Готика

Александр Даэ Смирнов
Предисловие.
Данная статья, написанная мной ещё в достаточно бессознательном возрасте, была призвана отразить моё субъективное мнение о том, что в действительности представляет из себя "готическая" субкультура. Но, несмотря на то, что с тех пор прошло достаточно времени для того, чтобы мои собственные взгляды на данный вопрос несколько изменились, всё же, мне кажется, что мои мысли на эту тему могут показаться читателям небезынтересными. Прошу принять во внимание то, что я ни в коем случае не считаю всё, что констатировано здесь, в достаточной мере объективным, чтобы быть применимым к каким-либо вопросам, выходящим за рамки данной тематики. И, конечно же, все тезисы, изложенные в этой статье, не претендуют на право считаться единственно верными, они, в сумме со всеми другими материалами, касающимися данного вопроса, которые могут быть найдены на просторах интернет-сети и страницах периодических печатных изданий, лишь только призваны помочь заинтересованному читателю составить своё собственное мнение о том, что есть "готика".

Часть I.
Основные понятия.

Готика – душевная болезнь, форма психического расстройства, особое состояние, вызванное, как правило, частой или постоянной депрессией на основе сильных душевных потрясений и/или переживаний, характеризующееся неизбывностью одиночества и вожделением к печали.
Одиночество – ощущение душевной пустоты, которая не может быть заполнена лишь только собственным сознанием и нуждается в заполнении чужим. Это ощущение сопровождается болью.
Сознание – все мысли и чувства человека.
Душа – сущность человека, собственно сам человек, за исключением бренной оболочки.
N.B. Человек, так как способен чувствовать только то, что чувствует сам, думать только то, что думает сам, и ощущать только то, что переживает сам, ограничен рамками своей души и соответственно не может быть одинок в пределах всего мира, но может быть одинок только в пределах своего внутреннего мира, фактически, в пределах себя самого. Следовательно, окружение человека не влияет напрямую на его одиночество и может влиять на него только в той степени, в которой влияет на самого человека. Соответственно, общение (в привычном понимании этого слова, т.е. – разговоры, совместные занятия чем-либо и т.д.) может избавлять от одиночества, только в том случае, когда оно приносит взаимопонимание сокровенного и объединяет людей одним стремлением. Самодостаточные люди, душа которых полностью заполнена их сознанием, не одиноки даже в полном уединении: находясь наедине со своими мыслями и чувствами, они не ощущают пустоты и не чувствуют боли (конкретно этого характера). То же самое верно и для людей, верующих в небезразличного Бога и молящегося Ему, пустота в душе которых заполнена ощущением Его небезразличия. Остальным же, для того чтобы прекратить своё одиночество, необходимо либо обрести истовую веру в такого Бога, либо стать самодостаточными, либо породниться душой с другим человеком, слиться частично с ним воедино.
Депрессия – острое болезненное состояние, обусловленное верой в отсутствие надежды на изменение к лучшему хоть чего-нибудь в собственной жизни, характеризующееся тем, что всё вокруг причиняет сильнейшую боль, в связи с чем невозможно заниматься ничем, кроме как слушать собственные мысли, что, вследствие их общего мрачного настроя и их хода, направленного на саморазрушение и самоуничижение, только усиливает страдание. Депрессия сопровождается невыносимой болью.
N.B. Находясь в депрессии, человек не способен мыслить трезво, так как его рассудок мутится от боли, поэтому выйти самостоятельно из этого состояния (в пределах одного промежутка бодрствования) практически невозможно.
Гот – человек, которому свойственно состояние готики. (Те, кому свойственно состояние готики, как правило, находятся в нём постоянно, или почти постоянно. Те же, кому оно не свойственно, способны переживать его только в исключительных случаях и только в течение непродолжительного промежутка времени.)
Готам характерен совершенно особый склад ума, что определяет особое восприятие ими окружающего, а также своего собственного, внутреннего мира, мрачно-романтический образ мышления и меланхолический характер.
Мрачно-романтический образ мышления – образ мышления, для которого характерны идеализация нематериальной действительности, повышенная чувствительность ко всему духовному, а также стремление к возвышенному, невозможность достичь которого вызывает ощущение острой дисгармонии с миром и с самим собой.
Многие особенности состояния готов находят внешнее проявление в первую очередь в их поведении. Депрессии порождают стремление к уединению, которое только усиливается из-за осознания готом невозможности окружающих разделить с ним хотя бы часть его мыслей и чувств. Неизбывность одиночества делает присутствие других людей, неспособных понять, подчас раздражительным. Меланхолический характер обуславливает задумчивость, чувствительность и впечатлительность наряду со скрытностью и замкнутостью, стремление к которой также укрепляется осознанием невозможности обрести понимание окружающих. А мрачно-романтический образ мышления, помимо того, что обуславливает ранимость и особую чувствительность к душевной боли, влечёт за собой склонность к мечтательности, абстрагированию от материальной реальности и, соответственно, частым прострациям наряду с задумчивостью. Для готов также характерно индивидуалистическое восприятие людей, вызванное замкнутостью на собственной индивидуальности, во многом обуславливающее отношение к ним: в то время как отдельные люди могут иметь для гота какой-то смысл, общество людей, как правило, имеет для него мало значения, и люди, как массовое явление чаще всего вызывают у гота либо страх, обусловленный осознанием той боли, которую они могут ему причинить, либо пренебрежение, обусловленное досадой на их неспособность к его пониманию, либо безразличие и игнорирование.
N.B. Готическое состояние человека не ограничивает его только рамками печали и боли. Так что готам доступны и другие ощущения, соответствующие обстоятельствам и свойственные людям в общем, даже такие как радость (в моменты отсутствия депрессии) и любовь. Но человек в состоянии готики всё же не может испытывать счастья, которое определяет выход из этого состояния, так как противоречит ощущению одиночества.
Счастье – состояние, обусловленное соитием и единением различных частей духовного целого, присущего человеку, в его душе. (Большинство людей практически всегда счастливы, хотя могут и не осознавать этого, располагая своим счастьем по-умолчанию и не имея возможности сравнивать это своё состояние с пережитым на собственном опыте продолжительным и осознанным несчастьем.)
Контакт и общение двух (или более) готов чаще всего приводит к тому, что они, обретя взаимопонимание, перестают быть одинокими, и, следовательно, перестают быть готами, что правда не мешает им оставаться меланхоликами и мрачными романтиками, стремиться к возвышенному и любоваться печалью. Таким образом, любое объединение готов как таковых невозможно, а, следовательно, невозможно и существование каких-либо готических формаций, состоящих более чем из одного человека, массовых готических движений, культур и субкультур, что обусловлено ещё и индивидуалистическим воззрением на людей самих готов.
Готам, также как и практически всем людям, свойственно стремиться к выражению своего внутреннего мира в мир внешний, в том числе путём преображения в соответствии со своим характером, образом мысли, душевным состоянием и настроением своего внешнего вида и по возможности обстановки своего обиталища, что позволяет чувствовать себя естественнее и комфортнее.
Готическое состояние также нередко является источником мыслей и чувств, терзающих душу и нуждающихся в воплощении, которое они чаще всего обретают в различных проявлениях творчества, предметах искусств, таких как музыка, литература (поэзия и проза), архитектура, живопись/фотография и др.

Часть 2.
Готические искусства.

Готическая музыка – музыка, написанная под влиянием готического состояния.
Музыке, написанной по вдохновению свойственно непосредственно воплощать в себе ощущения и чувства своего творца. Соответственно, для готической музыки характерны все те интонации, которые несут в себе печаль, боль и ощущение одиночества. В ней так же могут отражаться и меланхолия и мрачный романтизм, выраженный в музыкально-интонационном воплощении возвышенной боли.
N.B. Готы, находящиеся в готическом состоянии, пишут музыку для выражения своей боли и облегчения посредством этого своего состояния, ослабления депрессии и таким образом хотя бы незначительного излечения своей души. По этому восприятие такой музыки по особому воздействует и на других готов, в какой-то мере исцеляя их душу, очищая её от боли, и облегчая страдания.
Готическая архитектура – архитектура «пламенеющего» стиля, пришедшего на смену романскому в XII-XIII веках, зародившегося во Франции и распространившегося позднее практически по всем странам западной Европы. Наиболее яркое выражение готический стиль находит в католических соборах того времени, которые всем своим внешним видом и внутренним убранством воплощают стремление человеческой души к Богу, как к чему-то высшему, отрешение от всего мирского, земного, материального: шпили соборов теряются где-то высоко в небе, потолки высоки, стены полны витражей и окон, кажется, что они сами тонки и невесомы, что они пропускают свет… Собственно готическая архитектура не имеет непосредственного отношения к готике в её нынешнем понимании, она лишь отражает сущность готического мировоззрения той эпохи, с течением времени понимание готики значительно углубилось и расширилось и приобрело не столь массовый характер.
Готическая литература – художественная литература, для которой характерно воплощать в своём содержании такие черты готического состояния, как печаль, мрачный строй мыслей, депрессивность настроений, отрешённость от материального мира… В общем и целом, любые литературные произведения, написанные под влиянием готического состояния, несут в себе эти элементы и могут считаться готическими. Готическим также принято называть течение в европейской литературе распространённое в конце XIII – начале XIX веков, и подхваченного позднее некоторыми писателями-романтиками XIX-XX веков, литературу «мрака, тайны и ужаса». Эта литература также по праву может считаться готической в нынешнем понимании, хотя и не обязательно несёт в себе отражение всех элементов готического состояния.
Собственно, любое произведение искусства, созданное под влиянием готического состояния и несущее в себе проявления его черт, может считаться готическим.