08. 17 Серафима Евгеньевна Никитина

Артём Киракосов
http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/3525/ - моя видеозапись с Вечера





Артём Киракосов

О ДРУГОМ И ДРУГИХ


семнадцать мгновений весны





8 \\ 17 Серафима Евгеньевна НИКИТИНА
 об искусстве говорить и о искусстве петь…

Нет! так нельзя, нет! Я не лектор, хотя меня обзывают таковым. А ~~ драйв ~~ ? Где `драйв`? Нет! не могу! – ушёл! Не могу слышать, хотя понимаю – Серафима Евгеньевна – известный фольклорист, учёный-лингвист, экспедиционер, филолог, певица – человек достойный, популярный, страстный, одухотворённый. На встречах с нею всегда много народу, людей, интересующихся фольклором, людей, пришедших послушать её… Ещё раз убеждаюсь – не иду `общей тропою`. Что же `дёргает`? – Драйв! Драйв должен быть! А драйва нет!! даже в словах о предмете изучения.

Публичное выступление – всегда – театр, шоу (немного), интрига, цепляющая душу, внимание, берущая за живое, как говорится.

Мне почему-то подумалось, что исполнять – нельзя! надо петь. Петь – значит верить! Что значит “изложить материал” “грамотно”? – А нам потом что, `зачёт` по нему сдавать, тянуть билеты?

– Ты же сам – лектор, не стыдно тебе, Артёмка?

– Я не лектор… Я – … (`педагог`?). Я так не веду себя – скучища!.. Нельзя. Нам что, достать тетрадки, записывать? За ней?

И потом, что за название «Русский конфессиональный фольклор»? Насколько я понимаю, конфессии три (главные): православие, католичество, протестантизм? А мы тут слушаем пение старообрядцев: молокан, духоборов, пятидесятников. Это – сектанты, в нашем недавнем понимании. Так что, я и в принципе – не согласен – даже с названием, и написал своё – «Фольклор русских сектантов». Можно написать: «Фольклор русских старообрядцев». Но не «РУССКИЙ КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР», так, как на плакате вечера. И не это главное, главное, что форма “лекции” мне аллергически несимпатична, противоположна. А само пение русских старообрядцев, их многочисленных согласий, не темперировано, как джаз, блюз, как всё народное. Можно ли это записать, “изложить”? А можно ли его `исполнять`? Да, можно, но – душою. Страстно!! Можно, но – искренне, самозабвенно, как того требуют эти стихи. Этого не дано Серафиме Евгеньевне, известному учёному, певице, лингвисту, филологу, экспедиционеру. Или мне не дано было это почувствовать. Что, тоже, вполне вероятно. #Правильное изложение материала#, имитация, – не то… незачем. Конечно, вероятно, на каких-либо семинарах, конференциях, прочем – это необходимо, как всё научное, но… будете ли вы доклады известных учёных о блюзе читать, слушать, если вам не нужно будет отвечать по ним по билетам на зачёте или экзамене?

Да, и ещё! – главное. То, что уже не касается Серафимы Евгеньевны, а касается того бесценного материала, который она показала нам на экране. (Спасибо! за это особое!..) (Мне лично вовсе не помогал, а мешал её комментарий. Иногда важно – просто видеть, просто слышать. Достаточно.) По экранным наблюдением за материалом, люди, самоизолировавшиеся от\\из жизни, не становятся лучшими христианами. Как говорил Георгий (отец Георгий Чистяков): «Христианство там, где люди. Это удивительно, но мы замечаем, что там, где нет людей, нет и христианства. Христос пришёл к людям. Он идёт в люди, за людьми. Бог стал Человеком, чтобы Человек стал Богом». Замкнутость в своей якобы ~ правде ~ катастрофична. Лучше – может быть? – со всеми… Чем так? Это вопрос… Им и остаётся.

Много пешком, с ранней юности, путешествуя по Кавказу, я видел, как живут различные согласия старообрядцев. И, конечно же, сравнивал эту изолированность с тем, что видел вокруг. Имею и непосредственный опыт общения со старообрядцами. Хочу подтвердить, что соглашаюсь со своим пастырем, отцом Георгием – Христос шёл не от людей, а к людям. ДЛЯ ЛЮДЕЙ – ЖИЗНЬ. ЖИЗНЬ – ЛЮДЯМ! Вот, пожалуй, – и главное. ЖИЗНЬ – ДЛЯ ЛЮДЕЙ. ЖИТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ! Вот смысл того, ради чего Бог стал Человеком, а Человек – Богом, пройдя апостольскими путями личных голгоф через радости и ужасы земного.

 
9 апреля – 14 апреля 2008-го года