Мастер и Маргарита. 1. Анна Францевна

Виктор Сорокин
Мастер и Маргарита – город Пушкино – моя семья – и я. 1. Анна Францевна


Говорят, что любые два человека связаны друг с другом через цепочку семи попарно знакомых лиц. Ну, а если верить Библии, то в каком-то колене любые два человека – кровные родственники. Впрочем, родство, о котором пойдет речь ниже, является скорее символическим (впрочем, как и гипотетическим): между героями знаменитого произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и, через подмосковный город Пушкино и моими родителями, со мной. Все эти случаи так или сяк отражены в редких и неизвестных фотографиях, которые я и хочу предложить вниманию моих читателей.

1. Анна Францевна

Колодец на улице Кировская в Новой Деревне. Это позади нынешнего двухэтажного магазина, который стоит на полпути от реки Серебрянки до старой Ярославки. Вдали видны крыши дач №25 (где жила моя семья) и №24 - начало и конец будущего дома №10 микрорайона Дзержинец.

Направо от колодца узкая тропинка вела к дому женщины с очень редким именем – Анна Францевна, – не той ли самой, которая в начале 1930-х исчезла из кв. №50 дома №302-бис по Садовой улице в Москве? Уехав из Москвы, она купила здесь дом и разместила в нем уникальную библиотеку конца 19 века. Возможно, эта высокообразованная немка была хорошо знакома с Михаилом Булгаковым.

Помню, как в 1944-47 годах отчим приносил от А.Ф. кипы великолепного иллюстрированного журнала «Нива» для… растопки печи. А до того я их просматривал, и в мою память врезались картины из жизни дореволюционной России. И это все, что осталось от того времени…
___________________

На фото: 1965-й год. Я со старшим сыном у колодца.