Ч. 1. Дополнение

Нина Матвеева-Пучкова
Дополнение к Ч.1. Fin de siecle.

Для тех, кто заинтересовался, 
полная версия здесь:
http://zhurnal.lib.ru/m/matweewa_n_w/findesiecle-2.shtml


      
"Мир расколот,
и трещина прошла через сердце поэта"
. . . . . . . . . . . . . . Г.Гейне

       В Ч.1 я уже упомянула, что в Западной Европе с середины XIX в. происходит распад традиционного общества.
       А это значит, что исчезает цеховая привязанность представителей той или иной профессии. Рвутся ранее устойчивые связи личности с церковью и происходит много чего другого. И как следствие, ЧЕЛОВЕК начинает ощущать враждебность среды и необходимость противостоять ей, к сожалению, уже в одиночку.

       Следует уточнить, и здесь я опять повторюсь, что «концом века» принято называть период с 1871 по 1914. Ну а те изменения, которые происходят в это время в экономической, социальной, политической и духовной сфере, связывать с глобальным кризисом в области философии, морали и искусства, что находит выражение в нигилистическом пересмотре гуманистических традиций предыдущих периодов развития культуры.
       В результате, как это не печально, утрачен исторический оптимизм, как основа духовного развития.


       Особенно драматично складываются судьбы творчески одарённых членов общества.
       Выбор пути профессионального художника - не ориентированного на официально признанные каноны исполнительского мастерства - выносит творческую личность за пределы того социального слоя, в котором он появился на свет и получил (или не получил) образование.
       Материальные трудности, осознание своей индивидуальности и связанные с этим проблемы контактов и взаимопонимания со стороны собратьев по кисти или перу, иллюзорность психологического комфорта в характерной атмосфере кафе и, зачастую, связанного с этим нередкого пристрастия к алкоголю рождают устойчивое ощущение одинокости и трагизма собственной жизни…
       Здесь оговорюсь: сказанное не означает, что всё было так уж мрачно. Мы привыкли видеть в искусстве много цвета, света, ярких жизнеутверждающих красок. И даже такой трагический художник как Ван Гог нравится нам прежде всего экспрессией цвета и формы. Таковы наши предпочтения.
       Однако нужно внимательно всмотреться в мало известные произведения, чтобы оценить размах амплитуды чувств и переживаний, которым были подвластны их создатели.
К этому мы постепенно и приближаемся.

       В условиях новой реальности личность, предоставленная самой себе, субъективно ощущая угрозу разрушения, начинает «искать себя», рефлексирующее сознание сосредотачивается на «сокрытом», «неявном». В искусстве появляется трагический типаж с глубокими внутренними переживаниями дисгармонии окружающего мира.
       От чего бежал Поль Гоген? Что он старался забыть под жарким солнцем среди пальм и прекрасных таитянок? О чём и речь…


       В судьбе творческой личности теперь всё кажется случайным, непредсказуемым.
       Артистическая свобода оборачивается неустойчивостью, двусмысленностью общественного положения, гордое чувство исключительности – бременем одиночества. Художника пугает серый поток повседневности, который, казалось, уравнивает его с обывателем, грозит гибелью таланта.
       Всё, что связано с миром обыденных отношений кажется пошлым и неэстетичным.

       Несколько слов о «подмостках», на которых разыгрывалась драма.
В 80-х годах Париж, где возникают и развиваются полные противоречий все течения искусства нового времени, становится особенно привлекательным для творческой молодёжи Европы. И хотя, судя по свидетельству современников, вкус к жизни был утрачен, французское искусство этого периода является источником многих идей и художественных течений, оказывая влияние на мировое искусство.

       К этому времени проявляется оборотная сторона живописного импрессионизма – в безудержной погоне за ускользающим и непослушным мгновением объект наблюдения отодвигается на второй план.
 
       Жёсткая система - «изображаю только то, что вижу и только так, как вижу» вывела на первое место свето-цветовые манипуляции в передаче «впечатления», оставив «закрытым» внутренний мир изображаемого человека. Застывшие «прекрасные мгновения» умалчивают о главном.

       Постимпрессионисты, опираясь на опыт предшественников, предпринимают активные попытки поиска новых изобразительных средств для воплощения неких длительных состояний – духовных и материальных.
       У художников возникает потребность сосредоточиться на человеке, понять его изнутри.

       Время меняет строй человеческих мыслей и чувств, строй и уровень мироощущения. Меняется, обостряясь, различающая и объединяющая сила восприятия, его яркость и глубина.

       Вырабатывая свою собственную систему отражения реального мира, художник всегда естественным образом воспринимает те или иные художественные традиции, но со временем вступает в конфликт с усвоенными и ассимилированными знаниями и навыками. Такое преодоление «школы», стереотипа творческого метода не редко принимает трагические формы, накладывая отпечаток на всё творчество.

       Упомянутый разлад между творческой личностью и обществом находит своё отражение в появлении ряда мотивов, которые в творчестве реалистического направления принимает остросоциальное звучание.

       Эти мотивы связаны, как уже говорилось, с резко обострившимся интересом к внутренней жизни человека. Всё явственнее звучит тема одиночества: с удивительным постоянством изображают художники одинокого, потерянного человека, лишённого привязанностей и общения.

       Широко известно трагическое восприятие мира Ван Гогом и Гогеном, Тулуз-Лотреком, а позже - Пикассо, но круг художников, чьи произведения являются своеобразным конденсатором душевных мук, отчаяния и пессимизма намного шире.

       Об этом в дальнейшем и пойдёт разговор.