Интервью, взятое в этом году

Валерий Таиров
       Я мог бы опросить сотни людей и задать им сотни вопросов,
       связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
       и получил бы сотни совершенно разных ответов на одни и
       те же вопросы. И вспомнил бы слова Высоцкого «…А мы
       всё ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса».
       Поэтому я обратился только к одному человеку, чьё мнение,
       хотя и не ставлю выше других, но постоянно прислушиваюсь
       к нему.

В. Т. - Скажи, что ты чувствуешь, о чём думаешь, когда в 2008 году слушаешь песни Владимира Высоцкого, читаешь его стихи?

Т. В. - Думаю – жаль, что его нет с нами. Ощущаю ностальгические чувства по тем далёким временам, когда в 70-х – 80-х годах прошлого века мы были молодыми. Это был период пробуждения самосознания для многих из нас. Тогда пел Высоцкий, а те, кто слушал его, ждали новых песен.
       Думаю, что три четверти слов, три четверти сказанного им в песнях и стихах продолжает оставаться актуальным и сегодня. Да и как могут быть не актуальными песенные вторжения Высоцкого в проблемы нравственности общества, общественной и личной морали?

В. Т. – Да, он вёл войну за согласие слова и дела: человека и общества, человека и власти, самого человека. К тому же Высоцкий был певцом тревоги, искателем правды, борцом с равнодушием и мещанством. Но, ведя борьбу за согласие слова и дела, за правду, Высоцкий неизбежно вливался в ряды тех, кто способствовал разрушению политической системы тех лет, да и государства? Возникает вопрос, не был ли он – по аналогии с «буревестником революции» - «буревестником контрреволюции»?

Т. В. – Нет, не думаю… Не мог он такого развития событий предполагать, как у нас получилось. Ведь он не дожил до всякого рода «перестроек» и «реформ», разваливших страну – СССР. Скорее, Высоцкий был предвестником перемен. Мне кажется, что он чувствовал их приближение, но о том, какие это будут перемены, вряд ли предполагал. Если бы знал, то о другом бы написал, возможно… Догадки о будущем страны у поэта были слишком расплывчаты, хотя смутные опасения или предположения проглядывали в стихах «Штормит весь вечер, а пока…», «Революция в Тюмени» и некоторых других. Ну, не был он ни революционером, ни младоперестройщиком, не был и в одной упряжке с властью… Он был просто… Высоцкий!

В. Т. – Но творчество Высоцкого способствовало переменам…

Т. В. – Конечно способствовало. При его жизни – «прочищало мозги людям», несло слово правды, давало надежды на перемены… Но после того, как поэта не стало, социальная поэзия Высоцкого стала использоваться для раскрутки перемен в обществе… Но Высоцкий-то этим процессом не управлял – его уже не было. Творчество поэта существует после его ухода из жизни самостоятельно. Так и в этом случае – «Время Высоцкого» существует уже без него, начиная с 1980 года. К тому же это «Время» совпало в 90-е годы с кризисом управления и власти в СССР, когда шла смена немощных лидеров власти, управлявших страной, «не приходя в сознание…», на…лидеров, управляющих «не выходя из запоя»…

В. Т. – А какие были взаимоотношения самого Высоцкого с властью?

Т. В. – На мой взгляд, эти отношения менялись со временем. Часто он был далёк от борьбы с властью, в крайнем случае, хотел её «улучшения», «усовершенствования». Он не был диссидентом, но очевидно, что он был нонкомформистом по отношению власти. Власть «терпела» Высоцкого, он терпел власть – может быть, было так? Боялся ли Высоцкий, что его вынудят остаться на Западе? Кто сейчас это скажет – его долгоживущие «друзья», ставшие в России депутатами и коммерсантами, или его друзья настоящие, родные и близкие? Возможно, верной является мысль, высказанная в своё время В.Толстых в книге «Высоцкий в советской прессе», что Высоцкий «допел» и сказал «всё, что должен сказать человек, чтобы иметь право уйти, оправдав своё появление на белый свет…». Печально звучат слова, но правом вовремя уйти сам человек не командует, это воля случая. Владимир Высоцкий закончил «процесс самосожжения» в такой момент, когда процесс распада страны, строя, режима в СССР, ещё только начинался. Приветствовал ли, будь жив, Высоцкий - переход более трёх четвертей населения страны к новой форме рабства (от морального гнёта партийной формы правления – к экономическому гнёту нового чиновничье-олигархового режима «демократического» правления), развал и разрушение страны, армии и флота, обнищание многих людей и безработицу? …«А мы всё ставим каверзный ответ…»

В. Т. – Что такое «Мир Высоцкого» сегодня?

Т. В. – «Мир Высоцкого» - это всё, что так или иначе связано с его творчеством плюс всё, что связано с его жизнью и биографией. Мне больше интересна та часть этого «Мира», которая является его творческим наследием. Остальное – это красивая оболочка, история, переплетение правды и мифов, интересные для историков, коллекционеров, собирателей, исследователей и родственников. Считаю, что жизненные коллизии Высоцкого, его родственные, деловые и прочие связи, история его путешествий по стране и миру – всё это второстепенно, хотя кому-то - интересно.

 В. Т. – Его творческое наследие останется в истории русской поэзии? Будет ли в народе востребована его поэзия, его песни ещё через 25 лет? Через 50 лет? Через 100 лет?

Т.В. – Думаю, что всё написанное Высоцким в связи с общечеловеческими ценностями – «несиюминутное» - останется и надолго. Особенно его «запредельные», как их иногда называют, песни – «Кони привередливые», «Купола» и многие другие - останутся надолго. Тема жизни человека, тема России и многие другие – останутся и будут востребованы вне зависимости от того, что будет происходить в России.
       Сиюминутное, бытовое, злободневное - забудется с исчезновением причин появления песен на эти темы. Всё будет зависеть от будущего общества и его социального строя. Прервётся ли «история болезни страны»? Ведь одни болезни исчезают, другие возникают. А история болезней всё не кончается и зависит от общества… Уходят в прошлое годы Советской власти, и многое в песнях и стихах Высоцкого, да и других поэтов прошлого века, становится неактуальным для различных «слоёв» нашего расслоённого общества. Например, «Банька по белому» (да и «по чёрному») сегодня воспринимается уже по-другому: либералами – как способ напомнить прикованным к телевизору обывателям об ужасах бывших режимов, продолжателями дела движения к светлому будущему – с ностальгией по сильной власти, патриотами – с непониманием, кем-то – как историческая справка, ещё кем-то – с восхищением, некоторыми – с ненавистью. И это понятно и закономерно. Борьба власти (элиты, режима) и народа продолжается, да она и не кончалась - ни при царском, ни при советском, ни при постсоветском режимах. Поэты иногда занимали места по обе стороны баррикад, но большинство истинных, больших мастеров слова находилось всегда по другую сторону от власти, независимо от времени, когда они жили. Рядом с властью оставались только «придворные» поэты-льстецы и сочинители гимнов… Что будет через 50 лет с востребованностью народом песен Высоцкого – кто же это скажет? Тем более - что будет через 100 лет… Но хочется надеяться, что многие из лучших его песен пришли и останутся навсегда любимыми самыми разными людьми будущего. Ведь 25 лет уже прошло, и мы его помним и слышим…

В. Т. – А другие песни, такие как «Песня киноактёра», «Тюменская нефть», «Гербарий», например, - будут ли звучать?

Т. В. – Конечно же, только в другом контексте времени, в другой окраске. «Революция в Тюмени» и всенародная государственная «Тюменьская нефть», романтически воспетая Высоцким в СССР, закончилась захватом (приватизацией) её избранными приближёнными к власти олигархами и криминалитетом. Как впрочем, и все природные ресурсы России. И теперь звучит по-иному фраза Высоцкого – «В Тюмени с нефтью – полная труба!». Труба-то полная, только нефть уже не становится «энергиею масс», а - пожалуй, энергией «нефтяных королей». Но есть и такая фраза Высоцкого, которая возможно теперь останется в жизни даже, а не в песне, надолго: «Что больше «более» у нас, а меньше «менее»…». Действительно, чем больше доходы богатых, тем беднее бедные… Кстати, что касается пророчеств Владимира Семёновича – возможно, случайных, – то их и в песне «Революция в Тюмени» много: «…Но близок час великих перемен / и революционных ситуаций!». А в следующих строках поэт заявляет: «В борьбе у нас нет классовых врагов – лишь гул подземных нефтяных течений, но есть сопротивление пластов, а также ломка старых представлений…». У кого это - «у нас», что это за «сопротивление пластов», что за ломка представлений? - Высоцкий предоставляет право догадываться об этом самим читателям и тех лет, и читателям 2005-го года. Этим и интересна такая универсальная по смыслу поэзия: не только о нефти писал тут автор! События в России в конце века подтвердили и слова об отсутствии классовой борьбы: была разная борьба – борьба мировоззрений, борьба честных людей и нечестных, борьба богатых и бедных… Может быть потому, что классовая борьба – признак революционных ситуаций, а не контрреволюции и антиконституционных переворотов? Впрочем, это – дело политиков. А Высоцкий в политику погружаться не хотел. Но прогнозы делал – какой поэт обходится без прогнозов? И сбываются они по-своему: «Темнота впереди – подожди!... Ничего, распогодится », «Давно уже в Раю не рай, а ад, но рай чертей в Аду зато построен!», «В общем, всё нормально, всё в порядке, всё, как говорится, на мази.», « Есть свобода раскрыть парашют!», «…вся страна никогда никуда не летит!», «…И я устрою вам такой «скачок», как только доберусь до высшей власти!», «Колдуны пророчили: де / будет всё попозже…/ за камнями очереди, / за костями – тоже…», «Тишь в благоустроенном и каменном веку…», «Живёт больное всё бодрей, всё злей и бесполезней и наслаждается своей историей болезни»… Тогда больное было одно, теперь другое – новое «больное», но тоже - наслаждается, да ещё прилюдно с размахом и с рекламой своих болезней! Да и «Гербарий» - вещь почти вечная…
 
В.Т. - Сбылись ли пророчества Высоцкого относительно собственной судьбы?

Т.В. - Думаю, да – всё об этом сказано в стихотворении «Памятник» 1973 года: «Я, напротив, ушёл всенародно из гранита!». Не сбылись строки «…И в санях меня галопом повлекут по снегу утром…», но есть и печальные - «Не слыхать его пульса с сорок третьей весны…» - написано Высоцким в 1975 году, случайно ли? В 1979 году, давая интервью пятигорскому телевидению, Высоцкий на вопрос - «Какой вопрос вы бы хотели задать самому себе?» - ответил так: «Я вам скажу… Может быть, я ошибусь… Сколько мне ещё осталось лет. Месяцев, недель, дней и часов творчества? Вот такой я хотел бы задать себе вопрос. Вернее, знать на него ответ».

В.Т. – Кем больше он был – артистом театра, кино или поэтом?

Т.В. – Мне кажется, что поэтом. Поющим поэтом.


       Валерий Таиров (В.Т. и он же - Т.В.)


* - на фото - на выставке, посвящённой творчеству В.С.Высоцкого в СПб, зал Невский, 20 (на фоне картины автора, В.Таирова, - "Кони привередливые" Х.,масло)