Интеллектуальный университет - инкубатор талантов

Влад Лившиц
 На фото: Профессор д-р Джек П. Шонкофф (Jack P. Shonkoff)   


"Источником прибыли в неравновесной теории является не труд,
а интеллект общества. Труд является лишь средством
реализации интеллекта человека"
В. К. Нусратуллин

"Наступает эра креативного капитализма"
Билл Гейтс (Давос-2008)

"Посредством компьютера, допускаю, можно передавать
знания, но не ценности"
     Ректор РГПУ им. А. И. Герцена     В. П. СОЛОМИН [7]


Интеллектуальная энергия, творческая сила – это главное
богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития.
Нам нужно организовать масштабный и системный поиск
талантов и в России, и за рубежом.
Вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами».

Президент РФ Дмитрий Медведев

Научные исследования показывают, что человек в среднем
использует возможности своего интеллекта лишь на 10-15%.


Общепризнано, что основная производительная сила экономики кроется не в средствах производства, а интеллекте и знаниях. Это давно стало прописной истиной в США и Японии. Вот почему в систему образования там все больше вкладывается средств, а университетам уделяется особое внимание государства и бизнеса.
 Антропология, генетика, психология и педагогика сделали удивительное открытие. Оказалось, что эволюция человека (Генри Харпендинг) и его мозга (Л. А. Рудкевич) вовсе не завершилась в далеком прошлом, а достаточно быстрыми темпами идет и в наши дни. Появилось поколение детей «нового сознания» - ювенильных, эволюционно более продвинутых представителей рода человеческого. Они обладают значительным интеллектом, интуицией и образным мышлением (многие леворукие и равнорукие). Эволюция как бы учла потребности нового времени и преподнесла человечеству подарок. Но новое «ювенильное» вино бессмысленно заливать в старые меха – в традиционную систему обучения и развития. Особенность новых людей в том, что у них ЛИШЬ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ можно сохранить и развить высокий креативный потенциал мозга, используя ХОРОШО ОТЛАЖЕННУЮ СИСТЕМУ РАННЕГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. Причем развивающее обучение иногда начинают еще до рождения, используя пренапедию (дородовое обучение). Ученые Брент Лоуган (США) и Михаил Лазарев (Россия) создали методики пренапедии («BabyPlus» и «Сонатал»). Кроме того, в систему раннего обучения традиционно входит школа младенцев (с года до трех лет), а также видоизмененная программа обучения детей в детском садике и начальных классах школы. Однако этого уже мало в современных условиях. Нужно двигаться дальше.

Гарвардский профессор Джек Шонкофф даже считает, что ранее развитие ребенка является КЛЮЧОМ К РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ. Он возглавляет Гарвардский Центр по раннему развитию ребёнка(Center on the Developing Child at Harvard University), который был создан в 2006 году. Задача этого Центра в том, чтобы с достижениями науки о раннем развитии ребенка и его интеллекта ознакомить правительственные круги и лидеров бизнеса США. Новозеландский социолог и политолог из Университета Отаго Джеймс Флинн, проанализировав огромный материал, показал, что за последние 50 лет коэффициент интеллекта (IQ) постоянно возрастал в большинстве развитых стран. Этот вывод выдающегося ученого назвали в его честь "Эффектом Флинна". Можно предположить, что развитие глобальной экономики вызвано, главным образом, ростом интеллекта у человечества - возросшим производством "интеллектуального топлива". Однако появился новый тревожный сигнал: за последнее время рост среднего коэффициента интеллекта (IQ) не только приостановился, но начал снижаться. Дело в том, что глобализация торговли и либеральная экономика приводит к увеличению разрыва в доходах между бедными и богатыми. Даже в США средний доход у богатых составляет 40 тыс. долларов, а у остальных только 30 тыс. К этому выводу пришел Пол Кругман, Нобелевский лауреат по экономике за 2008 год. Исследователи показали, что в условиях бедности и стресса развитие интеллекта у ребенка не происходит. Пол Кругман вскрыл причину роста экономического неравенства. Устранением его и занимается Джек Шонкофф в Гарвардском университете. Сложность задачи в том, что развитие интеллекта у детей зависит от множества факторов, а также от семьи. Важна и эффективная технология управления, которую используют власти на всех уровнях. В эпоху информатики и Интернета такая технология власти имеется. Она создана и эффективно используется в бизнесе. ЛИН ЛОГИСТИКА - вот ключ, с помощью которого можно открыть путь к производству "интеллектуального топлива".

Период от рождения ребёнка до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Для интеллектуального развития ребенка особенно важны первые три года жизни, когда мозг обладает наибольшей пластичностью. В эти годы нужно обеспечить ребенку среду, способствующую развитию его восприятия и мышления. Для этого необходимо (Грэс Крайг "Психология развития"):
- показывать и двигать у ребенка на глазах яркие предметы;
- помещать предметы так, чтобы ребенок мог их разглядывать, трогать, хватать;
- во время купания играть с ребенком, используя плавающие предметы;
- задавать ему вопросы и поощрять к ответам.
"Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80% . Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?» (Масару Ибука. «После трех уже поздно»)
У детей уже с трехлетнего возраста формируется способность достигать абстрактных целей. Это показали в своей работе Дж. Рассел и др. (Journal of Experimental Psychology: General, Vol 137, No. 1, 2008.). До этого возраста они делают лишь то, что им нравится. Поэтому до трех лет обучение ребенка должно проходить в игровой форме, а затем может базироваться на абстрактных понятиях.
Эффект программ раннего развития зависит от возможности в дальнейшем использовать и развивать приобретенные ребенком способности. (Зырянова Н. Интеллект малыша. Ж. «Семья и школа». 2008, № 5.)

Чтобы учесть все тонкости раннего обучения детей, необходимо создать Интеллектуальный университет (Intellektual University). Он будет готовить специалистов по раннему развитию детей, подготавливать магистров и докторов наук Их уже готовят, например, в Канаде (бакалавров, магистров, докторов наук - PhD). При университете будет также научно-исследовательский институт, сеть центров раннего развития детей, пренатальный центр (дородового развития). Традиционные Университеты знаний (Knowledge University) также останутся на другом полюсе образовательного конвейера. Отметим, что во многих университетах США в кампусах уже имеются центры раннего развития и обучения детей (Early Cildhood Education Centr). Фактически это уже прообраз будущих Интеллектуальных университетов. В Калифорнии создан специализированный Пренатальный (то есть дородовый) университет. Это необычное учебное заведение интересно тем, что его студенты еще не появились на свет. Программа обучения в Пренатальном университете направлена на то, чтобы стимулировать созревание и развитие головного мозга плода с помощью разнообразных упражнений, таких как, например, «перестукивание». Будущих родителей учат постукивать по животу мамы в том месте, где они почувствовали толчок ребенка, и громко (не забываем про шумную среду вокруг плода) произносить слова, поощряющие его активность. Имеются данные о том, что новорожденные, закончившие Пренатальный университет, более активны, чем другие дети, быстрее развиваются и устанавливают более близкие эмоциональные связи с родителями.(Надежда Бешкова. Обучение до рождения//Ж. «Семь нянек»)

Программа раннего развития детей FasTracKids (для детей 3-7 лет) и FasTracTots (для детей 2,5 – 3 года)  была создана в США  1998  году. Она распространяется путем франчайзинга по многим странам. Накоплен десятилетний опыт этой поистине революционной методики в дошкольном образовании в 40 странах мира, в том числе в таких всемирно известных образовательных и научных центрах, как Оксфордский университет, Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет и НАСА. В России используют ее в 12 городах. Дети прошедшие такое ранее всестороннее развитие, становятся более уверенными в себе, умеют ставить цели, способны общаться, как со сверстниками, так и взрослыми, быть находчивыми и внимательными, применять свои знания в повседневной жизни, любят учиться, принимают самостоятельные решения, могут работать как индивидуально, так и в команде. Многих из этих детей относят к числу талантливых.


Таким образом, новая развивающая и образовательная система XXI столетия должна иметь два полюса - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ в раннем детстве на одном, и формирование знаний и навыков для всех остальных возрастов. Для поэтапного развития творческих способностей детей создания такой системы приведет к значительным затратам, как времени, так и денег. Сам процесс реформирования растянется на десятилетия, поскольку такие преобразования в спешке не делаются. Однако перманентный кризис в экономике, связанный с недостатком интеллекта, может резко ускорить темпы реформирования всей системы образования и развития людей. Не менее важна и позитивная роль семьи в производстве "интеллектуального топлива" страны. Поскольку интеллект (IQ и EQ) можно в значительной степени у человека развивать (это не только "дар Божий"!), то Интеллектуальные университеты, как специфические инкубаторы талантов, получат широкое распространение во многих странах. Центр развития интеллект сместится к раннему детству. К этому времени и дородовое развитие интеллекта у человека (пренапедия) получит научное обоснование.
Примечание:
В интеллектуальном университете  основным является формирование новых психических свойств личности (сегмента 5), и лишь затем как следствие приобретаются новые интеллектуальные знания и новые модели поведения. В университетском образовании последовательность обратная.

С конца 1997 г. в Принстонском университете Роджер Нельсон начал проведение длительного "Принстонского эксперимента". Полученные Нельсоном измерительные данные неопровержимо доказывают два ключевых теоретических положения психоинжиниринга:
* в коллективном сознании существует безинформационный обмен, который сам по себе является физическим процессом и может быть измерен посредством физических же инструментов;
* между коллективным и индивидуальными сознаниями  также существует безинформационный обмен.
 
Профессор палеоантропологии  Ричард Клейн из Стенфордского университета считает, что творческие способности у человека возникли 50 тыс. лет тому назад в результате мутации генов.  Ранее считалось, что креативные способности развились  постепенно в течение очень длительного времени. Генетики Оксфордского университета в 2001 году обнаружили, что от гена FOXP2 зависят способности к изучению языка и обработка вербальной информации. Возможно, по мнению ученых, вместо Homo Sapiens - человека разумного - появится новый вид - Homo Cyberus - человек организованный. Однако пока нужно более полно использовать теперешние возможности мозга путем раннего развития. Установление генной природы интеллекта и творческих способностей человека может внести в будущем кардинальные изменения,  как на объяснение их природы, так и методы развития. Этому будет способствовать и ГЕНОМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, которая позволить точно диагностировать и прогнозировать процесс развития интеллекта и креативных способностей.

В России было бы весьма полезно начинать реформирование с нескольких университетов. Например, при МГУ и Герценовском педуниверситете в СПб вначале открыть центры для раннего развития детей, чтобы готовить научные кадры по раннему развитию и обучению детей, распространять достижения науки по раннему обучению в правительственных кругах и бизнесе, по примеру Гарвардского Центра. Затем открыть интеллектуальные факультеты при этих университетах.
 Следует отметить, что уже сейчас при некоторых университетах функционируют центры для раннего интеллектуального развития детей. Так в Пятигорском гос. лингвистическом университете, в центре для раннего интеллектуального и эмоционального развития ребенка детей в возрасте от 3 до 5 лет, реализуют программу по их развитию и обучению иностранному языку. Однако проект не предусматривает там создание интеллектуального факультета.
Образно говоря, современное развитие человека подобно дереву. Его крона - традиционная система образования, а корни - кладез интеллекта, начало всех начал.
   Когда-то человечество овладело грамотой, затем создало систему производства и передачи знаний. Теперь настал черед формирования особой инновационной системы для производства интеллекта в достаточном объеме - без синтетического интеллектуального топлива человечество не выживет. Кризис современного высшего и школьного образования, к сожалению, имеет очень глубокие корни. Человеческая цивилизация стоит перед системным кризисом. Согласно теории С. Б. Переслегина, чтобы плавно перейти от эры массового производства к когнитивной эпохе, без войн и катастроф, нужны метатехнологии. К одной из них и относится интеллектуальный университет, детище эволюционной педагогики.

Примечание:

* В Челябинской области создадут «инкубаторы" для талантов (2007 г.)
В Челябинской области в рамках нацпроекта «Образование» будут открыты предметные лаборатории для одаренных детей. На их создание по распоряжению губернатора Петра Сумина выделено 15 млн. рублей, сообщает пресс-служба главы региона.
«Инкубаторы» для талантов появятся в 10 школах региона,  подготовивших наибольшее количество призеров всероссийских и областных олимпиад. Это гимназии №23, 10, 80, 82 Челябинска, школа №5 и лицей при Магнитогорском госуниверситете, лицей №13 Троицка, школа с углубленным изучением английского языка №25 Златоуста, лицей № 39 Озерска, лицей № 127 Снежинска.
Как отметили в пресс-службе, предметные лаборатории призваны стать центрами подготовки участников всероссийских предметных олимпиад школьников и кандидатов в сборные команды России для участия в международных олимпиадах школьников. На каждую лабораторию из областного бюджета направлено по 1,5 млн. рублей на условиях софинансирования с муниципалитетами. Предметную направленность каждой лаборатории предстоит определить местным властям.

(05.08 - первая редакция,
11.08 - вторая редакция)

См. также

1. [http://proza.ru/2008/12/05/652 Полезно ли раннее развитие ребенка?]

1a. [http://proza.ru/2011/12/14/1685 Зеркальные нейроны]

2. [http://proza.ru/2006/03/20-263 Тайна экономического чуда]

3. [http://proza.ru/2008/10/11/233 Интеллектуальное топливо - Fuel for intelligence]

4. [http://proza.ru/2008/01/25/316 Обучение до- и после рождения. Путь к амбидекстрии]

5.  Л. Н. Галигузова,С. Ю. Мещерякова. Актуальные проблемы в сфере образования
детей раннего возраста.// Психологическая наука и образование  №3/2010
(http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n3/31170.shtml}

Авторы рассматривают важнейшие проблемы в сфере воспитания и обучения детей от рождения до 3 лет. Предлагается модель функционирования центра поддержки детей раннего возраста и их семей, разработанная на основе отечественного и зарубежного опыта, как оптимальная организационная форма оказания всесторонней помощи. Описываются принципы, на которых должна строиться работа центра, направления деятельности, кадровое обеспечение

6. Александр Денисов, Елена Денисова
Постиндустриализм: проблемы и задачи новой кадровой политики
"Экономические стратегии", №3-2009, стр. 64-71
7. В. П.    СОЛОМИН. Школьников нужно учить иначе СПб Ведомости 02.09.2011
(http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10279690@SV_Guest)

Посредством компьютера, допускаю, можно передавать знания, но не ценности.
Под фундаментальной подготовкой традиционно понималось изучение предметных знаний основ наук. Но наука сегодня движется такими темпами, что не только школьное, но уже по ряду проблем и высшее образование за ней не поспевает. Так что отныне проблема отбора содержания образования будет стоять очень остро. А в состав фундаментального ядра теперь введены задачи, решение которых поможет развить у учащихся важнейшие навыки, которые названы «универсальными учебными действиями» (умение извлекать нужную информацию, планировать действия и т. д. – Прим. ред.). Это уже отклик на вызовы времени.

8. Финская система образования
 (http://proza.ru/2012/01/03/1230)

9. Гарвардский центр по раннему развитию ребенка
(http://rubrikator.info/index.php?title=)
Гарвардский центр по раннему разви;тию ребенка (Center on the Developing Child at Harvard University) был создан в июле 2006 года для продвижения фундаментальных научных знаний в области развития детей в раннем возрасте, и обоснования необходимых инвестиций в эту сферу. Центр призван использовать работы по раннему развитию детей признанных специалистов в этой области. 

Задачи Центра
• Построение комплексной науки о здоровье детей, обучении, и поведении в раннем детстве.
• Предупреждения возникновения стресса у ребенка в раннем возрасте.
• Разработка путей для предупреждения неравенства.
• Создание эффективной научно-обоснованной политики и практики для передачи знаний в области раннего развития детей.
• Подготовка лидеров, способных вырабатывать научно-обоснованные стратегические решения, способствующие достижению здорового развития детей, семей и общин, ликвидации материального неравенства в разных слоях общества.
• Увеличение в обществе инвестиций в раннее детство, чтобы создать прочный фундамент для последующего обучения, физического и ментального здоровья людей и их благополучия в США и глобальном масштабе.

10. Center on the Developing Child - Harvard University
(http://developingchild.harvard.edu/)

11. Center on the Developing Child at Harvard University Buffett Early Childhood Fund (en. WIKI)

Jack P. Shonkoff, M.D. directs the Center on the Developing Child at Harvard University, based in Cambridge, Massachusetts. He is the Julius B. Richmond FAMRI Professor of Child Health and Development at the Harvard School of Public Health and Harvard Graduate School of Education. He is also a Professor of Pediatrics at the Harvard Medical School and Children's Hospital Boston.
Topics of interest of the Center on the Developing Child are:
• Brain development in young children and infants
• Evaluation of early childhood intervention methods and models
• Creation of new policy and practice based on the application scientific research
• International child health initiatives
• Understanding the effects childhood has on lifelong health.






---