Прогулки по магистралям истории

Владлена Драбкина
Владлена Драбкина


       Прогулки по магистралям истории

Начну с азбучных истин. Любой организм питается посредством своих корней. Дерево –
это и ствол, и крона, и корни. Генеалогическое древо состоит из тех же компонентов. Корни, истоки, питательная среда – вот что дает жизнь любому современному организму, любой современной цивилизации, и так было, и так - даст Бог! – будет.
       Любой современный конфликт своими корнями уходит в глубокое прошлое. Прошлое еврейского народа зафиксировано в ТАНАХе, прошлое других стран отражается в мифах их пранародов. Наука под названием «история» (не путать с «сипуром») пытается разобраться в мифах разных народов и вычленить из них историю и вымысел, Нам, евреям, как, очевидно, и другим народам, приходится свои религиозные верования приводить в соответствие с исторической наукой. Не хочется, больно, гневно, лобно (то есть мешает лобная психология верующих), саморазрушительно углубляться в недра истории, которые могут возвеличить вымысел мифа до уровня истины в последней инстанции, а могут и разрушить мифический символ, поставив на него тавро вымысла.
       А история идет своим чередом, своей «железной поступью», и действующие лица этой истории, в сущности, немногим отличаются друг от друга как в плане пространственном, так и временном. Чья теория происхождения видов оказывается истиннее: учение Дарвина или религиозные догмы разного толка, - чьи эсхатологические теории оказываются «правее» и когда наступит конец «полусвета» или света в целом – этого ни религии, ни наука внятно сообщить человечеству не могут. И, возможно, именно поэтому, пребывая в заблуждении, человечество остается неразумным и некоторые из его представителей еще безудержно рвутся к власти и одержимы жаждой истребления себе подобных. Так было вчера, так есть сегодня, что будет завтра?
       Итак, история движется своим чередом, по законам спирали или пассионарности, но в целом развитие человечества зависит от возраста религиозного учения, которое оно (человечество) исповедует. Очень неловко утверждать (но это исторический факт), что ислам – самая молодая религия мира, с молодой, не сказать – юной, жаждущей подвигов и не знающей страха смерти душой. Ислам живет в конце тринадцатого века, а это эпоха раннего Возрождения, эпоха смеха, карнавала и маскарада, эпоха вывернутого и перевернутого мира (и вообще, господа, читайте Михайла Михайловича Бахтина).
       Юная психология мусульман проявляется прежде всего в их стремлении к самоутверждению, тем более у тех народов, которые уже имеют позади яркое, позитивное, прогрессивное прошлое. Такова история Ирана, народы которого в 7-4 веках до новой эры создали великую ирано-персидскую державу династии Ахеменидов. По законам пассионарности Иран долгое время пребывал в «спящем» периоде, но по законам спирали Иран жаждет вернуть себе былое величие. Иранский президент - Ахмадинежад, имя которого так перекликается с именем родоначальника Ахеменидской династии середины первого тысячелетия до новой эры, - проникся всей значимостью своего назначения в современном мире и поставил перед собой великую задачу – возродить величие Иранской державы.
       В Интернете есть все, и в этом «всем» я прочла высказывание президента российского Института Ближнего Востока Евгения Сатановского: «Великая Иранская держава будет». (29 сентября 2006 года, интервью РИА Новости на Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций»).
       Великая Иранская держава в древности начала свое существование с военных завоеваний близкого и не очень близкого азиатского мира. Ахемениды пали, в свою очередь, под натиском войск Александра Македонского. Если история движется по спирали, то Иран должен восстановить Ахеменидскую державу, и именно для этого в современном мире ему понадобились ядерные разработки. Окружающий Иран мир тоже не страдает девичьей памятью и хорошо знает и свою, и иранскую историю, и, возможно, 2-я ливанская война (Израиля с Хизбаллой) продемонстрировала всему миру и соседям Ирана – прежде всего, что будет с ними в случае победы Хизбаллы (то бишь Ирана) и как будет Иран продвигаться к своему величию.
       Израиль не чувствует себя врагом Ирана, но зато Иран видит в Израиле (а может быть, прежде всего – в США) врага номер один в своем продвижении к величию. В этом случае любопытно вспомнить еще одну историческую параллель, а именно то, что I иудейский храм был разрушен именно в 6 веке до н. э. – во времена победных шествий Ахеменидов. Первое вавилонское пленение евреев, последовавшее за этим, было совершено в рамках Ахеменидской державы, которая, в свою очередь, прибрала к рукам Вавилонию.
       Являются ли иранцы антисемитами, вопрос спорный, но одно несомненно, что они считают Израиль самым сильным государством на Ближнем Востоке и поэтому главным препятствием на своем пути к восстановлению великой иранской державы. Недаром наш народ знал в самом начале 2-й ливанской: что будет с Израилем – то будет и со всем миром. Такова цель Ирана, такова задача Ахмадинежада, сознающего себя наследником царей Кира и Дария, прекрасно помнящего свои корни.
       Чьими наследниками осознают себя наши еврейские ультраортодоксы, нам совершенно понятно. А вот помнит ли свои корни Эhуд Ольмерт? И встанет ли мир на защиту иудейско-христианских ценностей? И успеем ли мы получить ответы на эти вопросы?
       
       
Осень 2006 года