К Александру Яшину

Игнатий Белозерцев
Не бывает поэзии городской или деревенской, но есть, пожалуй, поэзия живая и книжная. Как есть люди, которые не мыслят себя без природы (их, я думаю, у нас в России, абсолютное большинство) и те, которые как-то приспособились обходиться без неё.
Однажды ко мне в руки совершенно случайно попала книжка – стихов «Босиком по земле» моего земляка поэта Александра Яшина.
Чистые, простые, ясные, откровенные её строчки привели меня в неимоверный восторг. От них пахло деревенским детством, лесом, полем, небом, цветами, речкой….

Больше не могу!
Надо бежать
В северную тайгу,
В зелёную благодать,-
Просто чтобы дышать.

С тех пор меня не оставляло желание побывать в тех «святых» яшинских местах, на Русском Севере.
И вот, в августе 2007 года я на своём жигулёнке вырвался наконец из цепких объятий столичных автомобильных пробок и по Ярославскому шоссе рванул на север.
Ехать предстояло по пяти областям: Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской и Вологодской.
Можно, конечно, и по-другому - через город Вологду, от туда на восток, до Никольска, но так значительно дальше.
В Московском регионе дорога вполне приличная. С разделительным газоном. По 4 полосы в каждом направлении.
С въездом во Владимирскую область обстановка резко меняется - начинается стандартная российская двухполоска, местами запущенная, давно не ремонтировавшаяся. Леса, высокие холмы.
Где-то за 50 км до Ярославля - шикарный участок, дорога гладкая, ровная, по 6 полос в каждом направлении, с широким разделительным газоном. Моя ладушка летит без проблем со скоростью 160 км/час.
На подъезде к Ярославлю уже чувствуется приближение большой нефтехимии – тошнотворный запах. Завод с трубами, колонками и т.п. тянется на несколько километров с заходом в город.
Уже в Ярославле - поворот на Кострому. Транспарант гласит «Кострома – 70 км».
В Костроме переезжаю через матушку Волгу. Сразу за мостом указатель «На Киров, Шарью». Еду по набережной мимо Ипатьевского монастыря, затем налево, потом направо (по указателю), ещё раз налево и – Кострома позади. Теперь прямая дорога через всю Костромскую область на северо-восток (километров 300): Судиславль, Кадый, Макарьев, Мантурово, Шарья.
Шоссе проложено вдоль железной дороги. Мелькают указатели: Галич, Нея, Буй…
Где-то рядом приток Волги река Унжа. На самом её берегу оказываюсь только в Макарьеве. Где-то переезжаю через неё по мосту. Сколько же в России могучих рек!
В Костромской области местность равнинная, в основном поля. Лесов вдоль дороги мало.
Поля нынче по всему русскому «нечерноземью», которое так недавно, с таким задором «поднимали» наши вожди и народные депутаты, сплошь заброшены, зарастают бурьяном и мелколесьем. Тут и там пейзаж «украшают» заброшенные животноводческие комплексы – последние памятники социалистическому сельскому хозяйству. Печально всё это! Но сегодня речь о другом….
Сразу за Мантуровом поворачиваю по указателю направо на Шарью. Прямо - на Георгиевское не еду, знаю – там плохая дорога. Выезжаю на шоссе Нижний Новгород – Киров. Дорога великолепная. По сторонам высокие хвойные леса.
Особенно красивые места у моста через реку Ветлугу. Река широкая, полноводная. По берегам просторные сосновые боры: ягель, корабельные сосны.
Переезжаю через Ветлугу дважды. Второй мост совсем рядом у Шарьи. За ним дорога поворачивает на север, на Котлас.
Ещё 180 км и будет Никольск. Никольский район – территория уже Вологодской области.
На границе областей на обочинах сооружены величественные памятные знаки в виде гербов.
Через дорогу протянут транспарант: «Вологодская область – родина Деда Мороза».
Дорога от Шарьи до Никольска широкая, ровная, прямая. Лечу под 200 км. Сердце радуется. Я на Родине!
А вот и поворот на деревню Блудново. Транспарант на обочине гласит «Территория музея-заповедника лауреата государственной премии СССР поэта Александра Яшина». Дорога до Блуднова новая, построенная совсем недавно – прямая, ровная, покрыта асфальтом. Ещё километров 5 – и я на месте.
Деревня как деревня. Около 50 изб. Жилые из них, как оказалось, всего 4.
По середине деревни стоит дом-музей А.Яшина. Рядом - построенная его дедом, начальная школа, в которой будущий поэт и учился. Сейчас там заниматься уже некому….
 
И пусть иногда сурова
Ко мне родная изба,-
Я тутошний,
Из Блуднова,
И в этом моя судьба.

В полутора километрах от деревни на высоком берегу реки Юг «распустил свою гриву» знаменитый Бобришный угор. Здесь стоит построенный Яшиным охотничий домик. Недалеко от домика, согласно завещанию, он и похоронен.
На могиле поэта - деревянный крест. Рядом небольшой бронзовый монумент.
Высокие тёмные деревья, внизу в лучах заката сверкает река. От реки по круче к домику ведёт деревянная лестница. У домика деревянный стол, лавки. Территория обнесена жердяным огородом, ухожена. Ни души. Тишина. Только изредка в вершинах сосен прошумит ветер, да прокричит одинокая птица.

На Бобришном угоре
Воздух свеж, буд-то в море,
Родниковые зори,
И ни с кем я не в ссоре.

Редкое по красоте и поэтичности место. Как будто специально, чтобы появились яшинские стихи, северная природа собрала здесь всё чем богата.
Да, здесь с новой силой хочется жить, дышать этим воздухом, ходить босиком по песчаным плёсам, лугам, лесным тропинкам!