Как я узнал о победе

Миша Шматко
Больше всего на войне я любил тишину. Сегодня тишина была такой, что мне представилось: когда на Земле исчезнет вся жизнь - будет именно так. Если бы не промерзлый дождь, не голод, я лежал бы так вечность. Посмотрев на часы, обнаружил, что мы не меняли позицию уже около 4 часов. Ждали ночи, и кажется, наконец, дождались. Нас двое: разведчик и снайпер - я и мой одноклассник Мишка. Судьба распорядилась так, чтобы мы, месяц назад, прибыли на фронт в расположение одной и той же части.

Известно, что война состоит из больших стратегических операций и малых эпизодов. О первых говорят и спорят историки, после окончания войны. О вторых, зачастую, никто не знает и от них мало что зависит. Хотя в совокупности от этих маленьких эпизодов зависит исход всей войны. Такая мысль весь день бродила в моей голове, не потому ли, что я оказался участником такого маленького эпизода? Может быть.

Мы третий день возвращались с задания - ох и глубоко же за линию фронта в этот раз нас заслало доблестное командование. Из пяти человек ранеными, а значит и живыми, были только я и Мишка, остальных мы оставили там...

Сегодня, наконец, переползем линию фронта и уже утром будем "дома", в наших грязных окопах, но зато родных и потому любимых. По крайней мере, именно это мне грезилось.

Наконец, мы двинулись вперед - в сторону немецких окопов - осторожно всматриваясь в темноту и прислушиваясь к отдаленному шуму фронта: гулу артиллерийской канонады, разрывам бомб и снарядов, стрельбы.

Проползая очередное болото, я услышал хруст. За мелким кустарником или за камышом в нескольких метрах от нас кто-то шел. Сперва слышны были только шаги, как вдруг до нас донеслась немецкая речь. В такие моменты надо было вдавить себя в землю и лежать, не шелохнувшись, хоть весь следующий день, именно так меня учили в разведшколе, и это первое, что я поведал Мишке, когда нас вместе отправили на задание.

Вдруг немцы резко повернули, наверное, на их пути встретилась трясина, и направились прямиком к нам. А еще через мгновение на фоне ночного неба я увидел два черных силуэта в касках, не успев что-либо сообразить, почувствовал, что Мишка встает во весь рост сзади меня. Последовал выстрел из ТТ и автоматная очередь. В следующий момент в камыши с хрустом грохнулись 2 тела. Я посмотрел туда, где должно было лежать тело моего друга. На шее прямо под кадыком виднелась рана. Из неё периодически вырывался фонтанчик красно-черного вещества.

Мое тело пронзили тысячи иголок, я вспомнил чей-то стих:
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше убью я гитлеровца
Над дымящейся кровью твоей.

Не знаю, какая сила подняла меня на ноги, так быстро. Похоже, оставшийся в живых немец не подозревал о моем существовании. Он пытался вырвать у своего мертвого товарища автомат.

- Der verlauster Piefke! -крикнул я, благо немецкие ругательства мне знакомы довольно неплохо. От неожиданности немец повалился на бок. Мой удар не заставил себя ждать. И вдруг из его смрадного окровавленного рта раздалось на русском с грузинским акцентом:

- Товарищи! Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой. Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития. С победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы! Я в ужасе и в тоже время с необъяснимой надеждой вскочил в больничной койке. Из рупора по всей больнице продолжало доноситься:

- Слава нашей героической Красной Армии, отстоявшей независимость нашей Родины и завоевавшей победу над врагом! Слава нашему великому народу, народу-победителю! Вечная слава героям, павшим в боях с врагом, отдавшим свою жизнь за свободу и счастье нашего народа!

Не плакал, когда мама била меня, в детстве, что вопреки ее запретам, я крутил во дворе цигарки. Я только сжимал зубы, когда отдирал бинты и тампоны от своих ран. Я даже не заплакал в ту ночь, когда не стало Миши. А сейчас скупые мужские слезы сами покатились по щекам - может оттого, что мы, наконец, победили в этой войне, а может из-за того, что в моем сне в необъяснимой точности отразилось все, что произошло со мной и моим другом 9 мая 1944 года. Только немец в ту ночь не успел ничего сказать…

*Der verlauster Piefke! - Завшивленный немчура!