Грустная история

Степаныч Казахский
Памяти авиатехника и просто хорошего человека - Каравина Юрия Васильевича, посвящается.

Мы с Юрочкой, и "воздушное сУдно типа Ми два" вздрагивая и ныряя между белёсыми облаками и косыми струями дождя, вдруг хлещущими яростно и недолго маленький вертолетик, прорываемся сквозь грозовые тучи в Агадырь - небольшой станционный городок между Карагандой и Балхашом.

Час с небольшим болтанки и дождя и, мы - "на месте".
Нас "приютили" на краю посёлка, на выбитой колёсами Ан-2-х и Л-410-х(в простонародье "Элка") грунтовой полосе, гордо именуемой согласно выцветшей вывеске "Аэропорт", на покосившейся одноэтажной избушке неизвестного предназначения....

Пришли мы сюда из Алма-аты, по заданию нашего командования, чтобы помочь местной геофизической партии поскорей завершить обследование и изыскания, затянувшиеся было из-за финансирования в начале 90-х. Но мы ещё не знали тогда, что они - уже "лихие", поэтому спокойно и обыденно обсудив нюансы, методично работали с "заказчиками".

Работа - обычная, только "подлёты" между точками очень большие: Бывает и по сорок минут, и по часу с лишним приходится идти, отыскивая точку на карте, что, мне, не очень нравится. А не нравится потому, что за бортом - конец лета и погода шепчет: «Заляг на бережке и купайся..."

Только купаться, особо здесь не в чем или негде: "степь да степь кругом", пересечённая старыми, уже разрушающимися, невысокими, скорее холмами чем горами.
Не нравится ещё и потому, что последние несколько командировок работал «подпрыгивая» на двадцати-тридцати метрах слёту находя нужную точку - небольшой деревянный колышек- "знак" среди кустиков и камней. Что, на мой взгляд, гораздо интересней, чем «пилить» на трёхстах-четырехстах метрах. Ходить приходится повыше ещё и потому, чтобы сэкономить горючее, да и ориентироваться хорошо сверху-то. Ведь как известно "Сверху видно всё".


Работаем уже несколько недель. Живём в доме уехавших в отпуск геологов, оставивших нам на присмотр дом и "хозяйство": десяток кур и задиру петуха, - крупного, со "стоячим" ярко-красным гребнем и "стальными", как узнал вскоре, когтями.
С ним «познакомился» уже в первый вечер, когда пошел кормить.
Едва неосмотрительно вошёл в курятник предварительно не представившись «Петру» и не "согласовав визит", как он уже дубасил меня крепкими крыльями и клевал мощным как зубило клювом!

- Ах ты зараза! - обсердился я, предварительно ретировавшись и счищая с одежды, следы «побоев».
Говорю ему отважно через сетку курятника: «Вот посидишь у меня на голодном пайке - сразу присмиреешь однако».
На что петух, в ответ прыгнул на сетку и клюнул меня в воображаемое им, энное место.
- Да!? Ну хорошо!
Остальной "контингент" курятника с интересом наблюдал за событиями, "не примыкая ни к одной из сторон".

- Куры они и есть куры - сплюнул я и пошёл жарить картошку. Сегодня - моя очередь.
Юра забабахал прекрасный салат из всего "что было под руками" и мы "вприкусочку" с сальцем, «выкушали» всю здоровенную сковородку хрустящей картошки, запивая её белым, самодельным сухим вином, радушно оставленным нам в небольшом количестве, хозяевами.

Утром попробовал повторить "кормёжку", но был с позором изгнан с территории курятника.
Махнув рукой, уехали с Юрой на полёты.

                ***********

У нас заканчивался керосин, а водитель топливозаправщика, отправленный в Караганду не приезжал и не подавал оттуда "признаков выполнения задания".

- «Сегодня отработаю и махну на «эЛке», в Караганду, выбивать топливо» - говорю геологам.
- А что такое? – спрашивают.

- Да всё тоже самое – отвечаю. Мы - не приносим прибылей карагандинскому авиапредприятию и работаем с Джезказганом; стоим на границе огромных областей Казахстана, и до нас нет никому дела.

- Мда-а - тянут геологи. Им непонятна эта чехарда с керосином... Вроде и деньги платим и всё "крутится как крутилось". Да только, видно уже не так - думают наверно мужики, и садятся в запускающийся вертолет.

А буквально пару недель назад, мы с Серёжкой З. сидели в порту г.Балхаш, дорабатывая "площадь", и утром телевизор «рассказал» про какое-то ГКЧП созданное для блага страны под названием СССР, группой "силовых энтузиастов".
Смотрим во все глаза и не можем понять: Что же происходит на самом деле ?!
Правда, когда Горбачёва привезли на самолёте из его резиденции, и я увидел лицо Михаила Сергеевича сходившего по трапу самолёта, что-то очень медленно и со "скрежетом" провернулось в мозгу: Похоже действительно, что-то произошло, в нашей «могучей и непобедимой»...

               
                *************

Мдааа.
...Экономим как можем остатки керосина в прицепной восьми-кубовой ёмкости на колёсах, а в очередной сеанс связи находясь "в воздухе", пытаюсь договориться с диспетчером Караганды, напоминая о нашем "аховом положении".
В который раз обещают решить вопрос положительно и мы - успокоенные, идём к себе на временную базу, на ночёвку.
Когда сдавали борт "под охрану" начальнику аэропорта и сторожу в одном лице, меня будто кто то за руку вёл: Забрал с собой ракетницу, патроны, барограф, наушники, бортжурнал, а Юру попросил снять и "авиачасы".
На его недоумение во взгляде - махнул рукой: Сними ка на всякий случай! - Что-то наш сторож, и тоже Юра кстати, не «просыхает» уже который день - бормотнул я технику, озабоченно.

....«Петр» присмирел, увидев в моих руках хороший "дрын" когда мы вернулись в наше жилище и я пошел кормить "пернатую ораву".
- Куры-то здесь, при чём? - говорю забияке. - Они ведь есть хотят, а хозяева нас не поймут, если кто-нибудь из твоих подчинённых вдруг «ласты завернёт», от голода. - Так ведь? - спрашиваю вылупившего на меня свои злые, налитые кровью глаза, драчуна.

Клекочет чего-то в ответ, и когда я уходя резко обернулся, он споткнулся, стервец.
- «Ах ты змей!" - бормочу. Ты в спину метишь, да? (В смысле - в задницу...)
Но чуть позже, выглянув, вижу, что клюёт подлец, корм-то!
- Ничего, притрёмся - смеюсь и задергиваю занавеску.

Утром, как обычно приехали готовиться к вылету и я нагнул голову, чтобы войти в невысокую избушку начальника порта, одновременно являющуюся АДП (авиационый диспетчерский пункт) и КДП (командно-диспетчерский пункт)и АМСГ(авиа-метео-синоптическая группа) - а мне навстречу выглянула и исчезла, всклокоченная "голова Юры" - начальника аэропорта. Глаза суетливо бегают избегая встречи, и я встревожено оборачиваюсь к вертолёту, стоящему в отдалении.
Там, "мой Юра" машет руками как мельница, ошарашенно хлопая себя по бокам.

Делаю немедленный и стремительный рывок на короткую дистанцию и взору открывается "картина в цвете": Сдвижной прозрачный блистер (окно пилота из плексигласа)- разбит; вся левая сторона бело-синего вертолёта, измазана, чем-то синим....
Пробую на палец: Не то краска, не то чернила ?

Открываем кабину.
- Мама моя ! Всё внутри испачкано, словно кто-то разбрызгивая из пузырька и размазывая потом, елозил по салону вертушки !
Всё в чернилах: Чехлы, обивка, стёкла.

У меня и Юры-авиатехника, вид двух полусумасшедших: Просто не верилось, что кто-то мог натворить такое.
- Как хорошо, что я забрал ракетницу и патроны.... - всплыла мысль.

На все вопросы "начпорту", в ответ слышим: "Не помню ничего".

- Класс ! - говорю, и иду в "радиорубку". "Начпорта" плетется следом.
Совершенно оглушённый, собираюсь с мыслями.
Юры - оба, топчутся за спиной.

- Как звонить в милицию? - спрашиваю начальника.
Мямлит: Я уже звонил. Сказали - разберёмся.

- Ё-моё, с чего начать и чем закончить?!
Вернулся к вертолёту, сделал обход с подробнейшим осмотром "матчасти" вместе с Юрой-авиатехником.
- Ничего не повреждено, кроме блистера. Слава Богу!- шепчу про себя облегченно.

Набрасываю текст радиограммы в свой авиаотряд. Получилось кратко и по-существу. В голове роятся мысли о скандале и расследовании, но с базы через два часа приходит короткий ответ: «После досконального осмотра и официального заявления в органы прибыть в Караганду для решения вопросов по топливу и получения отправленного вам рейсовым самолётом запасного блистера». тчк.

Вздохнув облегченно, ставим в известность "заказчика" и отмываем как можем, вертолёт.
Затем летим в Караганду, где нас "ждёт" присланный с базы блистер, а также неприятный разговор с командиром местного авиаотряда.

Потрепав нервы себе и ему заявляю, что "буду ходить в кабинет как на работу" пока не дадут наконец керосин.
Но назавтра - нам дают таки топливо, и мы возвращаемся в своё временное пристанище дорабатывать "объёмы". Ну и кормить "хозяйство", само-собой. Которое похоже уже сменило "гнев на милость" пока мы отсутствовали.
- "Голод не тетка" - киваю одобрительно и открываю дверь курятника.

....С петухом стал «поддерживать тёплые дипломатические» отношения (держа дрын за спиной). Куры не возражали, а петух "делал вид" что ему всё поровну и все - были сыты.
Так и доработали командировку.

А через неделю, собрав свои нехитрые пожитки, уже шли высоко-высоко, держа курс "на Юг".
Шли домой, стараясь вытравить из души неприятный осадок от происшедшего и ещё не подозревая, что нас всех, ждет впереди...