Наши на экспорт

Доминика Дрозд
Наши на экспорт.

Какой музыкальный исполнитель не мечтает о мировой известности? Да все мечтают. А если вдруг скажут что-то вроде того, что хочет петь исключительно для соотечественников – не верьте. Это ложная скромность.
Наши певцы и певицы весьма амбициозны. Стоит кому-то из них выступить хотя бы в стране бывшего СССР, поднимается огромная шумиха. В принципе, все наши по СНГ гастролируют неплохо, но по определённым причинам брать в учёт такие конгломераты не стоит.
Артист или изначально «отливается» под западные мерки, или со временем шлифуется в данном направлении. Для этого все как один начинают петь на английском, что не совсем верная тактика. Английский понимают далеко не везде, далеко не везде его жалуют, да и от акцента за месяц не избавишься, а у славян, как говорят англоговорящие, с английским проблемы. Успех поющего на родном турецком Таркана и громкое начало карьеры греков Антик – лишнее доказательство тому, что не в языке дело. Дело в музыке и раскрутке, а с этим у нас проблем зачастую куда больше, чем с языком.
Начнём с начала.
Алла Пугачёва была безумно популярна в странах Варшавского договора, популярна она там и по сей день. Это для многих уже классика, как Чайковский и Кировский балет. Разумеется, пела она на русском, но какие же это были прекрасные песни! Уникальность тогдашнего успеха Пугачёвой как раз и кроется в неповторимом мелодизме её песен. Потом уже слава закрепилась за Аллой Борисовной как бы по инерции.
Филипп Киркоров взялся штурмовать западную цивилизацию через Евровидение. Это тоже очень неплохой ход: с помощью этого конкурса легко раскрутиться, даже если не выиграешь, и если ты не боишься пожизненного штампа «участника Евровидения», дерзай и борись за право участвовать, как это делала мальтийка Кьяра. Но Киркоров «не выстрелил». И песня неплохая, да вот не заладилось. Зато Филипп, судя по обилию информации на его сайте, очень гордится своими зарубежными гастролями. Изучая их географию, невольно отмечаешь такой факт: это Германия, Израиль и Америка. То есть, страны, где больше всего выходцев из бывшего СССР. Тогда получается, что и Михаил Шуфутинский – «экспортный» исполнитель, благо, что в том же Израиле выступает часто.
При всём уважении к вокальному диапазону «болгарского соловья», надо сказать, музыка его имеет для европейской аудитории небольшой вес. Выражаясь языком радийщиков, не тот формат. Да и с таким английским, как у Филиппа Бедросовича, слава Стинга ему не грозит.
Не секрет, что хард-рок – стиль довольно коммерческий. Bon Jovi и Scorpions этого совсем не стесняются. Вот и у нас тоже была такая отличная группа, изначально «изготовленная» на экспорт. Речь, конечно, о Парке Горького (Gorky Park). Проблема парка состояла не в том, что русские, исполняющие хард-рок, казались миру неубедительными. Создатели команды просто не могли знать, что интерес к хард-року так быстро угаснет. Monthly Crew и Cinderella в буквальном смысле грохотали в середине восьмидесятых, а Парк Горького всерьёз заявил о себе только в 88-м, на разогреве у Scorpions в Ленинграде. Потом всё, вроде, пошло по накатанной: драйвовая музыка, жёсткий вокал, почти исключительный английский, неподражаемая хард-роковая стилистика…
Но – поздно. Мир вкусил аромат брит-попа и охладел к тяжёлому дыханию хард-роковых гитар. Ведущие команды, работающие в этом жанре, популярность с трудом, но удержали, а не так давно созданный Парк вернулся в Россию и попробовал работать уже для своих, но и здесь не сыскал особого интереса.
А что же с поп-музыкой? Когда Европа и Америка стонали от восторга, наблюдая за молодой, юной и талантливой мисс Спирс, никто и не сомневался в том, что любую симпатичную и в меру голосистую барышню любой национальности можно раскрутить до её уровня. Почти триумфальный успех Алсу на Евровидении пророчил певице с романтичным именем головокружительный взлёт. Европа действительно заинтересовано протёрла глаза, но и тут у нас всё вышло по-старому.
Алсу выпустила англоязычный альбом с хитом Before you love me. Продюсером пластинки стал Брайан Роулинг, работавший с Энрике Иглесиасом и Шер, сам альбом писался на студии в Нью-Йорке, к созданию песен приложили руку творцы хитов самой Дженнифер Лопес и Селин Дион, а уж какой клип отсняли на первый сингл!...
Помогло?
Не очень. В британских чартах сингл продержался недолго, балансируя на уровне третьей десятки. Судя по всему, Алсу для европейцев была лишь русским двойником Бритни и удачливой участницей Евровидения.
Гораздо большего успеха добились электронщики ППК, создавшие на волне жаркой любви к Moby и подобным хит «Resurrection». Они действительно зажгли танцполы, и об их успехе российские музыкальные издания трубили как о первом полёте человека в космос (благо, что именно эта тема стала темой композиции). Но страсти поутихли, и от ППК что-то ничего такого же сногсшибательного не слышно.
Сергей Лазарев всегда и везде даёт понять, что петь хочет только на английском. Он объясняет это тем, что не находит достойного русскоязычного материала. Скорее всего, ведущими являются европейские амбиции певца. Ещё группу Смэш, из которой он ушёл, готовили для экспорта, желая снять сливки с успеха Тату. Но пока Сергей популярен больше в родных стенах. Звук он пишет в Лондоне, в Лондоне его песни, вроде как, и крутят, а вот концерты ставят всё больше в российские города.
Причина? ОГРОМНАЯ конкуренция. На западе таких Лазаревых а-ля Тимберлейк хватает. Попытки доказать свою самобытность кажутся европейскому слушателю неубедительными, и географическое расположение места, где был произведён мастеринг альбома, его не впечатляют.
Как заявила добрый ангел Димы Билана – Яна Рудковская, англоязычного альбома Димы с нетерпением ждут в Европе. Правда, назвала она какие-то не очень европейские страны: Мальта, Кипр, Турция(?). Уверенно скажу, что в Финляндии Дима – почти национальный герой. Девочки вешают фотографии певца в своих он-лайн альбомах, но, похоже, на этом всё и заканчивается, ведь достойная Европы песня у Димы только одна – с Евровидения, а интерес к ней уже угас. Впрочем, у Димы всё впереди, надо лишь грамотно выстроить промоушн, потому что, как это видно в случае с Алсу, участие мировых мастеров в записи альбома – не главное.
Ещё немного о Финляндии. Однажды, изучая список участников летнего фестиваля в Лаппеенранте, я обнаружила неизвестное мне имя: Nu Virgos (UKR). Только по этой «укр» я догадалась, что «Нагие Девы», это ВиаГра. Их тоже старательно двигают на Запад – девушки записали уже второй англоязычный альбом. Только получается не очень, и начальники объясняют это постоянными подвижками в коллективе. Наверно, дело всё же не в этом. Константин Меладзе – великолепный мелодист, но это – не европейская стилистика. Не все такую музыку понимают, она слишком «Russian», как высказался один довольно известный немецкий музыкант.
В плане музыки и имиджа в точку попали только Тату. Их успех в чопорной Англии, рафинированной Италии и ориентированной на рок Финляндии не оспорим. Дело не только в том, что Европа всколыхнулась от лесбийской темы. Музыка Тату в меру мелодичная, не грузит голову, плюс к этому – стандартные тексты, незамысловатые голоса и уйма здоровой агрессии. Это в музыке сейчас – главный фактор успеха. То, что не отношения между солистками (а европейцы – не дураки, и прекрасно понимают, что всё это лишь дань образу) сыграли роль в успехе группы, доказывает следующее. Когда Тату отошли от своей розовой тематики, слава не пропала, а закрепилась. «Нагим Девам» есть чему поучиться.
Конечно, перечислять экспортных творцов массовой культуры от России можно бесконечно, но суть – не в упоминании достижений того или иного исполнителя. Главное, суметь сделать вывод, почему мы не нравимся Европе, а если нравимся, то чем это заслужили.
А вывод один: надо учиться делать по-европейски качественную музыку, не ударяясь в слепое копирование, и сопровождая всё это добротным пиаром.
Поверьте, тогда никто не будет смотреть на то, на каком языке и с каким акцентом мы поём!