Кому на Руси жить хорошо

Эдуард Алкснис
       Мой старый добрый друг, Наташа, полагает, что в России уже есть «тот самый средний класс, который не ждет ''милостей от природы'', а вкалывает и имеет приличную жизнь». Ну, она живет в городе Мэдисон, штат Висконсин, там это заблуждение вполне простительно. Более странно, что наш блестящий публицист, Л.Радзиховский, писатель умнейший и осведомленнейший, недавно заметил: «положа руку на сердце, мы должны признать, что всякий, кто согласен вкалывать, здесь сейчас может хорошо заработать» Приходится констатировать, что этот нелепый миф имеет хождение по обе стороны океана. Более того, наш президент предрекает в ближайшие годы рост среднего класса до 60-70% трудового населения России. Окститесь, господа! Где вкалывать-то???
       Ведь вам известно, что могучая социалистическая индустрия, по вполне объективным причинам – нерентабельность производства и неконкурентоспособность продукции – накрылась медным тазом. Модернизировать ее не удалось: на эти средства россияне предпочли купить в Лондоне полмиллиона квартир. Объем производства оружия и средств производства сократился во много раз. Производство предметов потребления также резко сократилось: мы же ходим в китайском, а едим всякое европейское. Кроме того, производительность труда в Союзе в 4 раза уступала американской, теперь, конечно, приблизилась. По всем этим очевидным и общеизвестным причинам число рабочих мест в товарном производстве во всех отраслях сократилось, по моей оценке, приблизительно на порядок, т.е., раз в 10. Мало-мальски достоверных статистических данных нет: прежде отраслевая статистика содержала вранье, а сейчас и той нет.
       Естественно, «свято место пусто не бывает», одни занятия исчезли, другие – появились, но новые не покрывают и десятой доли старых. Вы, конечно, догадываетесь, что туриндустрия здесь не возникла. Очень деловая тоболячка С.Иванова позондировала почву насчет организации путешествий по красотам Иртыша – куда там! Наши расстояния забивают все прелести ландшафтов. Сфера обслуживания, всякие ателье, прачечные, химчистки, ремонт часов и бытовой техники сократилась за ненадобностью: телевизоры перестали ломаться. Общественное питание сохранилось в немногочисленных кафе и дорогих ресторанах, столовых и закусочных больше нет. Сохранилось и медленно развивается городское хозяйство: инженерные сети, транспорт, телефон, эксплуатация зданий и сооружений. Социалистические традиции отвратили народ от грязных и грубых работ, полвека воспитывалось стремление к высшему образованию, поэтому в строители и дворники коренное население не шло, а теперь уже и не пойдет, ибо несчастные среднеазиатские гастарбайтеры сбили цену труда. Невероятно многочисленна охрана всего на свете, от школ до заводов, ее выполняют частные охранные предприятия (ЧОПы) – вот это и есть новый рынок труда.
       Теперь посмотрим, кто же здесь сейчас составляет средний класс, но прежде договоримся о терминах. А.Н.Илларионов относит к среднему классу имеющих хороший заработок, притом не зависящий от властей. Поскольку здесь таких нет, мы будем зачислять в средний класс всех граждан, имеющих просто хороший доход. Я его определяю уж никак не менее, чем в 50 000 руб в месяц, или $ 2000. Уже можно съездить в Турцию или взять кредит в банке.
       Кто же те, кого по этому признаку, можно отнести к среднему классу?
1.Руководители и ответственные сотрудники федеральных и муниципальных учреждений и служб (министерств, управлений и отделов), распределяющие и курирующие финансирование и выполнение госзаказов, исполняющие и надзирающие за соблюдением законов и правил. Какова численность этой группы неизвестно. Года 3 назад российская бюрократия оценивалась в 1,3 млн, если принять долю «ответственных» за 10%, будет 130 тыс.
2.Крупные собственники: владельцы и члены советов директоров крупных преуспевающих предприятий и фирм. В Союзе было 200 тыс предприятий, если считать 10% крупных, а из них 10% выживших, останется 2000.
3.Мелкие собственники: владельцы малых торгово-закупочных, посреднических и производственных предприятий, магазинов и мелких, но лицензированных торговых точек. Малых предприятий совсем мало, в Москве недавно было 2000, торговых на порядок больше, десятки тысяч, примем с избытком, 50 тыс.
4.Руководители крупных госпредприятий и корпораций. Несколько тысяч.
5.Высококвалифицированные юристы, экономисты и финансисты – служащие крупных преуспевающих фирм и госпредприятий. Этих также тысячи.
6.Топ-менеджеры крупных фирм. Наверное, немного более, чем собственников, поз.2, т.е., тысячи.
7.Менеджеры по продажам ходовой продукции крупных зарубежных и российских фирм: автомобилей, телефонов, компьютеров, бытовой техники. Этих на порядок больше, примем с избытком 50 тыс.
8.Элитная богема, вроде Пугачевой с мужьями и детьми, знаменитые режиссеры и несколько актеров. Несколько модных писателей. Всего-навсего несколько сотен, штучный товар.
       Так, переведем дух, остановимся и оглянемся. На работах по п. 1,2,4 не вкалывают. Такое место – Божий дар, хотя, говорят, и очень дорогой. П.3 самый массовый, но здесь работа рискованная и большая часть «джентльменов удачи» быстро прогорает. Работы п.5 удел талантливых одиночек. Деятельность 6,7 тоже не для рядового: она требует высокой мобильности, адаптивности, коммуникабельности, причем потребность в них также ограничена. П.8 без комментариев.
       Покончим с избранными, отмеченными печатью мужества, одаренности, удачи. Обратимся к тем, кто «голове своей руками помогал». Итак:
9.Программисты системные высшей квалификации, которые сами пишут матобеспечение любой сложности, в составе крупных предприятий и фирм и индивидуально. Несколько тысяч, больше не требуется.
10.Специалисты и наиболее высококвалифицированные рабочие на предприятиях нефтегазодобычи. Несколько десятков тысяч.
11.Лидеры «организованных преступных группировок» (банд), зачастую, видимо, сросшихся с бюрократией. Наверное, тоже десятки тысяч.
       И все. А основная масса наемных работников на частных и государственных предприятиях, на заводах, в школах и на всяких службах, зарабатывает от 5 до 30 тыс. рублей в месяц (большая часть 10-20) и радуется. Это в Москве, на периферии в 2-4 раза меньше. Клондайка в России нет, на севера наборов нет, кому досталась хорошая работа – держится за нее мертвой хваткой. У меня в поле зрения сверстники моих детей (за 40): толковые, деятельные, трудолюбивые, сводят концы с концами и имеют «приличную жизнь», но по российским меркам. А как же, вы спросите, полмиллиона квартир в Лондоне, «Бэнк оф Нью-Йорк» и прочие сказочные богатства? Было, да сплыло. Что плохо лежало – уже украли, больше красть нечего.
       Из анализа приведенных сведений вытекают несколько выводов:
- социальный состав российского среднего класса очень пестрый. Самая крупная группа – бюрократия.
- общая численность среднего класса не превышает 300 тыс, что составляет от общего числа работающих (примерно, 100 млн) не более – 0,3 %. Мне кажется, это завышено, но не очень сильно.
- прием в средний класс закрыт – мест больше нет, и не предвидится, есть слабое движение в группе 3, открыт прием в группе 11, но это «на любителя». Хочешь разбогатеть, но не сможешь – нет поля деятельности. Только ехать в Колумбию, туда после Виктора Бута некому возить оружие.
- не протекают в России такие процессы, следствием которых будет повышение доходов населения, поэтому планы президента по росту среднего класса – такая же смешная и пустопорожняя туфта, как и по нанотехнологиям.
Э.Алкснис Edu41 22.03.05