Где находится Австралия?

Ирина Зеленовская
Когда я училась в школе, я не любила половину предметов. Точнее, я любила два предмета – русский и литературу, остальные делила пополам – те, которые терпеть не могла и те, к которым относилась равнодушно. В числе последних была и география. Ну зачем мне знать, где находится озеро Чад, если я туда не собираюсь? Я знаю, что расстояние от меня до Москвы – ого! А до Австралии? Ого-го! От меня до Австралии столько еще России, Казахстана, Китая, Индии, множества мелких и крупных государств и островов, да еще сколько океана, Океана! Я ведь никогда не пойму, насколько огромно это расстояние! Но зато я безошибочно отвечу на вопрос:

- Где находится Австралия?
- В нижнем правом углу карты мира.

Вот так. Мир – отдельно, я – отдельно. А как иначе? Не стану же я объяснять:
- Так-так, где у нас тут юго-восток? Значит, идете все время прямо, идти придется очень долго, потом плывете, тоже долго, а потом будет Австралия.
И для многих людей она находится именно в нижнем правом углу карты мира. Что мы еще про нее знаем? Думаете, я начну вспоминать школьный курс географии? Или, еще хуже, полезу в справочник? Все, что я знаю об Австралии – это то, что ее территория не делится на государства. И что уж мне действительно хотелось бы знать – зачем мне вся эта информация.
Между тем, попробуйте на вопрос «где находится Австралия?» ответить «не знаю». Ваш рейтинг в глазах окружающих сильно упадет. Опять же, можно попробовать рассказать про юго-восток… Но лучше не надо.

И вот сейчас, двадцати четырех лет отроду, я стала интересоваться картами мира. Особое удовольствие, конечно, разглядывать старинные карты. Обычно, там изображено два полушария. Между ними, сверху и снизу – кружочки поменьше, с северным и южным полюсами. По бокам – картинки с надписями четырех стихий – земля, вода, огонь и воздух. И, если повезет, изображения времен года – камин для зимы, вино, разливаемое из бочек, для осени, изобилие фруктов для лета и едва зеленеющие веточки для весны. А еще, на самой карте, поверх материков - овальные рамочки, и в них неразборчивые письмена. На нарисованных морях плавают нарисованные кораблики, иногда даже рыбки, и на месте, где должна быть Антарктида, стоят несколько разряженных господ и держат опять-таки какую-то неразборчивую табличку. Общий цвет такой карты – бежево-зеленый, коричневатый. Это эстетика внешняя, ясно, что на такой карте не разыскать городок, где живет ваша бабушка. Но можно оценить работу древних мастеров, прочитать «terra Australis incognita» и таким образом хоть как-то приобщиться к древности.

Далее, есть карты, которые выпускались брошюрами. Каждая посвящена отдельной стране, республике, острову: Танзания, Албания, Бирма, Филиппины, Мадагаскар, Кампучия, Мозамбик – все, что торчит поверх Великого океана. Печатало их, ни много, ни мало, главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР. Такие огромные карты, сложенные в десять раз, очень неплохо смотрятся на школьной доске, но неудобны в быту – не помещаются на стол, а в проходе между диваном и шкафом смотрятся неуместно. Можно, конечно, обклеить ими стены, если вы ярый фанат, и вас не смущает, что Ирак и Австралия будут одного размера.

Наконец, атлас мира. Коричневые горы, голубые моря, зеленые равнины. Водишь пальцем от одного края материка до другого, и любые границы тебе нипочем. Названия городов, которые забудешь, едва перевернув страницу. Некоторые находятся в такой глухомани, что непонятно, как там живут люди и зачем. Разглядывать их так же интересно, как входить в чужую квартиру – все так, да не так. И стены как у тебя, да коридор уводит не вправо, а влево. И диван такой же, да без подлокотников.
От моего города до Австралии всего 15 листов.
Вот такая география.