Боль памяти

Фауст-Эль
       Посвящается Лиде Козловской

Это страшный правдивый рассказ о той войне – о детях, жертвах этих жестоких, бесчеловечных событий.
Я запишу то, что слышала от того человека, который сам пережил кошмар –страдания детишек, попавших в фашистский концлагерь.
… Это было в Польше. В лагере были дети в возрасте от 5 лет. Лидочке было именно столько. На просьбу хоть что-нибудь рассказать о тех годах, она, уже совсем взрослая девушка, всегда отказывалась, и печальные глаза её медленно увлажнялись слезами. Она была высокой, очень тоненькой, щёки у неё были впалыми, а глаза всегда наполнены какой-то вечной болью. Когда она у меня ночевала, то часто вскрикивала во сне и вскакивала с постели. Я спрашивала, что ей снится, но она говорила, что ей страшно рассказывать этот сон. И вот однажды она снова ночевала у меня, и ночью полушёпотом мы говорили о самом сокровенном. Я снова решилась попросить её, и она наконец-то поддалась.
… Детишек по команде выводили сделать дела на улицу. Их вели строем к специально для этого вырытой канаве, вдоль которой оставалась выкинутая наверх земля. Они снимали трусики и присаживались вдоль края этого жуткого рва. После команды об окончании «действа» дети должны были закидывать землёй дно канавы.
Им было предписано садиться к самому краю по ровной линии, вести себя тихо, делать всё быстро.
Если кто-то сел чуть дальше от края, если кто-то не успевал, если чем-то нарушил «порядок», – надзиратель просто ногой, пинком сбрасывал ребенка в эту выгребную яму…
Лидочка через много лет после освобождения из этого проклятого заточения не могла избавиться от этого жуткого воспоминания, оно являлось ей во сне и наяву.
* * *
Меня тоже многие годы мучает всплывающая в памяти ужасающая картина…
Особенно после трагедии Беслана.

       9 мая 2008 г.