Не все так просто

Анна Михневич
 
Есть тайный смысл:
Дрожащим отраженьем
Мелькнуть в другом –
И вспыхнуть, и пропасть,
Но обрести взаимным притяженьем
Над временем божественную власть…
Я с вами, любящие, с вами –
Наш круг разомкнут и един,
Мы забросаем мир цветами
И жизнь бессмертную родим.
Владимир Леви.

-1-

Стоило ей взглянуть в его глаза и весь мир будто перевернулся.
Все, что было в ее жизни до этого столкновения с зеркалом души другого человека, перестало иметь какое-либо значение, время поплыло, весело плескаясь о борта корабля ее мыслей, чувств, желаний, и вдруг все стало так просто и так понятно…
Он сидел напротив нее за соседним столиком в ее любимом кафе. Его столик был накрыт ярко-желтой скатертью и в миниатюрной вазочке скромно восседали, кокетливо свесив крохотные белоснежные бутончики, весенние ландыши. Он медленно пил горячий кофе из маленькой бежевой кружечки и смотрел прямо ей в глаза: спокойно, уверенно и как-то по - доброму. Его глаза и уголки губ слегка улыбались и словно говорили ей: «Привет…».
Неожиданно зазвонил сотовый телефон. На дисплее высветилось: «муж». Странно, теперь это слово из трех букв казалось каким-то чужим, словно не из ее жизни. Как будто кто-то ошибся номером.
- Алло? – голос звучал неестественно.
- Привет. Ты где? У тебя все в порядке?
- Да…
- Ты где?
- …
- Ты где? Что с тобой? Ты какая- то странная, - обижено заявил голос на том конце провода.
- Что? – растерянно спросила она.
- Маша…
- Извини, плохо слышно и я сейчас очень занята. Скоро буду дома, - поспешила закончить она этот бессмысленный разговор.
Глотнув сока, она перевела дыхание. Словно в тумане она увидела, как мужчина за соседним столиком, внимательно посмотрел в ее глаза, потом медленно поднялся и направился в ее сторону. Она сглотнула, но во рту вдруг все пересохло. Она тут же разозлилась на саму себя и с раздражением подумала, что ведет себя как маленькая неопытная девочка, на которую вдруг впервые в жизни обратил внимание сильно понравившийся мальчик.
- Привет.
Его голос оказался еще более приятным и волнующим, чем она думала. И она поймала себя на мысли, что хочет слышать его всю свою оставшуюся жизнь.
- Можно присоединиться к вам?
Не верно истолковав ее затянувшееся молчание, он поинтересовался:
- Или вы кого-то ждете и я не вовремя?
- Нет- нет, - спохватилась она и жестом пригласила присесть напротив. – Никого не жду.
«Боже! Что происходит?!»
- Позвольте мне угостить вас горячим шоколадом, - предложил он, заметив ее пустую чашечку из-под кофе.
- С удовольствием…
- Алексей…
- Мария.
- На французский манер это имя звучит как «Мари», - улыбнулся он. – Кстати, во Франции это одно из самых распространенных и красивых имен. В вас течет французская кровь?
- Нет, но моя мама обожает французское искусство и французскую литературу. Больше всего она была очарована Наполеоном. Восхищалась им всю свою и мою сознательную жизнь, а роман между ним и прекрасной Жозефиной даже постаралась воплотить в своей семейной жизни вместе с моим отцом. Помимо прочего стены родительского дома были завешаны копиями картин Клода Монэ, Пикассо, Гогена, Дэга, Нотиса. Теперь некоторые из них висят над моей кроватью: радуют глаз и напоминают о родителях…
Официантка принесла ароматный горячий шоколад и ванильную булочку. Маше как никогда раньше хотелось съесть ее прямо сейчас, одним укусом. Но она сдержалась и позволила себе откусить лишь маленький кусочек. При этом она прилагала все усилия, чтобы только не смотреть в эти зеленые глаза, которые мистическим образом завораживали и лишали даже намека на волю, которая предательски запуталась в этих длинных густых ресницах.
- О, Клод Моне! Я одобряю пристрастия вашей матери. Очень хороший вкус. Ведь Клод Моне – патриарх французской живописи. Один из величайших художников всех времен! Благодаря именно его работам я понял, прочувствовал и полюбил импрессионизм…
- Импрессионизм, - Мария задумалась, что-то вспоминая. – Насколько я помню, импрессионизм характеризуется двумя чертами – это работа на открытом воздухе и перенос на холсты сцен из современной жизни.
- Совершенно верно. У Моне – это потрясающие пейзажи…В Париже я несколько раз посещал музей Орсэ, где хранится около 60 картин Клода Моне, другие места, где есть его работы. Всякий раз когда на них смотришь, обнаруживаешь что-то новое, чего не разглядел в прошлый раз. И все его работы объединяет яркость цвета, насыщенность, небрежность мазка в сочетании с внутренней энергичностью. Вы когда-нибудь обращали внимание на изображение морских волн и облаков, травы на его полотнах? Она же колышется! Как будто живая!...
Мария слушала Алексея с неподдельным интересом. Все что он говорил и то, как он говорил, было ей очень знакомо и близко ее сердцу. Она сама с детства любила живопись, хотя рисовать не умела.
- Откуда вы все это знаете?
- Окончил Сорбонну, потом Школу изящных искусств в Париже.
- Сорбонна? Вы жили и учились во Франции, в Париже?
- Да.
- Вы умеете рисовать?!
- Да, могу. Рисовал в юношестве каждый день. Оттачивал свое мастерство, но ни одна моя картина не побывала ни на одной выставке, потому что мои рисунки полная посредственность. Сперва меня это огорчало, но потом я нашел себя в другом, и рисовал лишь в свободное время в свое удовольствие и только для себя и для своих родных. Впоследствии, изучив искусство всех времен и народов, я посвятил свою жизнь и свои предпринимательские задатки тому, что выявляю настоящих, талантливейших художников любого возраста и помогаю им подняться на вершину, как говорится, per aspera ad astra.
- Что-что? – переспросила Мария. – Извините, я не поняла.
- Рer aspera ad astra- «через тернии к звездам». Мертвый язык – латинский. Проталкиваю их к славе, всеобщему признанию и материальному благополучию. Точнее, организовываю выставки их работ, устраиваю интервью в СМИ, о самых лучших снимаем небольшие фильмы. Дело в том, что художественное творчество, независимо от того, идет ли речь о литературе, архитектуре, скульптуре или же это живопись, музыка…Так вот, художественное творчество всегда нуждалось в поддержке и особенно сейчас. Не все понимают его значение! Далеко не все люди догадываются о степени того влияния, которое та же живопись оказывает на развитие и существование цивилизации. Ведь искусство – это не только выражение чьей-то гениальности, непосредственности! Это не только подтверждение очевидного факта, что нет двух одинаковых людей и все мы по- своему гениальны, - в каждом из нас есть частица Бога, и она особенно ярко, на мой взгляд, проявляется в живописи. Самое главное, это-воздействие на народы в целом, независимо от времени, и на каждого индивида, в частности. Искусство обогащает духовную жизнь человека, делает ее лучше и чище.
- Посудите сами, - воодушевленно продолжал рассказывать Алексей Марии так, словно разговаривал со старым близким другом. И Марии это было так приятно. – Казалось бы, эка невидаль нанести на белую бумагу несколько тысяч мазков, а то и десятков тысяч обыкновенной цветной краской! Но на одном белом листе может быть отображена целая эпоха, или очень важное историческое событие, жизнь одного человека или целой нации. Одна картина может сказать о многом, например, о том, кто этот человек, который смотрит на вас: сколько ему лет, чем он занимается, как живет, о чем думает и что чувствует…Всего лишь одна картина! А вмещает в себя так много…
Тут он перевел дыхание и заметил, что Мария молчит.
- О, извините, - неловко заерзал на стуле Алексей. – Я, наверное, наскучил вам этими разговорами.
- Что вы?! – удивленно воскликнула Мария. – Еще никто со мной не говорил об этом с таким воодушевлением, с такой страстью. Человек настоящего времени поглощен материальными проблемами, бытом, карьерным ростом. Мои коллеги по работе говорят только о зарплате, о покупках одежды и продуктов питания, о том, с кем изменить и когда удобно это сделать так, чтобы муж или жена об этом не узнали. О душе никто не вспоминает. Ее как будто нет, но она есть! Искусство – это выражение внутреннего мира человека. Через живопись, музыку, скульптуру, архитектуру с нами говорит душа…А вы… Вы просто живете изобразительным искусством. Это было потрясающе! – без тени лукавства, искренно воскликнула молодая женщина.
- Спасибо, - с облегчением произнес Алексей.
- Знаете, слушая вас, у меня возникло такое странное чувство…Как бы это правильно выразить словами. В общем, такое ощущение, что передо мной сидит человек, который, по сути, воплотил в своей жизни мои самые заветные мечты! – восхищенно выдохнула Маша. – Живопись, Париж, Сорбонна, общение с одаренными людьми...
- Хотите поехать в Париж?
- Конечно хочу! - воскликнула она. – Кто же не хочет побывать в легендарном Париже, который называют «городом влюбленных» и «праздником, который всегда с тобой»?!
- У этого города есть еще одно название. Русский поэт Максимилиан Волошин назвал Париж «серой розой Европы».
- Это еще почему? Из-за архитектуры?- задумавшись, высказала догадку Мария.
- Прежде всего, его основной цвет – серый, поскольку большинство зданий построено из местного сероватого камня. Но самое главное, это - административный план города, который похож на розу. Районы Парижа разворачиваются по спирали, как лепестки цветка. Вот и вся тайна…Хотите поедем в Париж вместе?
От неожиданности, Маша поперхнулась булочкой и закашляла. Он вслух произнес то, о чем кричала вся ее душа. Да, с ним она была готова ехать хоть на край света, даже в дикую Африку или в холодную Антарктиду и жить на холодном айсберге или под кокосовыми пальмами… Главное, чтобы он был рядом каждую минуту…
- Запейте, - улыбаясь во все белоснежные зубы, Алексей протянул девушке стакан холодной воды. Маша выпила и наконец-то перестала кашлять. – Извините меня за бестактность. Просто я не умею соблюдать все те правила игры, которые придумало человечество за свою не столь долгую историю существования во Вселенной…
- Согласна, - выпалила Маша, и сама испугалась своей решительности. Ей казалось, что она знает этого мужчину всю свою жизнь, нет, еще до своего рождения, нет, она знала его еще до того, как он был задуман в неисповедимых проектах Господа Бога, еще до того, как был создан этот мир, она знала его прежде, чем появилось Слово.
«Господи, что я несу! Мария, ты сошла с ума! Это нереально. Я сошла с ума. Бред какой-то…»
Не дав ему возможности как-то отреагировать на ее ответ, она резко поднялась и поспешно произнесла:
- Вы знаете, мне пора…Извините.
Выбежав из кафе, она на секунду растерялась, не зная, в какую сторону ей идти и где вообще находится ее дом.
- Куда же вы? – Алексей оказался совсем рядом и уже взял ее за руку. – Я чем-то испугал вас?
- Нет, - голос предательски дрожал. – Да…Это не правильно. Вы знаете, я замужем, - с удивлением для себя Маша вспомнила об этом железном факте. Ее губы предательски тоже задрожали.
«Господи! Я сейчас расплачусь!»
– И вообще, все это неправильно! – выкрикнула она и, резко выдернув руку, она перебежала на противоположную сторону дороги и поймала такси.
Оказавшись внутри уютного салона автомобиля, Маша облегченно вздохнула и перевела дыхание. Руки тряслись, сердце трепыхало словно крылья потревоженной бабочки. Губы дрожали, глаза стали влажными. Ее колотило так, словно у нее поднялась температура до сорока градусов.
«Господи! Что же это такое?»
Мысли спутались в голове. Она не могла сообразить, что ей делать дальше. Полная растерянность.
- Вам плохо?
Только сейчас девушка осознала, что она не одна и, оказывается, здесь есть водитель.
- Что?...
- Вы вся дрожите.
- О! Нет-нет, все хорошо…
- Куда едем?
- М-м-м., в центр, к универмагу.
Водитель прибавил громкость на магнитофоне, и джазовая мелодия унесла Машу в мир грез и фантазий. Стоило ей закрыть глаза, как тут же перед ней всплывал образ человека, которого она знала всего лишь 15 минут, но который уже успел перевернуть с ног на голову всю ее жизнь. Она смогла убежать от него, но сможет ли она убежать от самой себя. Трудно было даже вспомнить, когда в последний раз так трепетало сердце. И тем более она не могла вспомнить, чтобы ей кого-то так сильно хотелось поцеловать. Она не принадлежала больше самой себе. Ее поработило что-то, увлекло, затянуло и закрутило так, что в глазах все потемнело.
Мария глубоко вздохнула и закрыла глаза.
- Это все сон. Я сейчас закрою глаза, потом открою, и проснусь окончательно... Маша, успокойся, - шепотом уговаривала себя девушка. – Все хорошо. Ничего не произошло.
Глубоко вздохнув еще раз, Мария открыла глаза и сконцентрировалась на том, что видела за окном. А за окном сновали люди, не замечавшие друг друга, и серые здания домов дремали под каплями весеннего дождя…
«Серые дома…Кажется, Париж называют серой розой Европы, потому что здания там сделаны из сероватого камня…».
Капли дождя, стекавшие по стеклу, успокаивали. Маша попросила остановить такси возле центрального парка. Ей не хотелось идти домой в таком состоянии. Медленно она прошлась по пустынным влажным аллеям из каштановых деревьев. Пахло мокрой травой и дождевой водой. Два белоснежных лебедя проплывали по маленькому озеру, грациозно опустив шею.
Мир продолжал свое существование и все, что произошло полчаса назад, казалось теперь сказочным сном про любовь с первого взгляда.