытками людей и животных.
     «Такой», с виду безвредный и вполне лояльный, но это из таких набирают и прорастают, так называемые, каннибалы, палачи и преступники с психическими отклонениями, поклонники сатанинских культов с жертвоприношениями, и др. извращений.

     Принято было считать, что в России таких, якобы, нет, но СМИ показывают, что ряды их, особенно в последний период развития страны, пополняется с непредсказуемой скоростью.

     Состояние темноты не следует путать, отождествляя, с невежеством.

     Темного - можно просветить, т.к. при соответствующих условиях некоторые изменяются.

     Невежество – это состояние застывания, которое может охватить человека на любой из рассматриваемых ступеней культуры – как результат достижения границ его потенциальных возможностей или потери личной силы и невозможности преодолеть страх перед усилиями.

     2 ступень - ДИКОСТЬ.

     Человек отделяет внутренний мир и превозносит его значение над окружающим и природным мирами. В условиях, когда разум подчинен эмоциям и ощущениям, энергия человека направляется исключительно на индивидуальное выживание. Поскольку связь с мирами слабая, то поступающая информация с трудом переходит в личное знание.
Человек как бы теряется во внешнем мире, который ощущается им большим и враждебно-чуждым. Испытывая безотчетный страх перед огромным внешним миром И ПОТОМУ «такой» предпочитает свое сообщество.

     Как результат психологической защиты от чуждого внешнего мира у «такого» возникает пренебрежение к познанию законов развития и взаимосвязи трех миров, и он полностью поддается иллюзии господства его внутреннего мира (в основном, только инстинкты) над окружением.

     Увеличение зависимости от внутреннего мира обостряет неустойчивость, которая проявляется в хаотическом поведении, непредсказуемом окружающими. Между «таким» и другими существует непонимание и незначительные контакты. Главной ценностью для такого становится - он сам. Для повышения своей ценности он пытается унизить окружающее. Желание унижать и насиловать становится частью душевной структуры и формирует образ жизни.

     Индивидуальные точки зрения, перерождаясь в самомнение, усиливают пренебрежение интересами других, в результате чего энергия направляется на совершение действий, наносящих ущерб окружающим или на разрушение материальных и духовных ценностей, с целью доказать собственную значимость.
     Дикость является почвой для порождения - асоциальных типов.

      В то же время, дикий хочет быть на кого-то похожим - иметь такую же машину, носить такую же одежду и есть ту же пищу, что и его кумиры. Ему нравится безопасность, доставляемая знакомой пищей и похожим на него - окружением.

     Он испытывает слепую приверженность установившимся предубеждениям против внушающих опасения «других», выглядящих и поступающих «не так». Оказавшись вне привычного окружения, испытывает замешательство, забывает и о своих правилах и нормах поведения, зачастую поступая совершенно непредсказуемым образом.

     Дикий, часто прилежен и тщательно придерживается полученных инструкций, особенно при выполнении привычных заданий. Но, следуя букве закона, он не понимает его сути, поэтому избегает всего, что требует независимого, нетрадиционного мышления, стремясь следовать мыслям стоящего над ним авторитета, не задавая при этом лишних вопросов.

     «Я всего лишь исполнял приказ, расстреливая демонстрантов». Он испытывает замешательство, сталкиваясь с идеями, отличными от тех, на которых он воспитывался.

     «Что плохого в невольничестве? Ведь так было всегда».

     Отличается парадоксальностью суждений, среди которых «возлюби ближнего своего» мирно уживается с обещанием «я тебя в порошок сотру». Мышление в высшей степени негибкое и ортодоксальное. Мыслит категориями «хорошо» и «плохо», «правильно и неправильно», с непониманием их сути.

     Сталкиваясь с отличающимися, от собственных - верованиями, традициями и обычаями, неизменно воспринимает как «плохие», а новые мысли - пугают и вызывают подозрения, как несущие явное или скрытое «зло», от чего следует поскорее избавиться.
Логика обычно основывается только на эмоциональных привязанностях, которые маскируются под мысли или идеи.

     Внимание в основном направлено на усилия по изучению правил и их проверку. Они, не анализируя, воспринимают нормы, правила и указания всего, что является для них авторитетом, будь то Библия, начальник по работе, министр, лечащий врач, милиционер, главнокомандующий или политический деятель. Однако он столь же быстро готов разрушить воспринятые правила и подвергнуть свои авторитеты бескомпромиссной проверке. Провозглашая законность, очень легко ее разрушает и становится на путь преступления: берущий взятку милиционер; присваивающий выделенные на социальные нужды деньги министр финансов или здоровья; коррумпированный чиновник. При этом он обычно не берёт ответственность за совершаемые преступления и пытается переложить вину на обстоятельства.

     «Черт попутал», - типичный для него ответ в подобной ситуации.

     «Дикому» нравится быть «большой рыбой» в маленьком озере. Он предпочитает вести жизнь в пределах привычных представлений замкнутой системы (клуб, церковь, общественная группа, партия). Он стремится предотвратить любые перемены или реформы и, скорее, склонен перевести стрелки часов назад, «к добрым старым временам». Он может быть незаменим при выполнении определенного рода работ, но не способен к творческому мышлению. Наиболее подходит для бюрократической сферы деятельности.

     Беспрекословно воспринимает ценности, преподнесенные признанными авторитетами: «Если согрешишь - попадешь в ад». Наказание неизбежно. Он почитает власть, но лишь потому, что она несет с собой наказание за проступки. Он почитает устои государства, существующий порядок и стерильную чистоту «природы», где все понятно и знакомо. Он не мучает себя вопросами и не философствует над истинным значением слова.

     Воспринимая религию как систему мер и взглядов, направленных на поддержание существующего правопорядка, он дословно воспринимает наставления служителей церкви и безжалостно бичуют еретиков. Религиозные взгляды язычников считает законным основанием для объявления им войны, инакомыслящих, или уничтожая, или обращая в свою «веру».

     Таких людей чрезвычайно страшит перспектива собственной смерти, и они делают все возможное, чтобы избежать ее или, закрыв на нее глаза, притвориться, будто подобная участь способна обойти их стороной.

     Старость пугает их, поскольку, с их точки зрения, несет с собой неустойчивость положения в жизни, немощность, болезни и полную зависимость. Интересно, что в старости они действительно зачастую становятся совершенно беспомощными и зависимыми от окружающих.

     В разговоре с трудом выдерживают прямой взгляд собеседника и часто пугаются людей, особенно если они незнакомы. Они не допускают мысли о том, что дети их могут хоть чем-то отличаться от них самих.
Они страшатся всего, что их окружает, включая и их собственное тело, рассматривая его, как нечто лежащее вне сферы их ответственности.

     Искренне стремясь «быть хорошими», они беспрекословно выполняют все указания их лечащего врача и не способны воспринять идею о том, что их чувства и мысли могут как-то повлиять на развитие болезней.

     Естественная природа у таких людей вызывает ужас, и они предпочитают видеть вокруг себя чистые мощеные улицы и строгие линии выстроившихся аккуратными рядами зданий: «Животные безопасны только в зоопарке и на ферме». Все, что их окружает, непременно должно быть тщательно вымыто и вычищено как от пыли, так и от разносящих заразу микробов.

      Половые взаимоотношения рассматривается - как выполнение супружеского долга, необходимого для продолжения рода. Эта стадия развития человека является внеполовой, и поэтому любое его половое поведение инфантильно по своей природе. Половые отношения кажутся таким людям смешным, если не непристойным занятием, и обычно остаются очень незрелыми.

     Отношения их к пище день ото дня остается неизменным, разнообразия блюд практически не требуется; при этом пищу, они предпочитают хорошенько прожаренную, и с небольшим количеством специй.

     Это - невольники эмоций, сопровождаемые глупостью, доходящей порой до идиотизма, которых можно встретить и как - фанатичных членов сект, придерживающихся строгих ортодоксальных религиозных и философских взглядов; бюрократов, коррумпированных чиновников; жителей малых отрезанных селений, рассматривающих внешний мир, как таящий в себе зло и опасность; людей, считающих, что только они и группа приближенных к ним будет сохранена и спасена во время каких бы то ни было глобальных перемен и катаклизмов; ученых, академиков и профессоров, демонстрирующих поистине парадоксальное поведение, когда разработав новый вид оружия и нервно-паралитического газа, якобы, для обеспечения мира на земле, идущих после этого в церковь; гуру и наставников, требующих (как надзиратели) полного повиновения себе и сурово наказывающих тех, кто осмелится нарушить устанавливаемые ими порядки; все ведущие образ жизни послушных баранов, делающих все, что им ГОВОРЯТ.

     3 ступень - ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ.

     Человек овладевает небольшим объемом информации об известных законах развития окружающей, природной среды и внутреннего мира и у него создается иллюзорное ощущение господства и независимости созданного человечеством предметного мира. Человек завораживается вещами предметного мира. Вещи предметного мира, КОТОРЫЕ создавались для помощи сознанию при ориентации в реальности, начинают управлять и формировать сознание. И внутренняя свобода «такого» растворяется во внешней необходимости, т.е. человек полностью поглощается ситуацией.

     При пренебрежительном отношении к природному и внутреннему мирам, цивилизованный много говорит об этом и об интересах других, но только иногда - принимает их во внимание. В то же время, цивилизованному свойственна - высокая степень зависимости от мнения группы или социума. Социум, постоянно воздействуя на эмоции, безотчетно инициирует «потребности», тем самым, способствуя превращению желания во влечения. Ум, находясь под властью неконтролируемых эмоций, направляет энергию человека на расширение и бесконечное возбуждение влечений, создавая множество теорий выгодности такого образа жизни. Развитие технического прогресса, провозглашаемой целью которого является проникновение в тайны окружающего и поиск спасения от всеобщего разрушения - приводит лишь к разрушению среды взаимодействия.

     Им нравится ходить по головам окружающих и ощущать себя победителем.

     Это лидеры, которые твердо уверены, что всегда должен быть проигравший, и - не хотят оказаться на его месте. Они делят весь мир на победителей и побежденных, сильных и слабых, богатых и бедных. Они шумны, амбициозны и «дергают за все поводья», лишь бы оказаться впереди. Зачастую во многих, используемых социумом вещах, оказываются компетентными и обладают развитым чувством дипломатичности, позволяющим им выходить без потерь из любой ситуации.
     В мыслях и эмоциях они более рациональны, чем их собратья, застывшие на более низкой ступени развития. Они знают, как пользоваться убеждением и умело преподнесенной, ловко выстроенной системой аргументов. Они знают, как избежать подводных рифов в беседе, и умеют контролировать ее течение, наперед просчитывая свои ходы.
     В них начисто отсутствуют сердце или чувство сострадания; для них все имеет свою цену. Они редко прислушиваются к голосу эмоций и обращают все свое внимание на то, что происходит «вокруг них» и обычно в общении с окружающими добиваются «своего», говоря людям именно то, что те хотят от них услышать.

     С их точки зрения, жульничество и обман для достижения успеха вполне оправданы. Жизнь для них - это сплошное соперничество и КОНКУРЕНЦИЯ, где победа очень заманчива, поэтому следование законам социума не становится нормой, а процветают воровство, убийства, несправедливость и тому подобные явления, т.к. во всем проявляется злобный дух.

     Это те – кто, проповедуют о роли воли и успеха (лидера) и следуют принципу конкуренции, т.е. выталкиванию (равных и слабых).

     Оказавшись в сложной ситуации или в затруднительном положении, они склонны решать проблему одним махом, не откладывая дело в долгий ящик. С работой предпочитают справляться самостоятельно, не обращаясь за помощью к окружающим. Обращение к кому-то за помощью заставляет их чувствовать себя побежденными. Психотерапию считают предназначенной только для лечения людей с умственными отклонениями, но уж если им все же приходится обратиться к консультанту, они выбирают себе только врача самого высокого уровня. Свои мысли и взгляды они склонны сознательно преподносить в запутанной и сложной для понимания манере, зачастую «украшая» ее жаргонными словечками («птичьим языком»), что, по их мнению, должно произвести впечатление на окружающих.

     Всё у цивилизованного - направлено на достижение победы, славы и богатства, общественного положения и власти. Победы любой ценой, когда пытаются навязать свою точку зрения собственной непоколебимой напористостью, преследованием оппонентов, запугиванием их, подтасовкой фактов, подкупом - всеми доступными им, т.е., включая и недостойные способы.

     Предпочитают славу и богатство и выше ставят внешность человека, нежели его внутреннее наполнение. Если они не богаты, им крайне важно выглядеть респектабельными и подняться по общественной лестнице посредством выгодной женитьбы или иным способом, поэтому тратят много усилий на то, чтобы иметь презентабельную внешность, ездить на представительной машине, жить в престижном квартале и вращаться во влиятельных общественных кругах. Эти люди тщательно вникают во все, с чем им приходится иметь дело и способны упорно работать, не считая времени, чтобы добиться успеха и вырваться вперед, даже за счет сокращения времени, уделяемого семье.

     Им нравится путешествовать, особенно если это каким-то образом можно связать с повышением общественного статуса. Они способны проявлять чрезвычайную гибкость в смене своих привычек, связанных с питанием и половым партнером. Иногда из чистейшего любопытства они изучают различные культурные традиции и религии. Собственные взгляды на подобные вещи они также способны изменить довольно быстро, если это обещает какую-то выгоду немедленно или определенный рост в отдаленном будущем.

     Люди на этом уровне развития ценят все, что можно сосчитать или потрогать. Их девиз примерно такой: «Отдай жизнь за то, чтобы выиграть как можно больше побрякушек». Их ценности включают в себя упорную работу ради того, чтобы любой ценой оставить окружающих далеко позади, приобретение представительной внешности (даже в ущерб внутреннему содержанию) и достижение высокой своей продуктивности, выраженной в материальном эквиваленте (деньги). Внутренняя жизнь ценности не имеет - важно лишь ее внешнее проявление.

     Эти люди могут иметь несколько точек зрения. Или: «Поскольку Бога нет, и жизнь заканчивается смертью, значит, каждый в этом мире - сам за себя». Или: «Господь любит победителей и он их прощает, стремись к победе - и он будет на твоей стороне». Или: «Есть Бог или нет - сходить в церковь никогда не помешает, да, и для бизнеса неплохо, если тебя увидят в таком месте».

     Всегда чувствуют себя неуютно, когда речь заходит о смерти, подсознательно воспринимая её как поражение, проигрыш. Они пытаются укрыться от смерти мягким ее отрицанием, таким, например, как пожелание быть похороненным где-нибудь на вершине высокого холма, откуда открывался бы живописный вид, или требование сохранить их тела такими, как при жизни. Эти люди очень озабочены своей внешностью и производимым ими впечатлением, и любой ценой стремятся выглядеть молодыми и бодрыми. Старость - это проигрыш. Залысины и седина на висках - поражение.
     Именно эти люди прибегают к пластическим операциям для поддержания иллюзии молодости.

     Свои отношения - формируют в зависимости от ситуации. «Этот муж (жена) обеспечит мне общественное положение. Этот друг будет способствовать моей карьере». Отношения с окружающими у них редко бывают равными, поскольку кто-то непременно должен быть победителем в повседневной борьбе за первенство.

     Эти люди зачастую смотрят в глаза собеседнику, но в основном с целью оказать на него давление и для придания большей убедительности своим словам.
     Если разговор переходит на предметы личного характера, зрительный контакт чаще всего прерывается.

     Природная окружающая среда с животным и растительным миром рассматривается ими как источники, подлежащие дальнейшему освоению. Природа в их понимании должна быть покоренной и подчиненной технологии, разработанной на основе человеческого ума, поэтому отношение к земле - потребительское. Они стремятся вычерпать все полезные ископаемые, получить за них кругленькую сумму и поскорее перебраться куда-нибудь в более подходящее для жизни место.

     Примерами могут быть множества обычных людей, стремящихся к тому, чтобы сколотить капиталец и оставить окружающих далеко позади (олигархи, охотники за удачей, миссионеры, большинство политиков и государственных деятелей, слои общества, нуждающиеся в наставлениях рекламы, специалисты, рассматривающие величину заработка и общественное положение как основные ценности жизни, ученые, академики и профессора с репутацией ярых сторонников своих идей, закостеневшие в очаровании выдвинутых ими теорий, гуру и духовные наставники, ищущие личной власти и полного подчинения своему контролю, многочисленные сектантские лидеры, вступающие в половые отношения со своими последователями и пользующиеся своим служебным, финансовым и иными преимуществами).

     Это - невольники эмоций, поэтому они сопровождаемые примитивной хитростью, предпочитают капиталистическую ориентацию, развязывающую им «руки» для влияния (эксплуатации) над другими.

     Таким образом, цивилизованный – это оплот и двигатель «торговли и технического прогресса».

     4 ступень - ОБРАЗОВАННОСТЬ.

     Освоение определенного объема известной информации о законах развития трех миров культуры, позволяет ориентироваться, целенаправленно прилагать усилия и управлять той или иной сферой деятельности.

     Свойственные образованности сознательные убеждения основываются лишь на исторически устоявшихся утверждениях, которые воспринимаются буквально, без восприятия их сокровенности или заведомых искажений. Рвение к получаемой информации, рождая её авторитарность, лишает человека доверия к собственным мыслям, поэтому образованность, увеличивая объем информации, незначительно развивает и практически не совершенствует человека. Ограничение своих целей только постоянным приростом информации приводит к тому, что образованный, как бы скользит по поверхности жизни. Успехи в рабочей деятельности создают почву для порождения иллюзии господства человека над внутренним, окружающим и природным мирами и независимости от них, что приводит лишь к неконтролируемому ощущению оторванности от этих миров.

     Стремление к красоте подменяется восприятием внешнего, т.е. эстетизмом. Внешнее благочестие приводит к вырождению веры, а привитое в процессе обучения и дрессировки, чувство обязанности перед социумом и окружающим миром, т.е. следование законам, при отсутствии контроля, часто не «срабатывает» и приводит к нарушениям установленного порядка.

     Они очень восприимчивы к эмоциям окружающих, т.к. отождествляют себя с другими, что значительно облегчает развитие их глубоких, продолжительных взаимоотношений. Однако эти взаимоотношения нередко и осложняются, поскольку они не всегда способны точно определить искренность и направленность питающих их чувств.
Обычная точка зрения: «Жизнь сложна и вовсе не так весела, как кажется. В мире столько несправедливости, а меня, к тому же, никто толком не понимает. Может, я действительно ненормальный, раз никто не способен принять меня и мою точку зрения. Но ведь где-то должны быть ответы на эти вопросы, и я буду искать, пока не найду их».

     У них зачастую возникают сложности с самоуважением, поскольку они не знают своего места в этом мире, хотя идеалистичность в мыслях нередко приводит к тому, что они выступают основателями новейших философских и идеологических взглядов, направленных на искоренение существующей в мире несправедливости. Но предлагаемые ими социальные реформы, при тщательности разработки, зачастую очень сложны и содержат изъяны, которые впоследствии их и разрушают.
     Созидая - они эмоционально очень привязаны к своим идеям и нередко не жалеют ради них жизни.
     Тем не менее, они открыты и для восприятия и понимания идей и чувств окружающих и не боятся выразить несогласие с политикой правительства, компании или основами религии. Их не страшит большая арена действий, и они готовы для вступления в политическую борьбу или к разрешению проблем мирового масштаба, как правило, упорно работая во имя принципов, в которые верят, зачастую получая за свою работу более чем скромное вознаграждение.

     Деньги не стоят для них на первом месте и часто вызывают подозрение.

     Эмоциональная жизнь очень интенсивна, и они зачастую обращаются к психотерапевтическим и иным методам, помогающим им привести свои мысли и чувства в порядок. Они приветствуют любую помощь, если она способна дать ответы на мучающие их вопросы, В жизни их часто царит беспорядок, что затрудняет окружающим их понимание.

     Внимание их направлено на понимание себя и окружающих и не сориентировано на славу и богатство, хотя на них каким-то образом может свалиться и то, и другое, но подобные вещи стимулом для них не являются. Они ориентированы на поиск ответов на свои действительно нелегкие вопросы и на чувство необходимости внести свой вклад в развитие мира.

     Они могут быть высокоуважаемыми членами общества, показывая прекрасные результаты во всем, за что бы они ни брались. Однако их интересы зачастую уводят их в сферу искусства или в области служения людям, где они действительно способны почувствовать себя приносящими людям пользу. Они экспериментируют во всем, что попадается на пути - от приготовления пищи до сексуальных отношений, и постоянно подвергают сомнению традиционные подходы к изучению мир. Это понуждает их к исследованию различных религий, культур и философских взглядов.

     Они ценят одиночество (для восстановления сил после очередного стресса, вызванного сложностями мира), но активно участвуют в демонстрациях за или против: ведения войны, дальнейшей разработки ядерного оружия и др.
     Они ценят произведения искусства, философию, свободу самовыражения и свободу исследования жизни во всех ее проявлениях, особенно без излишнего к ним внимания со стороны окружающих, дорожат новыми идеями (открытиями) и людьми, кто стремится к внутреннему развитию и у кого есть чувство личной ответственности за изменение мира (экология, права животных и др.).

     В духовных поисках - часто обращаются к религиям, направленным на общественное сознание или предоставляющим им возможность пребывания в тишине, одиночестве и медитации, но в религии ищут ответы на свои вопросы и требуют от церковных деятелей, чтобы те проводили в жизнь проповедуемые принципы.
Часто остаются агностиками, поскольку не понимают, почему Господь одобряет земные страдания.

     Смерть воспринимают спокойно, но обеспокоены тем, что она настигнет их раньше, чем они успеют все выяснить и внести свой вклад в развитие человечества.
Часто, страдая из-за неудовлетворенности собственным телом, нередко отказывают себе в физическом совершенстве, однако со временем относятся к себе с большей терпимостью.

     Если они не испытывают сильного внутреннего напряжения или приливов самоуничижения, то обычно поддерживают в разговоре хороший зрительный контакт. Понимая беды и чаяния людей, они не склонны, ни воспринимать их (как собственные), ни перекладывать свои беды на плечи окружающих. Испытывая эмоциональную привязанность к животным, они без труда могут установить контакт и со страусом, и с попугаем, и часто держат домашних животных.      
     Осквернение лесов и рек вызывает у них глубокое расстройство, т.к. они уютнее чувствуют себя на лоне природы, нежели в толпе.

     Образованный - это невольник мысли, который испытывает тяготение к организациям и сообществам, где он смог бы найти взаимопонимание. Загипнотизированный и обремененный определенными наборами идей, чувств и действий, образованный, сам, твердея, желает законсервировать или развивать миры в видимом ему химерическом направлении. Пытаясь загипнотизировать существующее и подчинить его служению какой-нибудь идее, чаще всего является созидателем тоталитарных режимов и сект.

     Это - реформаторы; врачи; учителя; исследователи; люди, интересующиеся мировыми религиозными учениями или ищущие возможности усовершенствования мира; интересующиеся метафизикой, астрологией, спелеологией и т. п. активисты, приверженцы искусств (артисты, музыканты, художники и др.), ощущающие себя общественным рупором.

     Участникам описанных выше четырех ступеней культуры (темнота, дикость, цивилизованность, образованность) свойственно одно общее – они все невольники, чаще всего, лишь пользующиеся доставшимися достижениями человечества, как бы проедающие доставшееся им от предков. В их среде часто скрывается основная масса любителей и жестких приверженцев разного рода масок, под которыми благоденствуют и размножаются хищники.
     Нравственность – если и существует, но в ее необходимости постоянно сомневаются и упор делается, в основном на сложившееся мнение окружающих.
Наука, искусство, религия и благие деяния, воспринимаются как непонятные или заветные игрушки, с которыми никак не могут научиться обращаться. В лучшем случае, они накапливают, сложившееся до них, но при отсутствии творчества или новизны.
     Творчество – подменяется улучшением копирования, а новизна – комбинаторикой.
Поскольку деятельность протекает при отсутствии видения общих всем целей, то основывается на слепом доверии к происходящему. Доверчивыми, бесконечно манипулируют, для достижения неестественных им целей, но которые выдаются за крайне необходимые.
     Свойственная слепоте череда ненужных действий и бесконечных ошибок, порождает отвращение и страх перед непонятным окружением. Это формирует в человеке злобное состояние, которое считается нормой. Стремление к объединениям разного рода, основанное на страхе перед происходящим, ни к чему хорошему не приводит (закрытие, изоляционизм, разрушение). Свойственная им постоянная конфликтность, заканчивается, в конечном счете, разочарованием, утомлением от жизни, отказом от общего дела и отречением от естественных достижений культуры (воспринимаемых только, как достижений искусств).

     5 ступень - АНАЛИТИЧНОСТЬ.

     Использование первоначальных и природных индивидуальных склонностей, позволяет человеку развивать способность видеть отдельные стороны, свойства, составные части обстановки, ситуации, т.е. рассматривать функциональные особенности происходящего как бы изнутри и эта возможность исследования создает основы для искания и восприятия закономерностей происходящего. Однако это не является источником полноты понимания, поскольку, открыв внутренний мир, человек, порой, теряет связь с внешним.
Возникают сомнения в господстве и независимости человека от трех указанных выше миров, а также в устоявшихся мнениях. Появляется состояние смирения перед необходимостью следования объективным законам развития, но при отторжении от - установившегося, широко распространенного и общепринятого.
Поиски истины сопровождаются порывами к мистическому (неведомо манящему), что со стороны других кажется нелепостью и глупостью.

     Состояние пренебрежения общественным, делает такого человека ненадежным и бесполезным для окружающих, в связи с чем, общество пытается выталкивать его из себя.
Такое положение при непонимании того – КАК НАДО приводит к комплексу НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.

     Упор на умственные поиски подрывает чувствительность и отзывчивость к истине, а отсутствие ясности цели превращает в слепую игрушку искусственных проблем. Формирование чувства долга перед людьми (принуждение изнутри, т.е. результат созревания нравственности), без видения общей картины происходящего, вовлекает человека под воздействие разрушительных «идей или идеалов» и блуждания по ложным путям, которые приходится преодолевать в постоянной борьбе, охлаждающей стремления и превращающей существование человека в муку.

     Акцент внимания переносится с «деятельности» на «бытие». Количество уступает место качеству. Жизнь представляется как игра страстей местного масштаба: «Жизнь проходит; радуйся хорошему, и старайся не слишком расстраиваться, если что-то складывается не так, как надо. В каждой ситуации есть что-то поучительное. Вместо того, чтобы сопротивляться жизни, найди возможность приспособиться к ней и отбрось ненужные страдания. Я не могу причинить тебе вред, не навредив себе». Поэтому мировоззрение описывается формулой - живи сам и дай жить другому.

     Способные ученики они быстро учатся воспринимать уроки жизни и разрешать возникающие проблемы, без труда применяя «уроки» в жизненных ситуациях.

     Приобретая богатый опыт, они не идут на поводу у трудностей, но если им не удастся их избежать, то полагаются на собственные творческие способности, легко приспосабливая книжные правила к сложным жизненным ситуациям.
Веря духу закона больше, чем букве, они, беря поваренную книгу, предпочитают готовить по рецепту из собственного опыта.

     Достигая высоких результатов в уравновешивании своих эмоций с мыслями и действиями, их подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути проблемы и одновременно дипломатичностью - в любой ситуации.

     Стабильность поведения позволяет им быть раскрепощенными, т.к. они не стремятся идентифицировать себя с заботами окружающих и мировыми проблемами.
Вместо проявления сочувствия, они предпринимают конкретные действия, способные разрешить возникающую проблему.
     Они любят поспорить на философские темы, но предпочитают развивать свой собственный взгляд на вещи и понимание мира, обычно, изъясняясь простым языком.
     В сфере эмоций при возникновении проблем, они не боятся обращаться за помощью, отлично понимая, что человек - это не остров, затерянный в океане, и, что в основе удачно складывающейся жизни, лежит сотрудничество с окружающими.
Устремления направлены на развитие личности и внесение своего вклада в благосостояние окружающих путем моделирования поведения взрослого (зрелого), поэтому они учат личным примером.

     Будучи бедными или богатыми, известными или остающимися в тени, обладая высоким общественным положением или держась в тени, они проявляют грациозную тактичность в отношении улучшения блага людей (менее обеспеченных), при этом сами хорошо зная, как насладиться вещами.

     Считают себя достаточно авторитетными и пристальнее всматриваются в себя в поисках ответов на вопросы человечества. Когда что-то не ладится, вместо обвинения в этом окружающих они склонны брать ответственность за происходящее на свои плечи и ищут возможность исправить положение.

     Их внутренним мотиватором служит - стремление к духовному росту и взаимопониманию, при совершенствовании мира и индивидуальных радостей семьи, друзей и работы (труда).
Устремления направлены на поиск работы, приносящей чувство удовлетворения, независимо от уровня ее оплаты (прибыльности). Предпочитая сами выбирать удобные часы для работы, выполняют ее с максимальной степенью независимости, но работают настолько высокоэффективно, что выполняют больший объем работы за более короткий период времени. Зная, что окружающая среда дает им дополнительные силы, они стараются, как можно больше времени проводить на природе.

     Обладая врожденными талантами, они прекрасно чувствуют себя среди представителей всех слоев общества, не желая,  без необходимости причислять себя к той или иной социальной категории и - держатся на равных и с человеком малообеспеченным, и с богачом.
Уважая обычаи других народов, они находят их приемлемыми для себя и интересными (за исключением тех, которые проповедуют насилие).
     Ценя «бытие», а не «деятельность», они любят игры, хороший отдых, чувственные удовольствия, но порой слоняются без дела, напоминая собою сытно поужинавшего домашнего кота. Из-за этой склонности они нередко кажутся иным ленивыми бездельниками, поскольку не тратят все свое время на работу, но если работают, то не жалея сил, не обращая внимание на пот, заливающий глаза, и въедающуюся в руки грязь. Вокруг них может царить беспорядок, но они точно знают, где что лежит.

     Они больше ценят сущность, нежели внешний лоск и скорее предпочтут куртку удобного, спортивного покроя, чем новомодный, но стесняющий их движения костюм.
Им безразлично, что думают по этому поводу окружающие, раз сами они чувствуют себя удовлетворенными.

     Тема смерти не вызывает у них внутреннего напряжения, а наоборот - любят помечтать и поразмышлять о том, что ждет человека после, рассматривая смерть как определенный этап перехода в новое качество, в новую форму существования.

     Ведя насыщенную духовную жизнь, они могут быть при этом не религиозными, т.к. они не ищут утешения в церкви, а напрямую устанавливают духовное общение - с «великим и безбрежным». Обращаясь к медитации и созерцанию, делают это неформально и естественным образом, при этом, радуясь своему телу, независимо от его внешнего вида, благодаря Творца за то, что оно дано такое, какое есть.

     Отношения между ними сообразуются с чувствами, испытываемыми ко всему живому во всех его формах и проявлениях (люди, животные, растения и планета), т.к. они осознают, что все является частями одного целого.
     Подобная философия порождает в них чувство уважения и наполняет долго продолжающимися теплотой и взаимопониманием. Когда они прерывают отношения или расходятся, они не опускаются до мести, не рождают психологические драмы, годящиеся для сериалов «мыльных опер». В их восприятии окружающих присутствует взаимопонимание и уважение к чужой, отличной от их собственной точке зрения и приветствуются отличительные черты в каждом человеке, которые даже способны принести наслаждение.

     Это тип человека – диссидент, поэт, психопат и отщепенец, хотя могут быть и - целители; философы; наставники; огромное количество самых обыкновенных людей, стремящихся к духовному росту; любители природы; заботливые врачеватели животных; люди, обладающие способностью общения с природой; некоторые из сторонников движения за экологию, имеющих конструктивные планы и способность видения общемировых проблем; музыканты, художники и писатели, создающие не подвластные времени шедевры.
Порой, со стороны, кажется, что они не любят друг друга, поскольку не выказывают особой привязанности в своих отношениях.
     Но у них философский взгляд на отношения между людьми и, горько переживая утрату, лишь с еще большим упорством погружаются в повседневные обязанности и где бы они ни жили, они повсюду стремятся объединиться в сообщества единомышленников.

     Поскольку они остро ощущают непостоянство жизни, то готовы к внезапным переменам, особенно связанным со смертью или переменой места жительства.
В общении они поддерживают твердый длительный зрительный контакт с собеседником.

     6 ступень - СИНТЕТИЧНОСТЬ.

     Способность видеть мир в единстве и взаимной связи частей, на основе информации и знаний о каких-либо индивидуальных особенностях внутренней структуры, позволяет человеку находить достойные способы разрешения возникающих проблем. Объясняя и раскрывая целесообразность существующего, человек создает возможные пути к отысканию истины, к осуществлению своего призвания – через творчество.
Очищение душевных движений позволяет человеку яснее видеть его зависимость от внутреннего, внешнего и предметного миров, что способствует укоренению истинных человеческих ценностей, меняет отношение к людям.

     Нравственное поведение и чувство долга перед окружающим становится естественным составным и непременным элементом человека. Основой нравственной платформы является покаяние или превозмогание страха за личную судьбу и преодоление страха перед смертью, что укрепляет веру, избавляет человека от тщеславия, и он подготавливается для естественного роста. Однако неполное понимание причин происходящего зачастую приводит к тому, что долг перед человечеством подменяется долгом перед отдельными группами близких (родство по крови, душевным или духовным признакам) людей, что нарушает общий баланс жизни, уводит с истинного пути и порой бессмысленно ухудшает положение окружающего.

     Это тип человека, всемерно стремящегося к развитию души, проявлению сущности, когда наполняемость внутренним светом позволяет рассеивать окружающий туман и для таких не существует личных проблем. «Мне безразлично, что со мной будет, но не потому, что я себя не люблю, а потому, что у меня нет никакого страха».

     Обладая опытом, мастерством и талантом, они выполняют работу без усилий, производя впечатление людей, обладающих спокойной силой и уверенностью в себе. Производя на окружающих успокаивающее действие, их присутствие вносит в напряженную ситуацию разрядку. Они обладают естественным авторитетом, и люди с уважением прислушиваются к их словам, Они способны сдвинуть горы, если это необходимо для достижения ими своих целей, но цели их всегда направлены вовне.

     Мысли и эмоции поддерживают строгий баланс с разумом и действиями. Они обладают загадочным шестым чувством, позволяющим им познавать вещи, не поддающиеся объяснению, предощущать будущее и проявлять развитую интуицию в отношении людей, даже тех, с которыми не доводилось встречаться. Они обладают истинной мудростью и хорошо ориентируются по отношении к истине.

     Они отлично знают свои возможности, но их внимание сосредоточено не на себе, поэтому их доброта, при твердости в намерениях, спокойствие и уверенность направлены на прекращение человеческого страдания и повышение уровня духовного развития (наставничество).
     Они, мечтая о свободе и счастье грядущих поколений, способны выполнять любую работу и трудятся на благо мира на Земле и высоко ценят упорную работу и истинную красоту. Их не прельщают деньги, слава и власть - эти вещи ни на что не способны их вдохновить, т.к. основным мотиватором служат духовные знания, которые могут не иметь ничего общего с религией. Подобных людей окружающие воспринимают как мистиков и целителей.

     Личные отношения их мало заботят, а внимание направлено на развитие взаимоотношений между окружающими: умирающий на улице мужчина или женщина; находящийся при смерти брат или сестра; ребенок в сиротском приюте. Они в меньшей степени отдают свое внимание какому-то конкретному человеку и посвящают себя служению человечеству. Животные также являются их братьями и сестрами, т.к. они понимают, чего те хотят. Дерево - их двоюродный брат, а облако - племянник. Природа их дом. Они везде чувствуют себя в безопасности. Они редко отдают предпочтение тому или другому.

     Взгляд у них спокойный, прямой и доброжелательный.

     7 ступень - ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ.

     Знание структурных и системных особенностей людей, окружающего и природного миров, а главное, понимание и видение причин их взаимозависимостей, преображает человека и создает у него состояние прощения, основанное на полном избавлении от уз страха. Появляется осознанная вера, которая позволяет ощущать и чувствовать целесообразность деятельности, что придает радостную живость и силу не только человеку, но и его окружению. Очищение сердечных помыслов развивает память сердца.

     Существует три вида памяти: биологическая (физиологическая), т.е. "память – привычка"; сознательная память, т.е. интеллектуальная "память-припоминание", которая дает возможность соотносить прошлый опыт с настоящим ради действия; чистая память, "носящая бескорыстный характер, когда человек обозревает панораму прошлого с точки зрения художественной или нелицеприятного нравственного судьи".

     Следует уточнить понимание термина память сердца, отделив его от физиологической и интеллектуальной составляющей. Так, если зачатки физиологической памяти даны всем, но развивают и владеют ею в основном спортсмены, а интеллектуальная память в разной степени свойственна всем, то памятью сердца обладает незначительное количество людей.

Под памятью сердца понимаются основополагающие особенности Человека:
     А. РОДСТВЕННОСТЬ.
 Основана на понимании того, что интересы каждого человека являются составной частью общих интересов человечества и наоборот. Деятельность направлена на оказание помощи окружающему, за счёт просвещения (обучение, целительство и др.).
     Девиз и критерии оценки родственности – сопричастность, сочувствие, сотрудничество.

     Необходимо отличать помощь кому-то, от работы на кого- то.
ПОМОЩЬ – это оказание содействия тому кто, прилагая усилия, желает чего-то достигнуть, но в силу объективных обстоятельств, не может этого сделать.
Можно ли помочь тому, кто этого не желает? Чаще всего такая помощь оказывается насилием, поэтому не всегда следует торопиться с ней. Когда человек ясно осознает цель и средства ее достижения, тогда помощь явится основой для созидания.

РАБОТА ЗА КОГО-ТО – тебя просят помочь, хотя вполне могут это сделать сами, но просто не желают прилагать личные усилия для достижения желаемого.
Такая «работа» является почвой для размножения паразитов и разрушает созидающую основу человека и человечества.

     Б. БЛАГОРОДСТВО.
 Человек, понимая - что и как он творит и что творится в мире, наполняется любовью, добротой, состраданием и чувством гордости за принадлежность истинному происходящему и добровольно направляет всю подвластную ему энергию на созидания, совершенствующие его и достижения человечества.
  Достоверность знаний о существующих порядках, верность оценки своих сил, вера в светлую судьбу человечества, придает человеку мужество, при отыскании и отстаивании истины.
     Способный воспринимать мысли, он излучает всеобщее благорасположение, гармонию и уравновешенность и стремится к тому, чтобы каждый вспомнил о своей сути и о том, кто он, но дает ответы на вопросы, преподнося их притчей, иносказательно.

     Критерием благородства являются - искренность, праведность и смелость.

     В. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Человек, зная и понимая закономерности происходящего, перестает быть только НЕЗРЯЧИМ следствием нескончаемых проблем и самостоятельно принимает решения для осуществления необходимого и целесообразного. Можно сказать, что это человек ответственный.
     С раннего возраста он, за счет контролируемого усилия воли – способен творить чудеса, выполняя любую работу, совершая действия и поступки с полным осознанием предсказуемых последствий, за которые он отвечает. В отличие от тех, кто, после многочисленных бессмысленных действий, предается сожалению о случившемся, и отказывается от него.

     Девиз и критерий ответственности - согласие, соучастие, сопутствие.

     Указанные особенности позволяют человеку-интеллигенту вести образ жизни, критерием которого являются - достоинство, честь и совесть.

     Данная классификация теряет значение, если не соотносить степень усвоения культуры отдельными людьми с оценкой общей культуры, т.е. с развитием так называемого «тела человечества», и наоборот.

     При внимательном рассмотрении заметно, что характеристики указанных ступеней развития культуры человечества подобны характеристикам индивидуальных особенностей психического развития человека (грудной младенец - темнота; делающий первые шаги малыш в возрасте от 6 месяцев до 4-х лет - дикость; подросток в возрасте от 5 до 12 лет - цивилизованность; юноша в возрасте от 13 до 19, а порой и до 35 лет - образованность; взрослый, т.е. человек, не отставший в своем развитии на одном из более ранних этапов - аналитичность; почтенный старец, т.е. человек занятый внесением вклада в развитие человечества - синтетичность; учитель – интеллигентность).

     Да, развитие протекает по Единым для всех законам (определённым как Замысел (Промысел) Божий), которые, воспринимаются большинством через ограничения называемые моралью. На разных ступенях развития, мораль имеет специфические особенности, которые поддерживаются определенными социальными законами (или подменяются понятиями).

     Достижение той или иной ступени развития культуры преодолеть материальными или физическими методами человек не может.
     Следует помнить, что даже при самом искреннем и горячем желании «быстрее вырастить морковь» – если тянуть ее за ростки, то ничего кроме вреда, морковь не получит.
     Так, некоторые люди, несмотря на физиологический возраст, никогда не достигают соответствующего сущностного и психического (культурного) развития, а иные наоборот, поднимаются до него, порой, в очень раннем физиологическом возрасте.

     Каждая из ступеней развития зачастую несет в себе некоторые черты предыдущих и последующих периодов, поэтому усвоение только черт низших ступеней является несомненным злом и свидетельствует о деградации, тогда как привнесение черт последующего также не всегда является благом, так как, порой, извращается при помощи не готового к этому населения.

     Тело культуры или точнее память человечества, формирующая и формируемая так называемой ноосферой, открыта и является развивающейся системой. Открытой - указаниям Промысла Божьего, который согласовывает развитие каждого человека с развитием человечества.

     В случае потери связи с Промыслом, развитие культуры превращается в замкнутый цикл накопления количества, где создается почва для порождения ослабленных людей и начинает развиваться вирус иждивенчества.
     Иждивенцы (среди них много хищников и чуждых человеку сущностей - НЕЛЮДЕЙ) - превращают мотивы в соблазны, потребности во влечения, а инстинкты, данные человеку как набор целесообразных средств - для развития и совершенствования, превращают в самоцель.      
Расцветают различного рода извращения (воровство, алкоголизм, ПОЛОВЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ, ЗЛОБА и т.п.), которые сигнализируют о заболевании, точнее о загнивании человечества. Загнивание приводит к деградации человечества (снижение интересов до уровня выживания любой ценой, вплоть до потери человеческих особенностей, т.е. душевных и духовных качеств) и к исчезновению отдельных групп людей, рас, цивилизаций.

     Только выявление и создание условий для гибели указанного вируса, приводит к излечению болезни и к достойному этапу развития каждого человека и человечества в целом. Переход с одной ступени развития на другую зачастую сопровождается катаклизмами (физическими, физиологическими, психологическими и т.п.).

     Если не учитывать, что все развиваются разными темпами, то у вперед смотрящих и впереди идущих могут возникать разочарования и сожаления, а у сзади толпящихся – раздражение и негодование. Как мы уже отмечали, люди, которые не успевают во время усвоить основные достижения человечества для использования при внедрении Замысла (Плана), являются первыми претендентами на заражение вирусом иждивенчества и подвергаются гноению и самоуничтожению.

     Только, пройдя все ступени развития на указанном выше пути и усвоив его особенности, человек может сказать, что из приглашенных, т.е. гостей культуры, он стал хозяином дома, т.е. культурным человеком.

     Таким образом, ‘’ Культурный - это человек, который в процессе развития, достигает понимания взаимоотношений и причин происходящего и становится причиной событий личной жизни и осознанно направляет имеющуюся энергию на трансформацию зла (Хаоса) в нужном человеку, человечеству и природе направлении, т.е. на построение Мира, отвечающего Божьему Замыслу».

     Теперь попробуем взглянуть на себя, чтобы установить ступень ‘’лестницы’’ на которой находимся. Если это вызывает чувство дискомфорта - посмотрим оценивающе на окружающих. Может это поможет сохранить энергию, направляя ее не на создание более ухищренных масок и удовлетворение бесконечных ‘’травмированных’’ влечений, а на усвоение предоставленных достижений культуры и на «достойное преодоление той ступени развития», до которой дошли.

     ВЫВОДЫ

     -Тело человечества, подобно растущему растению, имеет структурные элементы:
1.незначительная часть передовых людей (духовного плана), которая в соответствие с ощущаемым ими планом общего развития (Замысла) совершенствует достигнутое ранее и предоставляет всем информацию о Замысле;
2.часть людей (душевного плана) – способна перерабатывать получаемую информацию в знание;
3. основная масса людей (физического плана) – смысл жизни ограничивает усвоением ставшей общепринятой информации, воплощением и проверкой ее в материальной среде.

     - Осваивая культуру, в процессе физического роста, человек, вспоминая то, что в нем скрыто (знание) и давно забыто (подсознательные возможности и умение) - становится Человеком.

     - Способности и психологические особенности, уровень и темпы развития каждого в массе людей различны. Поэтому, при освоении законов (человеческой культуры), формируются, условно говоря, ступени, где концентрируются люди с определённым восприятием культуры (одинаково готовых следовать законам или разрушать их).
То есть, это:
     1. Те, кто, осваивая законы культуры, развивают в себе постепенно Человека и совершенствуют культуру, т.е. те, кто не скрывают уровень своего развития и, не ограничиваясь определенным набором информации, совершенствуют отношения к культуре и людям, эти относятся к категории - ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРНЫЙ;
     2. Те, кто направляют энергию только на примеривание и смену масок, без усвоения законов культуры, лишь паразитируя на достижениях культуры, её разрушая, т.е. те, кто ограничен удовлетворением неограниченно растущих материальных влечений, а свою ущербность духовности, вынужден постоянно скрывать под разными масками культурности, этих можно отнести к категории - «ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЙ В МАСКЕ КУЛЬТУРНОСТИ».

     - В созревании человека роль общественности значительна до момента, когда индивид начинает заниматься самопознанием (переосмыслением себя и жизни общества) и на этой основе приступает к целенаправленному саморазвитию. После этого он становится способным оказывать осознанно целесообразное воздействие на общественное бытиё, и как следствие — на то, как изменяющееся общественное бытиё станет в дальнейшем формировать сознание подрастающих индивидов — особенно, вступающей в жизнь молодёжи.

     Индивид, не достигший в развитии стадии переосмысления (содержимого своей психики и жизни общества), тоже оказывает воздействие на общественное бытиё, но незначительно (ЧАЩЕ НЕГАТИВНО) и бессознательно…

     - При наличии желания вырваться из сложившихся обстоятельств, СЕГОДНЯ КАЖДЫЙ может самостоятельно развивать чувствительность (учиться контролировать мысли, которые являются связующим звеном между астральным и материальным телами, чтобы отличать своё - от чуждого), культивируя ясность, позволяющую точно отличать своего от чужого и твердо знать - как надо поступать, чтобы, отторгая что-то, не попадать под власть других, но опять чуждых.