Дискуссия о правах человека

Сеня Сокольники
Дискуссия о правах человека.

Написать эту историю я решил после прочтения «тюремных дневников» Сергея Мавроди, а точнее того эпизода, где он дискутирует с руководством изолятора по вопросам соблюдения прав человека, а именно о недопустимости просмотра жалоб, направляемых Уполномоченному по правам человека при Президенте РФ. В принципе, рекомендую прочитать его дневники, вещь интересная, правда, на мой взгляд, весьма непоказательная с точки зрения действительности, происходящей в российских тюрьмах и, в частности в СИЗО.
Вот какую историю про дискуссию по правам человека поведал мне мой друг, человек с двумя высшими образованиями, и обвиняемый, кстати, по той же статье, что и Мавроди – ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Правда, сразу хочу оговориться, описанные события произошли в конце 1999 года. Впрочем, уверяю вас, дорогие читатели, на данный момент поменялось очень не многое, и наиболее показательна именно эта история, а не история Мавроди. Вместе с тем, в правдивости истории Мавроди я несколько не сомневаюсь. Просто Сергей Мавроди был сиделец особенный. А с неособенными дела обстоят так…

Итак, вызывает моего друга к себе заместитель начальника СИЗО. Начальничек сидит на стуле за столом и держит в руке какую-то бумагу. Мой друг стоит посредине комнаты в наручниках, а сзади стоит здоровенный омоновец в камуфляже, в маске и с дубинкой.

- Евгений Сергеевич, вот от Вас тут поступила жалоба по поводу якобы нарушений прав человека, допущенных в нашем учреждении. Со ссылками на Конституцию РФ, на «Всеобщую декларацию прав человека», на ряд статей УПК. Вот Вы пишете, что Вас якобы неправомерно водворили в карцер, где к Вам применяли методы физического воздействия, а именно, цитирую: «пытки холодом, тычки дубинками, невозможность спать, оскорбления со стороны персонала учреждения». Ну, насчет оскорблений, это воздействие не физическое, тут мы с Вами ничего доказать не сможем. А вот по поводу всего остального: Вы действительно считаете, что Ваши права были нарушены?

- Да, ко мне применялись перечисленные методы физического воздействия.

- Евгений Сергеевич, позвольте мне выразить свое принципиальное несогласие по поводу понимания Вами Ваших прав. С Вашего позволения я хотел бы попытаться Вас убедить, что никакого нарушения прав не было. Итак, послушайте мои доводы.

В этот момент начальник делает легкий кивок головой в сторону гоблина. Тот делает шаг вперед и со всей силы обрушивает дубинку на правую почку Жени. Женя вскрикивает и опускается на пол. Теперь он сидит частично на коленях, а частично на пятой точке. Гоблин обходит его спереди и с полного размаха бьет носком тяжелого военного ботика в солнечное сплетение. Женя складывается пополам, заваливается на пол на правый бок и начинает хрипеть: не хватает воздуха. В этот момент, имитируя движения палача, гоблин обеими руками опускает дубинку на левую почку лежащего человека. Наступает кратковременная потеря сознания и судороги. Минуты три палачи ждут, пока человек придет в себя. Потом гоблин резким рывком поднимает Женю и ставит перед начальником.

- Ну что, Евгений Сергеевич, убедил я Вас, что никакого нарушения прав не было?

Женя молчит. В основном потому, что просто еще не пришел в себя и физически не может ответить.

- Да Вы садитесь, пожалуйста, - и кивает, однако не на стул, а опять в сторону гоблина. Тот делает так называемую «подрубку»: удар дубинки наносится сзади параллельно земле в оба коленных сгиба сразу. Ноги у человека сгибаются, и он падает на пятую точку. Он должен был бы удариться затылком пол, но вовремя подставленный военный ботинок не дает этого сделать.

- Евгений Сергеевич, я прошу Вас согласиться с тем, что права человека, в том смысле, в котором их понимаю я, являются безусловной и абсолютной истиной. Вы согласны со мной? Или Вам требуются еще доказательства?

Женя по прежнему ничего не может ответить и только выдвигает в перед руку, чтоб его подождали. Через пару минут начальник повторят свой вопрос.

- Итак, согласны ли Вы, уважаемый Евгений Сергеевич, что действия сотрудников нашего учреждения в отношении Вас являются эталоном соблюдения прав человека в отношении заключенных.

- Согласен.

- Ну, вот и чудненько. Подпишите вот здесь.

- Что подписать?

Снова кивок гоблину. Теперь тот уже не останавливаясь обрушивает серию ударов по спине, по рукам, по бедрам. Делает это все сильней и все быстрей.

- Хватит! Евгений Сергеевич, Вы хоть и сказали, что поняли про права человека, но самом деле, ничего Вы не поняли. Все действия всех наших сотрудников являются для Вас безусловным благом и полностью соответствуют международным стандартам в области прав человека. – Опять легкий кивок и опять мощный удар по спине. – Поэтому, какая Вам разница, что подписывать, в любом случае – это правильно! Но, впрочем, проинформирую: подписать Вам надо протокол Вашего допроса, в котором Вы добровольно и чистосердечно, подчеркиваю ДОБРОВОЛЬНО И ЧИСТОСЕРДЕЧНО признаетесь, что жалобу на якобы нарушения нашими работниками Ваших прав Вы написали не по собственной инициативе, а по науськиванию Вашего сокамерника (имярек), известного криминального авторитета по кличке «Шухер». Я надеюсь, это обстоятельство не вызывает у Вас никаких сомнений? Или вызывает? Если вызывает, то мы Вас переубедим.

Вот так вот, Сергей Пантелеевич, а Вы говорите юридические диспуты в широком составе. Еще раз подчеркиваю: я не сомневаюсь, что рассказанная Вами история правдива, я просто утверждаю, что она не показательна, более того, она скорее исключение.