На смерть царя Бориса

Леонид Волков -Лео Лево
И начал Ной возделывать землю, и насадил виноградник.
И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
И увидел Хам, отец  Ханаана, наготу отца своего, и вышедши рассказал двум братьям своим.
Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего…
         
    Книга Бытия.  Глава 9.

Умер Борис Ельцин. «Царь Борис», как назвал его приближенный журналист Олег Попцов. Ельцин сам повторял иногда годуновскую фразу: «Я царь или не царь?» Повторял с веселой искрой в глазах. Царь Борис отнюдь не был лишен чувства юмора и чувства игры. Но если и был Борис Ельцин русским царем, то таким, о каком только мечтать могла бы Россия за столетия своего державства. Хотя царем он в действительности не был.
       Я представляю, какую бурю недоумения вызовет моя следующая фраза. Ну что ж? Да, Ельцин, с его крестьянскими корнями и строительным дипломом был вождем-просветителем. Он преподал России потрясающий урок практической демократии. Урок, который до него не удавался никому. По величию и великолепию его фигуры я рискую сранить Ельцина с Петром. Только Петр был жесток, а Ельцин тверд и деликатен. Он обладал петровской решимостью. Петровсим нетривиальным историческим глазомером, и отсюда почти профетическим видением неизбежности реформ. Только Петр был модернизатором 18-го века и потому изменил прежде всего внешний и военный облик России. А Ельцин стал политическим просветителем и провозвестником новой исторической судьбы нашего несоразмерно огромного края. Остается только удивляться, откуда явился в историю конца 20-го века этот уральский самородок.
       Я никогда не был фанатом Ельцина. Мое воспитание не позволяло и не позволяет мне в принципе быть фанатом. Но будучи сторонником не Ельцина, а русской демократии, я понимал как важен этот человек с его волей, с его харизмой, с его исторической искренностью для неизбежного поворота России от потерявшей всякий смысл и содержание советской империи к новому будущему. И потому я не только поддержал Ельцина, но стал одним из тех, кто помог организовать его приход к власти. И не жалею. В короткой статье даже прямому свидетелю невозможно сказать все об этом человеке. Но кое-от чего не могу освободить себя. И прежде всего от того, чтобы ответить его хулителям, как убежденным, так и конъюнктурным.
       Три главных пункта ставят Ельцину в вину: Беловежские соглашения, алкоголизм, Чечню.Я не хочу в этом посмертном тексте слишком глубоко вдаваться в политические материи. Я просто солидаризируюсь со Сванидзе, который на днях удачно сказал: Ельцин с Кравчуком и Шушкевичем лишь сбросили ярлык с переставшей существовать системы. СССР изжил себя по всем линиям сам. Изжил геополитически, изжил, территориально. Но этот старый ярлык, этот обветшавший каркас мешал, очень мешал рождению свежего и давил под собой его рост. Ельцин это понял и взял на себя главную ответственность за непопулярное решение. Я помню этот день. Великий день, вечером которого мы в кабинете Бурбулиса распили шампанское по поводу беловежского решения. С радостными лицами его пригубили тогда и некоторые из тех, кто потом долго будет лить грязь на «царя Бориса».
Алкоголизм. Я, практически непьющий человек, не побоюсь коснуться этой темы.
С чего это вдруг Россия – самая пьющая страна на свете, становится вдруг такой пуританской трезвенницей, как только речь заходит о Ельцине? Словно все вдруг включились в пресловутую антиалкогольную кампанию. Да простится мне вольность, но не побоюсь сказать, что было бы странно и даже тревожно, если бы в пьющей стране президент был скучным трезвенником. Великий Черчилль глушил коньяк. Заметьте не традиционный британский виски. Так чем же хуже Ельцин, который в годы, не менее трудные чем годы правления Черчиля, позволял себе рюмку –другую русской водки. Но я никогда не видел его пьяным. Так что если даже он бывал «под шафе» при исполнении служебных обязанностей, то умел настолько владеть собой, что можно лишь сказать –честь богатырю и место.
Вопроса о Чечне здесь касаться не буду. Очень уж сложен и пртиворечив этот вопрос. Так же как и сама Чечня. Одно только ясно, что если и ввязался царь Борис в чеченскую мясорубку, то не ради карьеры, не ради обретения популярности, и не ради славы.
       Еще раз повторю. Я не был фанатом Ельцина и нередко расходился с ним по конкретным вопросам. Но я воспринял его явно преждевременную смерть как потерю близкого человека. И мне не хотелось бы, как некоторым, похоронить вместе с Ельциным ельцинскую эпоху. А похороны ее, похоже уже начались. И довольно странным образом.
       Не очень ясно, почему в светском государстве прощальный доступ к телу его первого президента, кстати к церкви не принадлежавшего, должно происходить в православном храме. Разве не был Ельцин демократическим президентом всех ста с лишним национальностей и многих вероисповеданий России? Разве не был он, если хотите, конституционным отцом многонациональной Федерации – Россия. Отпевание возможно в храме, но не светское прощание. Но не в этом главное. Я очень боюсь, что с сегодня на завтра начнется, или уже началась канонизация Ельцина, приобщение его к официальному лику государственных святых. А затем и использование канона в откровенно или прикровенно манипулятитвных целях. И будут именем Ельцина крестить «свободой» то что свободой представляется только в устах присяжных пиарщиков и очень независисмых официальных лиц.
       Вот тогда это будут уже даже не христианские похороны ельцинской эпохи, а извращенно-дьявольское занятие вбивания осинового кола в гроб с великим делом «царя Бориса».

Леонид Волков
Б. Народный депутат РФ 1990-1993 г.г

25 апреля 2007 - 06 сентября 2010

Пояснения к фото: стоят слева направо в первом ряду депутаты: Гуревич, Волков, Красавченко,Уражцев,Филатов,Ельцин. Во втором ряду: Филиппов,Варов, А. Медведев, Задонский, Пономарев,Юшенков. В третьем ряду: Шелов-Коведяев,Румянцев, Любимов.