Вадим Филимонов - вступление

Ульяна Улитова
Я думала, что к мандалам я никогда больше не вернусь.
Ну, увидела я их у Льва Толстого, Казимира Малевича, Вацлава Нижинского, Карла Юнга. Но творили они так давно, почти сто лет назад. И в мандалах отражена многолетняя борьба с собой. Может не только с собой?

Значит время было такое, - подумала я. Время неврозов и дыхания высших миров, время предощущения нового искусства и отрицание прошлого, время пророчества и эмоциональных вибраций интуиции, время ожидания апокалипсиса и беззаботности, время черноты души и шаг вперед и ввысь, время победы над солнцем и свет от света, время глашатаев бунта и протеста.
Время хаоса в искусстве, в философии, в умах, где "гибель бабочки в прошлом изменила потом мир будущего". И рисование мандал - это отражение того времени.

Но вдруг я открыла для себя работы нашего современника, художника Филимонова Вадима Ивановича. Он рисует на темы Евангелия «Распятие», «Ангел Апокалипсиса», «Лик, как крест», 1978 г.; «Всемирное воздвижение креста», 1976. Картины похожи на иконы, но это мандалы, самые настоящие символы.

Есть сходство с работами Малевича геометричностью и цветом красно-черно-белым. Но и отличаются они цветом. В работах много золотистого и синего, которые приходят как бы из космоса и дают свет. Значит от Малевича он взял цвет как паузу жизни, как кризис, и добавил свой цвет как продолжение новой жизни. Чувствуется, что художник не просто рисует символы мандалы, которые приходят бессознательно, но переосмыливает их, придает им жизнь, энергетику.

Но почему все-таки мандалы?

Может время такое наступило. Пушкин тоже везде рисовал головки, похожие на мандалы. И его эпоху назвали "Золотым веком поэзии". Следующую эпоху мандал назвали "Серебряным веком поэзии". Сейчас литература тоже переживает расцвет. Как назовут эту эпоху? Изумрудной, бронзовой, лучезарной.

А может быть он хочет соединить прошлый век с современностью. И связать серебряную нить разорванную революцией.
Или ведет полемику, чтобы разгромить духовную эволюцию, начатую Христом и продолженную в прошлом веке.
Или через светлую материю жизни прорывается темная энергия Вселенной?

Да, не так прост Вадим Филимонов, поэт, прозаик, художник, фотограф. Он многогранен. Что значат только его открытия: "ДА есть перевёрнутый АД", утверждение как отрицание, или "Раскольников рычит своими инициалами Р-Р-Р, Родион Романович Раскольников."

Одним ключом не откроешь, чтобы понять суть его творчества.
Сначала он показался мне "эстетским Чарльзом Буковски". Это какашки, мат, отрицание традиции.
Потом я подумала, что он пишет пародию на постмодернизм. Это "АПОСЛЯПОСТМОДЕРНИЗМ", иносказания.

Но ключ я все-таки нашла в рецензии Льва Верабука к тексту Вадима Филонова. Это качели. Качели - это устройство для качания. Словарь Ожегова.

Да, те самые качели, которые свисают петлей с крепкой ветки ивы. И надо закрепить широкую досточку, отойти назад, разбежаться, а потом оттолкнуться и ты уже летишь вперед и ввысь. И сердце так сильно зажмуривается от того, что ты выше ручья, и поля за ним. А потом резко вниз, и назад, глоток воздуха и в синее, синее небо летишь, и падаешь широко расставив руки в "белый скачок... и за этим белым скачком опять белый скачок...и в этом белом скачке белый скачок... в каждом белом скачке белый скачок"(Кандинский)

Так и Вадим Филимонов в своем творчестве отталкивается и летит от прошлого в будущее, от небытия к бытию, от Малевича к себе, от духа к телу, от автоматического письма к жизнеутверждающему, мощному. Он пишет энергичными жизнелюбивыми мазками, потому что сам "он растёт, как дерево, рыба и птица и пытается
занять ещё восемь измерений пространства».
 
       
Обратимся к текстам на его странице. Однозначно, это интеллектуальная литература. О ней я поговорю в следующий раз.

(Работа Вадима Филимонова "Лик как Крест", 1978 г., холст, масло, 110х78 см., )