Душа в рубцах, но полна любовью

Зинаида Королева
Я счастлива, что судьба подарила случай быть знакомой с человеком неординарной судьбы – руководителем областного объединения «Радуга», членом Союза журналистов СССР и Союза писателей СССР, поэтом Милосердовым Семеном Семеновичем. Он – инвалид Отечественной войны, дважды прошел ГУЛАГ.
Маленьким, вместе с семьей, был репрессирован и вывезен в Вологодскую область. В бараках свирепствовали голод, холод, болезни. Его с младшим братишкой спас дядя, который вывез их на Тамбовщину.

Незрячие, в холодном полумраке,
 средь вологодских елок и снегов,
я помню те холодные бараки
для переселенцев, кулаков.
Январь. Трещали сосны на морозе,
гуляли по баракам сквозняки.
На нарах умирала тетя Фрося,
и с голодухи пухли старики.

И нам была, мальчишкам, непонятна
такая жизнь. И мы на весь барак
скулили, как паршивые щенята,
 что брошены хозяином в овраг.
«Бараки»

Казалось бы, душа должна очерстветь, а Семен Семенович начинает писать стихи. И уже в пятом классе он твердо решает стать профессиональным поэтом. В 1938 г. впервые печатается в областной молодежной газете. После школы поступает в Саратовский университет. Но начинается война, и он с первого курса добровольцем уходит на фронт. В октябре при окружении г. Севска он с тяжелым ранением попал в районную больницу, контролируемую немцами. Когда их должны были перевести в концлагерь, Семен Семенович с незажившей раной и деформированной стопой вместе с туляком Строговым убегает в партизанский отряд Брянщины, а затем вновь попадает в действующую армию, где и получает еще одно тяжелое ранение.
Долго лечится в госпиталях, откуда его комиссуют по инвалидности, но он остается в госпитале и работает там библиотекарем.

После окончания войны Милосердов поступает в литературный институт им. Горького – и вновь не успевает закончить, так как в 1949 году по доносу его необоснованно репрессируют. Бесконечно долгие семь лет ему пришлось пробыть в Ветлаге. В 1956 г. он был освобождён, а через три года реабилитирован. Много стихов было написано в ту пору. Они потом вошли в цикл «Запретка». Но сколько их еще было незаписанных, потерянных. Вот одно из того цикла:

Нет грибов. Затянутая ряской
топкая болотина. Овраг.
Девочка глядит вперед с опаской,
у нее зрачки расширил страх.
Мне сказала девочка с корзинкой:
– Я боюсь: в чащобе лесовик…
А в меня вколочен страх дубинкой,
 в лагерях немецких и своих.
А в меня вколочен страх доносом,
Смертью, обрученною с войной,
поздним стуком в двери и допросом,
одиночки мертвой тишиной.
Я легко рассеял страх девчонки,
но не знаю, как мне побороть
 страх, что въелся в душу и печенку,
и поработил и кровь, и плоть.
«Страх»

Позже, в дневнике, Семен Семенович запишет: «Душа в рубцах и ранах. Мой путь – крестный путь на Голгофу моего народа.
... Иногда сам себе дивлюсь, как это лагеря, ворье, деклассированные элементы, с которыми приходилось жить в одном бараке, спать рядом на нарах, эта жизнь, полная жестокости и недоедания, не вытравила, не выжила из моей души тепло и лиризм, не поселила в ней отчуждение и вражду к людям...
Любовь и добро, цветы и девушки – и поныне предмет моих лирических воздыханий. Березы для меня – живые су¬щества, разговариваю с ними, как с людьми...»

Ветвями отбиваясь от бурана
в морозном январе, под свист и вой,
похожа на солдата–ветерана
береза у дороги полевой.
Не обрастая мелочами быта,
мы жили, нашу Родину любя,
как у дороги дерево, открыто,
все вьюги принимая на себя.

В лагере помогали выжить доброта и артистизм «друга бесценного» – артиста Владимира Владимировича Петровского, дружба с блестящим эрудитом В.Л. Глебовым, знатоком литературы всех времен и народов Л.Е. Пинским, литовским поэтом Казисом Янкаускасом, которые отбывали сроки вместе с ним. Нет, не огрубела душа поэта. В каждом стихотворении, в каждой строке звучит, рвется наружу любовь к земле, любовь к Родине.

Работая журналистом, а затем ответственным секретарем в районной газете «Коммунистический труд», он исколесил не только район, но всю область. Ни один выходной не проходил без прогулок по лесу, по парку. И о каждом деревце, о каждой букашке написаны стихи. А каким заядлым грибником он был! Це¬лая рукопись посвящена грибам и ждет своего часа, чтобы опубликоваться.

С января 1982 года Милосердов руководил областным литературным объединением «Радуга», занятия посещали любители поэзии и прозы с многих районов области. Проводились областные семинары, в которых принимали участие писатели с близлежащих областей и в том числе из Москвы. «Радужане» выезжали с выступлениями в районы.

За семь лет руководства "Радугой" Семен Милосердов сделал очень и очень много. Прошло 143 занятия, на которых порой бывало более ста начинающих литераторов.
На очень высоком уровне проводились занятия. Как правило, они начинались с "литературного календаря" – биографическо-творческой информации о писателях – юбилярах. Их готовили сам Семен Милосердов и члены объединения Часто перед "радужанами" выступали тамбовские прозаики и поэты Алексей Шилин, Иван Кучин, Валентина Дорожкина, Лариса Полякова, журналист Иван Овсянников.

Затем "радужане" читали свои новые произведения и шел критический разбор. Очень мастерски проводили их Виктор Крючков из Пичаева, Виктор Острижный, Павел Шевченко, Петр Седых, Евгений Яковлев, Лидия Перцева. Итог, как правило,
подводил Семен Милосердов. И надо было видеть и слышать, с каким мастерством он это делал. Сначала отметит положительное, хотя бы одну строчку, а потом – ошибки, неточности, из-за чего стихотворение или рассказ не получились, но сделает это так тактично, так бережно, будто боясь сломать появившийся росточек, который может вырасти в красивое дерево.

А сколько требовалось сил и терпения Семёну Семёновичу, чтобы сделать полный разбор еще неумелых подборок «радужан»! Они возвращались к авторам, испещренные пометками на полях, с замечаниями и советами, как исправить, доделать написанное. У многих "радужан" эти Милосердовские "разборы" и до сего дня хранятся как дорогие реликвии, как память об Учителе. Но кроме всего этого Семен Милосердов вёл заочную учебу по переписке. Большое внимание на занятиях он уделял теории стихосложения.

Шло время. "Радужане" оттачивали свое мастерство. Их произведения стали регулярно появляться на страницах областных газет «Тамбовская правда" и "Комсомольское знамя", в коллективных сборниках, которые выходили в Центрально-Черноземном книжном издательстве. Члены литобъединения вместе с Семеном Милосердовым выступали по областному радио в "Тамбовской лире", участвовали в творческих вечерах, встречались "радужане" со студентами, школьниками, рабочими тамбовских предприятий. А с коллективами школ № 12, 24, 29 и студентами ТИХМа завязалась многолетняя дружба. Вместе проводили занятия, литературные вечера, диспуты, дискуссии. Всего, конечно, не перечислишь.

В статье "Что ты скажешь людям?", опубликованной в "Тамбовской правде" в январе 1987 года, Семен Милосердов писал: "Главный итог нашей работы – это привлечение молодежи к духовной жизни. Роль литературного объединения в развитии самодеятельного творчества юношей и девушек, в приобщении к ценностям культуры и искусства, в воспитании эстетического вкуса бесспорна. Эстетический вкус нужен не только поэтам, но и читателям поэзии".

Мне кажется, что нашу "Радугу" очень любили писатели-профессионалы, композиторы, журналисты. Вероятно потому, что когда встречаешься с молодежью, то и сам молодеешь душой. Вместе с нами они выступали в школах, трудовых коллективах, участвовали в поездках по родной Тамбовщине.

Можно с полным правом сказать, что Милосердовская "Радуга" была для нас большой школой жизни, где мы познавали не только премудрости стихосложения, но и многое – многое другое. В статье "Дебюты и разборы", опубликованной в "Тамбовской правде" 13 января 1988 года, Семен Милосердов об этом писал так: "Какие мотивы приводят в литературное объединение? Вечную молодость, славу и деньги мы не гарантируем. Чем привлекает "Радуга"? Чтобы провести вечер с друзьями? Любовь к литературе? Конечно. Желание поделиться с товарищами самым сокровенным, чем полна душа? Да. Наконец, получить, недвусмысленный ответ – стоит ли писать? Все так. Но не только. Общение. Вот еще что важно. Общение, жажда видеть и слышать живых людей, а не электронные тени домашнего телевидения.
Сент–Экзюпери назвал подобное общение роскошью XX века. Мы работаем и учимся всерьез. Отдача? Результаты? Литературное произведение, имеющее самостоятельную художественную ценность – это дерево, которое, прежде всего, должно вырасти, а потом уже давать плоды. Как известно, дерево растет медленно.
Нет, "Радуга" – это не только стихи. Это – воспитание души. Это – воспитание коллективизма".

Семен Милосердов всю свою душу, весь свой талант, не жалея ни времени, ни здоровья, отдавал своему детищу – литературному объединению «Радуга».
И как отрадно, что оно продолжает жить: выходит альманах "Радуга над Цной". Сбылась мечта Учителя, который смог выпустить только два машинописных номера.
Если ученики продолжают дело учителя и если он остается в памяти людской, а его стихи звучат в эфире, значит, не зря жил человек, не зря так неутомимо трудилась его душа.
Дерево - литобъединение "Радуга"- взращенное им, приносит хорошие плоды. Издаются книги, у многих "радужан" есть рукописи, готовые к печати. Я думаю, что именно поэтому девять питомцев стали членами Союза писателей.
А вот самому поэту при жизни не удалось издать все написанное. Остался солидный поэтический багаж, много дневниковых записей, которые могли бы стать учебным материалом для начинающих литераторов.

Может быть, не всем мой голос
слышен,
но без усилителя пою.
С каждым годом пребываю ближе
к людям и цветам в родном краю.

Грустно до боли в сердце, что лебединая песня поэта не допета до конца. Но в наследство нам он оставил книги, со страниц которых веет свежестью леса, реки и теплом большого мужественного сердца.