Тревожный звонок

Владимир Бунимович
       В это раннее воскресное утро летом восемьдесят четвертого раздались длинные звонки междугороднего вызова. Я взял трубку.
       "Вас вызывает Толочин!"

       -Папа, ты только не волнуйся,- услышал я голос младшего сына.
       -Что случилось, Миша, ты заболел?
       -Нет, я не заболел. В общем, мне сломали нос... Предлагают остаться в местной больнице...
Я встал.
       -Что, что случилось? - вмешалась Тамара.
       -Мише повредили нос. Возьми вторую трубку.
       -Да, Миша! - продолжал я. - Когда это случилось?
       -Сегодня ночью... Напали местные парни, была драка, в больницу меня привезла милиция.
       -Больше ничего не повредили?
       -Еще лоб разбили, но это мелочь...
       -Тебе делали рентгенограмму черепа?
       -Папа, какой тут рентген, о чем ты говоришь...
       -Ты можешь ходить, голова не кружится, рвоты не было?
       -Могу ходить, рвоты не было.
       -Кровь продолжает идти?
       -Нет, уже почти перестала. Только нос сильно опух...
Я соображал дальше.
       -Миша, ты не выпивал?
       -Папа, ты меня знаешь, я не пью!
       -Конечно знаю, потому и спросил. Как остальные ребята с этим вопросом?
       -Не очень...
       -Ну, это их дело. А ты потребуй, чтобы у тебя взяли анализ на содержание алкоголя в крови и записали результат в справку, что они тебе выдадут.
Обязательно! Там будет следствие и всех собак навешают на вас... Еще - у тебя осталась двадцатипятирублевка, твой резервный фонд?
       -Да, осталась.
       -Как только обследуют на алкоголь и дадут справку,возьми такси и езжай домой. Ни в коем случае не оставайся в больнице. Через 2-3 часа ты будешь дома и поедем в клинику, будешь лечиться в Минске. Старайся ничего не есть, можешь пить воду. Счастливо, Миша, приезжай, мы ждем. В случае чего - обязательно звони...

       К 84 году мы с Тамарой работали уже двадцать пять лет и тяжелым трудом добились довольно стабильного положения по тем временам.
У нас была большая квартира в центре. Правда, ждать очереди мне мне пришлось 15 лет, а телефон я ждал 12...
       Уже несколько лет я не работал на Скорой и имел на месте свои полторы ставки. Заведовал кабинетом функциональной диагностики в нашей легочной клинике и был консультантом-кардиологом. Кабинет был оборудован новейшей компьютерной установкой фирмы "Эрих Эгер" для исследования внешнего дыхания, единственной в Белоруссиии. Ко мне направляли больных со всей республики.
       Через несколько лет подобные аппараты я увидел в Тель-Авиве в больнице "Ихилов" и в Хайфе в клинике "Рамбам"...

       Тамара работала врачом воинской части, ее уважали... Старший сын закончил Радиотехнический институт и уже работал в Минске. Женился на хорошей девушке, внуку Олежке был годик...
       Младшему Мише было 18 лет. Как и старший брат, закончил школу с золотой медалью и тоже поступил в Радиотехнический. На первых летних каникулах он поехал со стройотрядом в Витебскую область поднимать сельское хозяйство. Студенты строили коровник.
В ближайшие дни Миша должен был вернуться, и вот, звонок...

       Около десяти утра у подъезда остановилось такси и вышел Миша.
Узнать его можно было с трудом. Лицо бледное. Большая гематома спускается с разбитого лба на верхние веки. Переносица сломана, кончик носа смотрит в сторону. На марлевые тампоны стекает сукровица.
       Медлить было нельзя. Я забежал домой и вызвал Скорую. Бригада приехала минут через пятнадцать и мы поехали в Четвертую клинику. За то время, что мы ждали, Миша рассказал нам о событиях.

       Студенческий стройотряд благополучно сдал недостроенный коровник. Но денег студенты не получили, ограничившись клятвеными обещаниями начальника стройки века... Дело в том, что этот начальник вместе с бригадиром колхоза пустили цемент налево (или направо...) Так же не хватило кирпичей. Коровы остались без крыши, студенты - без зарплаты.
Но комиссар отряда, для смычки города с деревней, предложил устроить прощальный вечер с дискотекой для местной молодежи.
       Бал состоялся в заброшенном клубе. Народу набилось много. Пришли из окрестных деревень. Девушки были польщены вниманием приезжих городских и танцевали только с ними. Местным парням это явно не понравилось. К прощальному танцу они пришли, вооруженные кастетами и обрезками труб, с желанием наказать организаторов халявной дискотеки...
       Пьяными были все - и хозяева дискотеки и пришедшие дорогие гости, может быть, кроме Миши и комиссара, устроившего всю эту волынку.
Деревенские джентльмены возжелали увести с собой несколько имевшихся студенток для более близкого знакомства. Те завизжали, однокурсники заступились и пошло-поехало...
       Хотя Миша в школе занимался дзю-до и бросил на землю нескольких нападавших, но получил удар кастетом в лицо и вырубился. Дальнейшая битва шла без него и с переменным успехом. Скоро прибежали несколько мужиков из соседних домов, пришел бригадир колхоза и драка прекратилась
Серьезно пострадал Миша и еще несколько студентов: двое стали мочиться кровью, у кого-то была разбита голова.
       Под утро приехала милиция и кто-то из районных властей - как же, нападение на шефский отряд студентов!
Милиция собрала пострадавших и отвезла в Толочинскую больницу...

Мы вошли в приемное отделение Четвертой клиники. Пока там было свободно.
Дежурная медсестра увидела Мишино лицо и сразу принялась названивать в отделение. Через десять минут пришла невысокая спокойная женщина, немного моложе меня, ассистент кафедры оториноларингологии. Я представился:
       -Здравствуйте,я врач из легочного центра в Боровлянах. Привез вам сына, пострадал в стройотряде в Витебской области...
       -Это у вас в клинике компьютерная установка для внешнего дыхания? Наслышана, давно хотела посмотреть.
       -Да, и я на ней работаю, так что в любой момент...
Ассистент осмотрела Мишу, осторожно потрогала несколько точек на лице.
       -Перелом костей виден сразу. Сейчас сделаем рентгенограмму и будем пытаться вправить. Как это случилось? По виду парень не драчлив.. .
       Я рассказал о культурно-массовом мероприятии в селе под Толочином.
Через 20 минут принесли снимки. Вера Федоровна (так звали ассистента кафедры) внимательно их рассмотрела.
       -Ну, молодой человек, боли не боишься? Придется потерпеть...
В течении 15-20 минут вручную, без наркоза, умело манипулируя тонкими пальцами, она составляла косточки и выпрямляла нос, пока кончик не стал смотреть прямо. У Миши от боли слезы катились градом, но он не проронил ни звука.
       -Молодец, настоящий мужчина. Я его госпитализирую в отделение, в свою палату, назначу антибиотики. Хорошо, что быстро обратились... Думаю, все будет хорошо.
       -Спасибо, доктор.

Мише я сказал:
       -Смотри, если будет малейшее ухудшение,- хоть ночью, хоть днем - позвони, я тут же приеду и все уладим...
Через несколько дней Мише стало лучше: упала температура, уменьшились боли.
И вдруг на шестой день он звонит поздним вечером.
       -Папа, мне сегодня утром отменили антибиотики, а к вечеру опять поднялась температура, сейчас 38,8 и чувствую себя хуже...
       Понятно, что в 8 утра я уже был в отделении и дежурил возле ординаторской.
В половине девятого пришла Вера Федоровна. Улыбаясь, она спросила:
       -Что случилось,доктор? Что вы у нас так рано?
       -Сын сутки без антибиотиков, вчера снова было 38,8... Вера Федоровна, если в больнице нет антибиотиков, через час я привезу любые, что вы назначите. У нас в легочной хирургии все есть, наш главврач разрешит мне для сына.

Улыбка сошла с ее лица.
- Сейчас я его посмотрю. Да, может быть, я рано сняла антибиотики, но два дня была нормальная температура... Ничего не нужно приносить, у нас есть нужные, я изменю ему схему, все будет хорошо. Позвоните мне завтра.

И действительно, дальше было все хорошо.
       В этот же вечер нам позвонили. Незнакомый мужской голос представился:
       -Я следователь из Толочинского района, меня зовут Петр Иванович. Я провожу следствие по поводу случая в нашем районе, где ваш сын получил травму. Я могу поговорить с Михаилом?
       -Миша в больнице, и будет еще долго. Ему стало хуже, и завтра к нему нельзя. Позвоните через день-два,и мы вам сообщим.
       -Хорошо, эти дни у меня будет работа, нужно опросить всех студентов, что там были.
На следующий день после работы я навестил сына, рассказал о следователе.
       -Миша, будешь с ним говорить,рассказывай только то, что сам видел и только правду, ничего не добавляй и не убавляй. Он будет со всеми разговаривать и перепроверять твои слова. Зачем нам неприятности?

Петр Иванович пришел в больницу через два дня. Ему скопировали историю болезни, а беседа длилась больше трех часов. В конце разговора следователь сказад Мише:
- Ты молодец, рассказал все правильно. Другие ребята показали то же самое.
Жди повестку в суд, ты проходишь по делу как потерпевший. Вас поселят в гостинице, оплатят проезд и суточные на время суда...

Когда сын рассказал мне о беседе, я сразу сказал :
       -Тебе не стоит туда ехать. Все подсудимые местные, родственники будут уговаривать тебя изменить показания, может быть, будут угрожать... А потом тебя же и сделают виноватым. Да и зачем нам это? Ты надеешься исправить этих хулиганов? Ищешь справедливости? Их все равно не посадят, дадут условно или отпустят. Ты что, не знаешь эту власть?
       -Но там же гостиница, бесплатный билет...
       -Тебе всего 18, будешь еще ездить в большие города и останавливаться в хороших гостиницах, не чета толочинской.

Так оно,кстати, и вышло. Через несколько лет Миша из Израиля по работе объездил полмира. Кроме Европы, Америки и Канады был в Южной Африке, Гонконге,Сингапуре, Южной Америке..

       А я вспомнил, что у меня был пациент - хорший адвокат. Я созвонился и пошел к нему в контору. Рассказал нашу историю о роскошной вечеринке в отдаленном колхозе и предстоящем суде.. У меня был один вопрос - что нужно сделать, чтобы сыну не ехать на суд?
Адвокат ответил :
       -Все предельно просто. Когда получите повестку - пошлите телеграмму на имя председателя суда, примерно с таким текстом: "По состоянию здоровья не могу прибыть на суд. Настоящим подтверждаю показания, данные мной на предварительном следствии. Подпись." Ваш сын потерпевший, а не подсудимый и не свидетель, которым быть на суде обязательно.
Так мы и сделали.

Суд закончился ничем. Главный зачинщик, котрый ударил Мишу, бездельник 18-ти лет, после семилетки нигде не работал и не учился. Последний год ждал призыва и на законном основании таскался с такими же отморозками по окрестностям с вечеринки на вечеринку, почти на каждой устраивая драки.
К тому же он оказался сыном председателя передового колхоза!
Поскольку больше всех пострадал Миша, а на суд он не явился, никто не был убит или покалечен - суд не дал даже условного наказания зачинщикам, "чтобы не испортить судьбу молодым людям"- как сказал их адвокат, и все с ним согласились...
*********************
       Вспоминая то время, я сейчас удивляюсь, насколько можно быть наивным даже в пятьдесят лет. Я распланировал жизнь до самой старости.
Старший сын устроен. Младший окончит институт, женится, появятся дети...
А нам останется только ходить из одних гостей в другие, гулять с внуками и радоваться жизни...

       Но тот тревожный утренний звонок оказался предвестником многих тяжелых событий.
Через год тяжело заболела Тамара. Болезнь растянулась на долгие девять лет и закончилась гибелью.
       Неожиданная вынужденная эмиграция всей семьи в Израиль, где вместо любимой и престижной работы первые годы пришлось мыть подъезды в чужих домах, сторожить собак...
 И среди собачьих экскрементов учить и учить иврит, английские термины и израильскую медицину. Смерть Тамары через три года после приезда в Израиль...

Никогда не стоит строить большие планы на будущее. Будущее всегда окажется другим,и большей частью худшим, чем мы предполагали.
Но надежда остается всегда...